Владимир БОНДАРЕНКО. ИЗДАТЕЛЬ ВСЕЯ РУСИ. К 75-летию Валентина Юркина

Автор: Владимир БОНДАРЕНКО | Рубрика: не указана | Просмотров: 571 | Дата: 2015-04-20 | Коментариев: 0

Владимир БОНДАРЕНКО

ИЗДАТЕЛЬ ВСЕЯ РУСИ

К 75-летию Валентина Юркина

 

Пожалуй, почти в каждом доме в России найдётся хоть одна книга издательства «Молодая гвардия», одного из крупнейших мировых издательств. К счастью, это издательство выстояло и в лихие девяностые годы, хотя его пробовали и обанкротить, и распродать по кусочкам. Выстояло, потому что в нём работала сильная профессиональная команда во главе с генеральным директором Валентином Фёдоровичем Юркиным.

Восемнадцатого апреля Валентину Фёдоровичу исполняется 75 лет. И одновременно сорок лет работы в издательстве. Родился он в селе Донское Задонского района Липецкой области незадолго до войны, в 1940 году. Трудовую деятельность начал в родном колхозе, потом работал на шахте, учился в Липецком педагогическом институте, где и получил специальность «учитель истории, русского языка и литературы средней школы». Но ещё в институте занимался активно комсомольской работой, и был направлен на работу в комсомоле, оттуда уже попал в армию. Отслужив, закончил в 1965 году ВКШ при ВЦ ВЛКСМ (1965), в 1975 году по предложению руководства издательства перешёл на работу в издательство «Молодая Гвардия» в качестве ведущего одной из ответственных редакций – редакции по истории комсомола и научной литературы. И уже в числе лучших отправлен в аспирантуру Высшей партийной школы им. К.Маркса при ЦК СЕПГ в Германию (1983). Успешно защитил диссертацию. Кандидат философских наук. Имеет звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», награждён медалями, почётным знаком ВЛКСМ.

Вернувшись из Германии был сначала назначен заместителем главного редактора Главной редакции общественно-политической литературы Госкомиздата СССР, а в 1985 году утверждён директором издательства «Молодая гвардия». После создания издательско-политического объединения в 1992 году – генеральный директор ОАО «Молодая гвардия».

Вот вкратце и все анкетные данные, а дальше уже напряжённая работа в одном из крупнейших отечественных издательств. Сколько других, не менее крупных и уважаемых издательств, от «Советской России» до «Художественной литературы», от «Советского писателя» до «Современника», или погребены под руинами перестройки, или влачат самое убогое существование. Немало было подобных преград и перед «Молодой гвардией», насколько я знаю, роль генерального директора в налаживании успешной работы издательства в новых рыночных условиях чрезвычайно велика. Он описал все эти проблемы в своей книге «Время и книги. «Молодая гвардия» в эпоху перемен».
  Вовремя уловив склонность нового перестроечного читателя к сериям, Валентин Фёдорович и всю работу издательства поставил на серийный поток. Кроме ещё с дореволюционных времён популярной серии ЖЗЛ в издательстве активно заработали поэтическая серия «Золотой жираф», выпускающая сборнички стихов от классических Николая Гумилева и Юрия Кузнецова до современных поэтов русской провинции Игоря Тюленева и Елены Сойни; историческая серия «Живая история: Повседневная жизнь человечества», в которой можно найти всё – от подвигов древних кельтов до богемной жизни русского Парижа; мемуарная серия «Близкое прошлое», в числе которой вышла и моя книга «Последние поэты империи». Книги издательства за последние годы получают десятки самых крупных премий, от «Большой книги» до «Национального бестселлера» и премии Александра Невского. Издательство принимает участие во всех крупнейших книжных салонах и ярмарках в России и за рубежом. Вокруг Валентина Фёдоровича сложился сильнейший авторский коллектив из лучших писателей России всех возрастов и направлений.
  Валентин Фёдорович рассказывает: «Долгую биографию «Молодой гвардии» можно разделить на два этапа: с 1922-го по 1992-й, когда за семь десятилетий она превратилась в крупнейшее издательство в СССР и Европе. Следующие два десятилетия – это «эпоха перемен», когда стояла главная задача – выжить, сохранить вектор, продолжить выпускать книги. Особое время – 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. В жизни издательства, его многочисленных работников, авторов, миллионов читателей она стала не только суровым испытанием, но и проверкой способности всех и каждого отдать всё для победы. «Молодая гвардия» в числе немногих предприятий все дни войны оставалась в Москве. Издательство ни на один день не прерывало своей работы, целиком подчиняя её нуждам фронта. Был начат выпуск новых серий: «Искусство воевать», «Беседы о воинском воспитании», «Герои Отечественной войны», «Библиотечка бойца всеобуча», «Военная библиотечка комсомольца», «Библиотека молодого партизана». Издавались брошюры боевого назначения: «Учить метать гранату», «Программа для обучения бойцов-истребителей танков», «Памятка автоматчика», «Памятка снайпера». Среди вышедших книг: А.Бусяцкий «Памятка истребителя танков», Д.Борисов «Памятка подрывника», А.Фёдоров «Истребители дзотов». Продолжается выпуск художественной литературы. В 1942-м вышли: «Василий Тёркин» А.Твардовского, «Лирика» К.Симонова, произведения Б.Лавренёва, Л.Леонова, А.Платонова, Ю.Нагибина, Н.Бирюкова, А.Яшина, О.Берггольц, М.Светлова. В конце войны увидел свет сборник молодых поэтов-фронтовиков под редакцией Александра Суркова…».

Вот и сейчас, к семидесятилетию великой Победы, издательство уже выпускает лучшую военную прозу и поэзию, мемуары полководцев, жизнеописания прославленных героев. Среди них книги М.Шолохова, Ю.Бондарева, М.Алексеева, К.Симонова, Б.Полевого, В.Астафьева, В.Быкова, Н.Старшинова, Е.Исаева, С.Орлова, М.Луконина, Е.Носова, В.Некрасова, К.Воробьёва, Ю.Нагибина и многих других.

Даже в лихие девяностые годы, когда в обществе сложилась негативная тенденция, направленная на то, чтобы опорочить государство и пересмотреть значение Победы, принизить подвиг армии и народа, всячески скомпрометировать современные вооружённые силы России, позиция «Молодой гвардии» осталась неизменной. Юркин и его команда не поддались чисто коммерческому, чернушному, разрушительному, клеветническому уклону в книгоиздании, не переключились на Викторов Суворовых и Шендеровичей. При этом директор издательства всегда ратует за широту взглядов, за универсализм и полноту исторических знаний. Вот и в серии ЖЗЛ среди авторов можно найти крутого либерала Дмитрия Быкова и русского националиста Станислава Куняева, среди героев книг и Николай Рубцов, и Иосиф Бродский, Михаил Шолохов и Александр Солженицын, белые генералы и красные полководцы – единая русская история.

А с какой любовью, с каким вниманием Валентин Фёдорович Юркин работает с авторами. Это уже не подёнщина, а природная любовь к литературе. Читаю в интервью с Юркиным: «У нас всегда была особая атмосфера: автор, особенно молодой, приходил и становился нашим другом. Например, Валентин Распутин. В «Молодой гвардии» вышло тринадцать его книг, включая последнюю «Дочь Ивана, мать Ивана», кроме того, у нас с ним был осуществлен феноменальный альбомный проект «Сибирь, Сибирь». Более тысячи снимков, добытых фотографами в течение многих лет, вышли под одной обложкой с текстом Валентина Григорьевича. Известный поэт Александр Яшин однажды прислал в издательство письмо примерно такого содержания: появился молодой писатель. Язык крепкий, дело, тему, жизнь народную – знает. Прошу обратить на него внимание. Яшин заканчивает письмо такими словами: «Пусть ему поможет Бог и «Молодая гвардия!». Александр Яковлевич хлопотал о начинающем в ту пору путь в литературе Василии Белове, почитающемся ныне в ранге классика.

Многие старшие коллеги запомнили молодого Шукшина в кирзовых сапогах, он пришёл в редакцию с рукописью своей первой книги рассказов «Сельские жители». Его творчество сразу пришлось по вкусу, и с ним практически сразу установились самые тёплые отношения.

Особый случай – Виктор Астафьев. Крупнейшая фигура. Тот, кто хочет понять глубинный русский язык, – не тот нынешний, городской, протёртый, лишённый своей пряности, а язык истинный, во всём его великолепии и богатстве, – тот должен читать астафьевскую прозу. Астафьев настолько силён, что и через десятки лет люди будут черпать из его творчества силу для жизни…».

С горечью Валентин Фёдорович вспоминает, как продирались сквозь завалы перестроечных лет, когда кто-то неведомый хотел уничтожить всю отечественную культуру целиком. Впрочем, и сегодня, несмотря на общий национальный подъём, радоваться рано. Как считает Валентин Фёдорович: «Если говорить о современной литературе в целом, то рынок сегодня бросил книгу на панель, без учёта её миссии. Ей нанесён тяжёлый удар. Популярность и тиражи самых лучших литературных журналов упали в сто раз по сравнению с советским временем. Тиражи книг снизились в пятьдесят раз. Все российское книгоиздание высыхает, как Аральское море. Государство, к сожалению, недооценивает значение книги. А она, книга, как лекарство! Наша задача – целиком и полностью раскрыть этот потенциал. Умница Ирина Одоевцева не в бровь, а прямо в глаз сказала: «Только деградация общества может отодвинуть литературу на окраину жизни. Высокоразвитое общество выдвигает книгу и чтение на самое видное место. Чтение нужно как религия»…».

Об этом надо твердить постоянно по всем каналам радио и телевидения – государство до сих пор явно недооценивает значение книги. Нация, лишённая отечественной культуры, быстро деградирует.

Владимир Фёдорович разрабатывает и новые планы, думает над новыми сериями. К примеру, в ЖЗЛ появилась своя «Малая серия». Юркин не раз задумывался, что делать с небольшими по объёму, но ценными рукописями о великих людях: «Издательство иногда получает небольшие рукописи, но ценные. Воспоминания Изы Высоцкой о легендарном барде невелики по объёму, но пронзительны по чувству и важны как свидетельства первоисточника. Книга собрала хорошие отклики и быстро разошлась. Тут в издательстве вспомнили, что в искусстве статистика и размеры не столь значимы, как в строительстве. Вспомним зарисовки Ромена Роллана или Бунина о Льве Толстом. Или короткие и ёмкие портреты Стендаля, Казановы и Льва Толстого, письма непревзойденного Стефана Цвейга…».

Так и вышла в «Малой серии» для начала небольшая книга Александра Воронского о Гоголе. Книга с необычной судьбой, в своё время арестованная вместе с её автором, но уцелевшая. Затем вышли в «Малой серии» книги о Довлатове, Оскаре Уайльде, Михаиле Ульянове. Эта серия оказалась очень удобной и для меня. Не влезая в краеведение и текстологию, дать небольшой, но ёмкий образ писателя – это удобно и для литератора, и для читателя. Таким образом у меня вышли книги в «Малой серии» ЖЗЛ о «мистическом гении» Михаиле Лермонтове, о «русском поэте, хотя и еврейце» Иосифе Бродском.

Сегодня, по сути, «Молодая гвардия» – старейшее издательство России, с девяностолетней историей. А серии ЖЗЛ вообще исполнилось 125 лет. Вспоминает директор издательства:  «В 1890 году Флорентий Павленков объявил о создании биографической серии, которая сразу вызвала живейший читательский интерес. Идея Павленкова охватить историю человечества через биографии великих людей оказалась грандиозной и новаторской. Однако Первая мировая война, революция, Гражданская война прервали жизнь серии. Возникла реальная опасность её исчезновения. Спасение пришло в лице М.Горького».

 И вот уже одно поколение уважаемых авторов серии ЖЗЛ сменяет другое, вослед за М.Булгаковым, А.Лосевым, С.Дурылиным приходят В.Кожинов, Ю.Лощиц, И.Золотусский. Проходит ещё десятилетие, приходят и новые писатели: А.Варламов, З.Прилепин, С.Шаргунов. Выходят новые замечательные книги. И по-прежнему организовывает этот процесс всё тот же неутомимый Валентин Фёдорович Юркин.

Думаю, нелегко ему преодолевать апатию государственных чиновников. Как бы ни кивали на общее снижение интереса к чтению, но даже в Японии на душу населения приходится нынче одиннадцать книг, а у нас – от силы три книги. Я уже не сравниваю с Америкой, активно развивающей своё книгоиздание.

Как считает Юркин: «За два рыночных десятилетия средние тиражи в России снизились в 20-30 раз. Сегодня тиражи до 500 (!) экземпляров составляют почти половину Федерального книгоиздания. До 90-х годов средний тираж книг "Молодой гвардии" составлял 100 тыс. экз. И напомню, что это была проза мирового уровня: Виктор Астафьев, Василь Быков, Валентин Распутин, Юрий Бондарев, Владимир Солоухин... Сейчас тиражи в 100 тысяч составляют 1(!) процент, и не будем говорить о том, какая это литература. Русская книга теряет свою просветительскую функцию, уступая место массовому тиражированию "чтива". И вообще российское пространство "обескнижено". Свыше 80 процентов книг издаётся в Москве и Петербурге и здесь же потребляется…».

Тем не менее, возникают в издательстве новые проекты, приходят новые авторы. Работа идёт. Не случайно же Валентина Фёдоровича можно встретить на всех важнейших книжных ярмарках и книжных фестивалях. Там же и обступают его вездесущие репортёры и интервьюеры. На вопрос журнала «Международная жизнь» о своих издательских планах и об участии в книжной выставке «Молодой гвардии» Юркин сказал: «Людмила Сараскина подготовила выдающуюся биографию Ф.М. Достоевского. Это третья биография гения в серии ЖЗЛ. Три года назад Людмила Ивановна справилась со сложной книгой об А.И. Солженицыне. Последняя её работа – такой силы и пронзительности, что хотелось, чтобы каждый человек прочитал – книга и освежает, и напоминает о подлинных ценностях бытия, заставляет задуматься…

В один из дней книжной выставки читатели встретятся с Александром Прохановым и его биографической книгой «Хождение в огонь. Путешествие по собственной жизни». Уверен, общение с этим автором будет, как всегда, парадоксально, спорно, неожиданно, но поучительно. Алексей Варламов, Святослав Рыбас, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Александр Бондаренко, Виктор Лопатников, Николай Долгополов и многие другие – это плеяда блестящих писателей нашего времени – все они побывают на нашем стенде во время работы выставки…».

Заметил, о себе Валентин Фёдорович говорить не любит, любое интервью сразу же переводит на своих авторов и их героев. Такова жизнь издателя. И потому, от всей души поздравляя генерального директора издательства «Молодая гвардия» Валентина Фёдоровича Юркина с 75-летием, я присоединяюсь всей душой к его призывам:

«Не устану повторять: книги – это не нефть и не газ, не драгоценные металлы и не водка, нельзя обкладывать их производство всевозможными оброками с разных сторон. Надо максимально упростить их путь к благодарному читателю.

Недавно члены Российского книжного союза (РКС) вместе со своим президентом С.В. Степашиным обсуждали ситуацию, сложившуюся в отрасли. Ощущение такое, что российское книгоиздание, как Аральское море, на глазах у всех усыхает! Книга – интеллект и педагогика нации. Вспомним Льва Толстого с его призывом разрабатывать «единую истинную науку, – которая теперь в загоне, – НАУКУ О ТОМ, КАК ЖИТЬ». К сожалению, всё говорит о том, что эта наука продолжает быть в загоне и сегодня. Иными словами, чего стоит наука жизни без книг, интерес к которым стал последнее время заметно снижаться? Общество, в котором падает престиж книги, – больное общество…».

Как говорил небезызвестный Джордж Сорос: «Если население неграмотно, то никакая демократия не страшна». Не пора ли нашему обществу выздоравливать? А уж такие бойцы книжного фронта, как Валентин Юркин, всегда помогут!

Всего доброго вам, Валентин Фёдорович, и вашим близким, радости и любви, уюта и тепла вашему дому.