Дмитрий СУРОВИКИН. ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁМ? Обзор журнала «ДОН», №7-9, 2015

Автор: Дмитрий СУРОВИКИН | Рубрика: ФОРУМ | Просмотров: 723 | Дата: 2015-08-26 | Комментариев: 0

 

Дмитрий СУРОВИКИН

ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁМ?

Обзор журнала  «ДОН», №7-9, 2015

 

Журнал «Дон» не мог пройти мимо такого литературно факта, как 150-летие романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». И читателя останавливает погружённый в людские души взгляд великого писателя с его фото на открытии номера.

Представлять поэта Геннадия Калашникова (Москва) нет необходимости. Тонкий лирик, современное письмо, лица необщее выражение… Его подборка «Восходят наши души» весьма удачно работает на генеральную линию журнала – отражать, выражать злобу дня не декларативно, а по мере возможности художественностью текста. Первый же диптих «Азов» вроде бы весь на полутонах, притягивает густой образностью, но ведь в нём эхом откликается то, что извергает огнь и дым в ближнем – не чужом! – приделе.

Разлукою каждый мой день истолкован,

в упругих объятьях дерев и ветров

приметы прощанья, недаром с Азовом

щемяще и тяжко рифмуется зов.

 

И красный закат загорится и канет,

и горькое мне утешенье дано,

что в чёрных и скорбных созвездьях над нами

высокое, нежное небо одно.

 

Интересен поэтический раздел и в целом, прежде всего тем, что здесь представлены абсолютно непохожие авторы.

Отмеченный сравнительно недавно по справедливости горьковской премией Юрий Могутин (Москва) совестлив и честен. Новые стихи прежде всего присылает в редакцию ставшего ему родным по духу журнала «Дон», порой нуждаясь не только в публикации, но и в отклике. Мужество и достоинство отличают Юрия Николаевича. А ведь для него по своей немощи даже подготовить стихи к печати сложно. Как сам написал в редакцию, он «скорбен глазами». Стихи Могутина – поэзия высокой пробы, поэзия выстраданная.

Не ломись в тюрьму, не целуй замки,

Не просись к теням на постой.

Брешь в душе терновым кустом заткни,

Родниковой залей водой.

 

Суровая реальность теребит его душу, и тогда он возвышает голос, прибегает к обжигающей прямой речи. Юрий Могутин мужественно несёт свой крест русского поэта.

Нет, я не Пушкин, и не Дельвиг

И не Собчак, чтоб горло драть.

Держава, дай немного денег

На хлеб и общую тетрадь.

 

В неожиданном качестве предстаёт москвич Евгений Степанов, чья «Лирическая тетрадь» предельно откровенна и посвящена предмету поклонения, страсти… Это, можно сказать, хроникально фиксируемое то самое «воспитание чувств», что радует, мучает, но более всего – одухотворяет. Подборка называется «Ты – это я», и этой формуле слияния нельзя не верить.

Как хорошо – не брать,

Как хорошо – дарить.

Как хорошо – не врать,

Как хорошо – парить!

 

Сквозь хлебниковское проборматывание и сбивчивость строк Александра Петрушкина (Кыштым Челябинской области) проступает континентальный гул времени. Автор чуток в восприятии мира и людского окружения. И с этим смыслом его подборка стихотворений далеко не случайно озаглавлена «Стебли чужих дыханий».

Тихвин (Ленинградская обл.) – место пребывания другого автора Виктора Тихомирова-Тихвинского, и стихи его «Мирские углы» наполнены звуками и красками малого города, живущего с оглядкой на Северную столицу.

Вячеслав Сукачёв сравнительно недавно перебрался с Дальнего Востока в Сочи и благодаря «Дону» осваивает литературное пространство Юга России. Его роман «Спящий в ножнах» захватывает с первых страниц, здесь реализм соседствует с неподдающимися разуму явлениями. Несколько сюжетных линий то переплетаются, то расходятся. Типажи узнаваемы, ситуации проживаются вместе с автором.

Повесть Марии Бородиной (Пушкино, Московская обл.) «Лесной город» – этакий Чехов сегодня, вещь современная, неспешное поначалу повествование приобретает трагическое звучание. Вместе с автором читатель задаётся извечным вопросом, для чего живём?

Николай Ушаков, рожак станицы Вёшенской, и волею судеб ему выпало помогать в обретении рукописи «Тихого Дона». Почти детективная история «Причастность» о поиске шолоховского оригинала принадлежит его авторству.

Под рубрикой «Наш Шолохов» главный редактор Виктор Петров отвечает репликой «Перо на постельном белье» Валентину Осипову, который взялся критиковать журнал «Дон», прибегнув к недобросовестному цитированию. Это перепечатка материала из газеты «День литературы», но снабжённая комментариями с её сайта, где читатели довольно нелицеприятно отзываются о самом Осипове. Итог – Валентин Осипов выведен из состава редколлегии журнала «Дон».

Журнал более года публикует под рубрикой «Смысл» дискуссионные материалы о литературной критике. Они посвящены современности. Однако на этот раз даётся уникальная подборка высказываний Оскара Уайльда «Критика сама искусство» (публикация Владимира Соколова из Барнаула).

И заключает номер статья-реквием Наталии Лосевой «Принципиально провинциальный». Критик из Твери повествует о судьбе романа Юрия Красавина «Письмена». Журнал «Дон» имел отношение и к этому произведению, и к самому писателю. Автор делает вывод:

«Провинциальный писатель – это судьба, диагноз или несмываемое пятно? Красавин не был создан для суеты вокруг издательств, он не мог приспособиться к новому времени... Красавин был создан для вдумчивого труда, для титанической работы над словом, а не для предприимчивых ходов и суеты вокруг премиального стола.

Мои земляки признательны журналу «Дон», что он один мог разглядеть в огромном вале печатных листов божью искру таланта. И не только разглядел, но и рискнул поместить роман в пяти номерах… Поддержка подлинного писателя, писателя трагической судьбы Юрия Васильевича Красавина, числимого критикой по ведомству провинциальных авторов, это ли не поступок? И его зачтёт русская литература».