Андрей РУМЯНЦЕВ. ОТКЛИК В НАШЕМ СЕРДЦЕ. Памяти Александра Вампилова

Автор: Андрей РУМЯНЦЕВ | Рубрика: ПАМЯТЬ | Просмотров: 709 | Дата: 2015-08-13 | Комментариев: 1

 

Андрей РУМЯНЦЕВ

ОТКЛИК В НАШЕМ СЕРДЦЕ

Памяти Александра Вампилова

 

19 августа исполняется очередная годовщина со дня рождения драматурга, а 17 августа – траурная дата его гибели.

Какого же писателя потеряла русская литература в августе 1972 года? В каком кругу мастеров отечественного искусства можно рассматривать драматурга, исходя из его вклада в отечественную словесность, понимания им творчества как части духовной жизни нации, наконец, того влияния, которое оказывает он как художник на развитие мирового театра?

Сейчас в писаниях либералов общим местом стало рассуждение о том, что при «тоталитарной системе» в России не могли-де появиться таланты мирового уровня. Ссылаются на судьбу И.Бродского и А.Солженицына: они стали Нобелевскими лауреатами после вынужденной эмиграции за границу. Или на судьбу Б.Пастернака, отмеченного той же премией в годы, когда его шельмовали в родной стране. Да и наиболее известными русскими писателями на Западе во второй половине двадцатого века, мол, стали лишь те, что боролись с «тоталитаризмом». Но жизнь и творчество таких  выдающихся художников слова как М.Шолохов и А.Твардовский, В.Астафьев и В.Распутин, Н.Рубцов и А.Вампилов опровергают высосанные из пальца «теории» либералов. Ни один из них не был благонадежным, приспосабливающимся к власти, исповедующим догматы своего времени писателем. Каждый из них чувствовал себя независимым в мыслях, поступках, творчестве, каждый был сам себе судья. Великий национальный талант проявляет себя при любой системе. Не зря Александр Вампилов говорил в самые тяжелые минуты жизни о своих недоброжелателях – театральных чиновниках: «Куда они денутся? Поставят! Я обложил их со всех сторон».

Власть возносила на пьедесталы приспособленцев и дельцов от искусства, поощряла ремесленные поделки в литературе, но это не сбивало с истинного пути подлинных мастеров. Вампилова в том числе. Его неоконченную комедию «Несравненный Наконечников» мы читаем как некое дружеское предостережение: «Подумай, какую «модную» книжку ты выбрал на уличном развале, какой разрекламированный спектакль ты хочешь посмотреть». Эта комедия – беспощадная сатира на театральные нравы, которые Вампилов хорошо знал и которые сегодня приобрели особо циничные формы.   

Когда-то Александр Герцен, писатель беспокойный и стойкий, много страдавший и непреклонно сохранявший свои убеждения, обращался к русским людям:

«…Пора действительно знакомить Европу с Русью. Европа нас не знает… Пусть она узнает ближе народ, которого отроческую силу она оценила в бою, где он остался победителем; расскажем ей об этом мощном и неразгаданном народе, который втихомолку образовал государство в 50 миллионов… о народе, который как-то чудно умел сохранить себя под игом монгольских орд и немецких бюрократов, под капральской палкой казарменной дисциплины и под позорным кнутом татарским, – который сохранил величавые черты, живой ум и разгул широкой, богатой натуры под гнетом крепостного состояния и в ответ на царский приказ образоваться ответил через сто лет громадным явлением Пушкина… До сих пор мы были непростительно скромны и, сознавая свое тяжелое положение, забывали всё хорошее, полное надежд и развития, что представляет наша народная жизнь».

Пьесы Александра Вампилова, широко разошедшиеся по миру, как раз и выполняют эту миссию. Они показывают Европе, давно погрязшей в торгашестве и безнравственности, что на Руси и во второй половине двадцатого «цивилизованного» века оставались чистая, требовательная и стойкая любовь, вступившая на сцену с вампиловскими героинями Валентиной, Машей, Ниной, Галиной, духовное братство не по кровному, а по заповеданному Богом родству, явившемуся в облике Сарафанова. И даже опустошенная душа Зилова, который в царстве денег не стал бы так казнить себя, а в родном отечестве драматурга испытывает муки совести, после которых, возможно, ещё и наступит исцеление, – даже он сохраняет в остатке бескорыстие, понимание зла и добра. Это свойство комедий и драм Вампилова, которое без натяжки можно назвать подлинным гуманизмом, найдет отклик на любом континенте и в любую эпоху. Оно и ставит творчество драматурга в один ряд с великой русской классикой.