Александр БАЛТИН. МАЯК МАЯКОВСКОГО. К 125-летию со дня рождения (19 июля 1893 – 14 апреля 1930)

Автор: Александр БАЛТИН | Рубрика: ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ | Просмотров: 62 | Дата: 2018-07-20 | Комментариев: 1

 

 Александр БАЛТИН

 МАЯК МАЯКОВСКОГО

 К 125-летию со дня рождения (19 июля 1893 – 14 апреля 1930)

 

 Обветшал ли язык русский к началу двадцатого века?

 Рифма износилась точно: как платье, что использовали многие; рифма истрепалась, стала скучной, чуть ли не вовсе не нужной.

 Нужно было перетряхнуть пласты языка – и изобрести новую рифму, давая образцы работы поэтам будущих поколений, и Маяковский, вламываясь в крепость литературы, принялся за работу с истовостью – и всей щедростью дара, граничащего с гением.

 Не слышали ранее таких созвучий – и показались они грубыми…

 Не слышали, и не рассчитывали услышать: после нежной и грустной музыки символизма; не предполагали, что такою лестницей можно идти: с широкими ступенями лестницей нового стихосложения.

 Маяковский гремел, блистал; слова сталкивались, как шары в бильярдной игре, которую он так любил, – и высекали, что искры, новые значения, а суммируясь давали неведомую доселе образность: дикую и яркую: в рост нарождавшемуся веку.

 Кабы не эксперименты Маяковского с рифмой, вся сегодняшняя поэзия писалась бы верлибром…

 Если бы не глыбы трудов горлана – развитие поэзии остановилось бы.

 Но он вершил труды – сквозь бездны преград и препятствий, сквозь мещанскую косность мировосприятия; он шёл от бездны, ведомый только ему, и бездна эта дала блестящую метафизическую победу – несмотря ни на что…

 И на маяк Маяковского пошли корабли поэтов будущих поколений.

 

 Маяковский и кино

 Демонический Маяковский – в плаще и шляпе итальянского карбонария...

 Или как?

 Демоническая роль Маяковского в фильме "Драма в кабаре футуристов №13" – какой ещё может быть номер? Только такой...

 Из Мартина Идена вырастает "Не для денег родившийся", ибо футуризм видел планету, купающуюся в солнце счастья изменённых отношений людей: но у денег своё мнение по этому поводу.

 Не оттого ли не сохранилось ни одной копии фильма?

 Более-менее отчётливо Маяковский-актёр и режиссёр представляется по ленте "Барышня и хулиган", хотя едва ли кто-то вспомнит рассказ, по которому он сделан; но выразительность хулигана, отмеченного живым монументализмом огромного (во всех смыслах) поэта, врезается в память так, что не вытравить.

 Маяковского не мог не интересовать кинематограф – во-первых, он был будущим, как футуризм, во-вторых, есть нечто общее в принципе монтажа и построение стихотворения – особенно – стихов Маяковского, чья монтажная лесенка сама часто организует зримые кадры.

 ...Был ещё эксцентрический бурлеск "Октябрюхов и Декабрюхов"...

 Но, представляется, всё было бы иначе – иной яркости, – будь кинематограф во времена Маяковского более развит.

 Впрочем, и той, дополнительной к поэтическому дару, яркости Маяковского в кино хватает.