Валерий СДОБНЯКОВ. «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК», № 44, 2015 г. Обзор журнала

Автор: Валерий СДОБНЯКОВ | Рубрика: ФОРУМ | Просмотров: 745 | Дата: 2015-06-18 | Комментариев: 0

 

Валерий СДОБНЯКОВ

«ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК», № 44, 2015 г.

Обзор

 

Мы с радостью поздравляем нашего автора и члена редакционного совета Юрия Бондарева с 70-летием великой Победы.

«Трудно подыскать те слова, которые бы выразили восхищение и Вашим творчеством, и Вашим ратным подвигом, совершённым в годы самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества. Как мы должны благодарить судьбу за то, что она спасла, пощадила Вас в снегах Сталинграда, дабы прибавилось в русской литературе ещё одним выдающимся писателем, классиком, чьи рассказы, повести, романы стали той опорой, что помогла выжить в столь непростые, судьбоносные для страны времена многим и многим верным сынам и дочерям России. Вы своей жизнью, своим примером доказали, что не только можно, но и нужно быть честным, мужественным, справедливым в самые подлые и предательские времена. Потому что всё в нашей жизни проходит, и только Правда остаётся вечной, незыблемой, спасающей человечество. Ваш дар предвидения, философского осмысления происходящих на планете событий предостерегающе помогает нам выбрать верный путь в дальнейшей истории России. В канун великого и святого для подавляющего большинства жителей нашей страны праздника Дня Победы, позвольте пожелать Вам здоровья. Да будет и впредь талант Ваш радостен и светел для миллионов читателей».

 

Номер открывает повествование Николая Коняева (С-Петербург) «История одного путешествия». Это интереснейшие погружение автора во времена и пространства русской истории. Странствуя по нижегородским приделам, писатель одновременно открывает для себя суть русского бытия, где вера и государственное строительство – понятия неразрывные.

Продолжает историческую тему в «Вертикали. ХХI век» беседы о русской истории Анатолия Парпары (Москва) «Державные строители России». Это заключительные очерки книги, начальные главы которой опубликованы в № 29 и 31 нашего журнала за 2010 г. Автор завершает своё исследование временем царствования государя Ивана III, которому «народ дал любовно не одно имя, как обычно, а сразу три: Иван Грозный – для врагов, Иван Правосуд – для своих, Иван Великий – от дел его.

Статья Павла Кренёва (Москва), нового для нашего журнала автора, посвящена раскрытию неизвестных страниц разгрома тамбовского крестьянского восстания под руководством А.С. Антонова. В результате работы в закрытых архивах, Кренёв на уникальных документах показывает стиль и методы оперативной работы тогдашнего ЧК. Читается статья – как захватывающий детектив. Название же другой статьи в рубрике, посвящённой предстоящему юбилею М.Горького «О том, как Ленин изгнал из России «Буревестника революции» кандидата филологических наук Евгения Позднина (Н-Новгород) говорит само за себя. Статья написана жёстко, но очень аргументировано, с приведением множества неоспоримых документальных фактов.

Литературная часть журнала традиционно представлена поэтическими и прозаическими публикациями. Так, редакция от души поздравляет с 60-летием поэта из С-Петербурга Бориса Орлова, публикуя большую подборку его стихов. С такой же большой подборкой впервые выходит к нашим читателям другой замечательный поэт Владимир Скиф (Иркутск).

Мы рады новой встречи с нашими давними авторами Иваном Тертычным и Светланой Вьюгиной (Москва). Их рассказы светлы, добры и человечны, написаны с большой культурой и неравнодушным сердцем. С новой большой повестью-сказкой о войне и мире «Фея уходит в лес» выходит к нашим читателям известный нижегородский прозаик Николай Бондаренко. Повесть вроде бы написана для детей, но за приключениями сказочных героев видятся совсем не сказочные проблемы нашего общества. Повесть обращена к серьёзному и вдумчивому читателю.

Блестяще написанный очерк передал редакции известный русский писатель Владимир Карпов (Москва) «Эй, мужик, позови мне барина!». Это рассказ – свободный, вольный, с юмором и серьёзными замечаниями, размышлениями – о проходящих в Ясной Поляне писательских встречах. Тут множество ярких образов (Владимир Толстой, Валентин Курбатов, Пётр Краснов, Иван Евсеенко, Вячеслав Дёгтев…) и удивительная атмосфера вольного творчества. В другом очерке Михаил Попов (Архангельск) напротив сосредоточен. Его материал «Дивеево как диво, то есть чудо, или Чётки христовой сестры Неониллы» посвящён паломнической поездке автора по святым местам батюшки Серафима Саровского и истории тех людей, что повстречались автору на этом пути. Нижегородец, художник Виктор Тырданов, ещё один дебютант нашего журнала, рассказывает о трудно сложившейся судьбе, сломленного жизнью человека. Но обретённая вера не только духовно очищает, но и предаёт смысл дальнейшему существованию человека, оправдывает его существование на земле.

В разделе критики продолжается обсуждение книги Валерия Сдобнякова «В предчувствии апокалипсиса. Актуальные беседы на постсоветском пространстве». В предыдущем номере с большой полемичной статьёй об этой книге выступил писатель из США Геннадий Петров. В этом номере под общим заголовком «Оптимистическое предчувствие неизбежного» перепечатываются из разных журналов и альманахов Москвы, Смоленска, Н-Новгорода сразу четыре статьи писателей и критиков из Москвы, Сарова, Нижнего Новгорода – Ирины Ушаковой, Татьяны Криницкой, Дмитрия Фаминского, Владимира Цветкова. Статья последнего – дань благодарной памяти о безвременно ушедшем из жизни замечательном писателе.       

     Большой интерес вызвала публикация на страницах «Вертикали. ХХI век» работа протоиерея Евгения Юшкова «Ломпада моя тлеет…». В № 44 мы продолжили публикацию размышлений священника о вере, жизни, искусстве.

«Отец брал нас с братом к себе на работу, – вспоминает о. Евгений, – помогать как на основной работе, так и на подряде – покраске чугунных печей на складе НЗ. Их там было несметное количество и необыкновенной для нас тяжести. Вот он поснимает их с верхних ярусов, наставит нам на полу, и мы их мажем «графитом», предварительно продраив проржавленные места металлической щёткой. Сам же уйдёт на основную работу… Работая две нормы, домой приходил смертельно усталый. Помню, как однажды он уснул за ужином, звякнула только ложка, выпавшая из рук. Утром снова полуголодный на работу, и так каждый день, а выходные – работа по дому. В те годы так многие жили, особенно многодетные семьи. Когда принял сан, усиленно работал над собой, бесконечно выписывая примеры из Житий для проповедей, для исповеди. Тогда книг было мало…» «В те времена всякий раз, как я приезжал в Нижний на исповедь к о. Григорию (Долбунову, – В.С.), – замечает о. Евгений в другом месте, – и после беседовал с ним, вспоминал всех наших, он спрашивал об отце, а я жаловался, что папа теряет память, на что, несколько помолчав, о. Григорий как-то так протяжно, как будто пролистывая их большое многолетнее знакомство, говорил: «Ну и потрудился же он»… Во время служения в Кинешме мне приходилось выполнять по 6-7 треб в день – соборования, причастия, после чего я буквально падал от усталости, а отец в Великий Пост выполнял до 28 треб-Причастий, с утра до позднего вечера лазая по лестницам многоэтажных домов на седьмом десятке лет!»

Я уверен, все книги о. Евгения Юшкова писались «пред очами отца»… Они написаны с ответственностью и несут читателям радость открытия, радость приобщения к чуду, которое, возможно, в полной мере самими читателями как чудо и не воспринимается. Просто вдруг стало легче и светлее жить, вдруг мир, наполненный столькими соблазнами и искушениями, страстями и переживаниями, потерями и страданиями стал понятнее и проще. Вдруг в нём увиделось главное, всё определяющее и… дарующее бедующее, которое зависит только от тебя.   

     Завершается журнал рубриками «Наша хроника», «В Нижегородской областной организации Союза писателей России», в которых опубликована информация, рассказывающая о наиболее значимых событиях, как в жизни редакции, так и в литературной и культурной жизни Нижегородской области. Особое интересны материалы, посвящённые борьбе Общественной топонимической комиссии, созданной при писательской организации, за возвращение исконного имени Монастырская площади, которая сейчас, после множества переименований в советское время, носит имя Лядова (псевдоним партийного деятеля 20-х годов М.Н. Мандельштама).

Главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»