Валерий СКРИПКО. ЦЕРКОВЬ И ЛИБЕРАЛЫ: АЛТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН. О книге Игнатия Лапкина «К истинному православию»

Автор: Валерий СКРИПКО | Рубрика: КРИТИКА | Просмотров: 118 | Дата: 2018-02-08 | Комментариев: 0

 

Валерий СКРИПКО

ЦЕРКОВЬ И ЛИБЕРАЛЫ: АЛТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН

Критические заметки о книге Игнатия Лапкина «К истинному православию»

 

Взяв очередную книгу в библиотеке нашего местного Собора, я и не подозревал, что встречу в ней до боли знакомые либеральные идеи и «мотивы», которые отказывается принять душа, от которых – бунтует сердце, и «кипит» от возмущения – совесть! Автор книги, Игнатий Тихонович Лапкин борется за «истинное православие» – если так можно выразиться, не совсем православными методами. Подобная категоричность суждений уместна, как способ воздействия на аудиторию, у политика, у прокурора, но не у православного публициста. Нельзя, в одних местах книги, ссылаясь на Евангелие, осуждать гнев, а на других страницах – громить идейного противника самым гневным тоном! Эмоциональность автора книги в оценках – зашкаливает! С первых страниц сыплются обвинения на Московскую патриархию, по воле которой «отпевают, называя рабами Божьими, всех преступников и людоедов, начиная со Сталина…».

Здесь в сознании автора – политик явно «побеждает» христианина! И дальнейшее чтение показывает, что по своим взглядам, Лапкин – сильно напоминает наших российских либералов-западников, которые очень отрицательно относятся к российской власти, к государству. С начала двухтысячных годов к борьбе либералов за умы россиян подключились и публицисты, пишущие на религиозные темы. Книга Лапкина – яркая иллюстрация того, какие методы и приёмы применяются, чтобы увлечь православных читателей в бездну, из которой нет выхода.

Особенно неприемлемы взгляды Игнатия Лапкина на войну и патриотизм в разделе «А я вам говорю… любите врагов своих».

Содержание этого раздела показывает, как глубоко проник российский либерализм во многие сферы духовной жизни. Евангельскую истину – можно превратить в нечто прямо противоположное.

Механизм всех рассуждений автора прост: в обоснование своей правоты берутся только те доказательства, которые эту «правоту» подтверждают… Самые яркие и убедительные факты, которые явно противоречат мнению автора, выносится за скобки и умалчивается. Вот пример: автором осуждается всякое убийство, независимо от причины и обстоятельств, в том числе и на войне, независимо от того – грабительская она или освободительная! Такая «крайняя» позиция в качестве демонстрации гуманизма и средства пропаганды может быть и привлекательна, но на практике неприменима. Слишком много жертв она будет стоить. Ни государство, ни общество в режиме такой «идеологии» существовать не может.

Самая здоровая часть человечества веками мучается от агрессии сил мирового зла, а «непротивленцы», сидя в безопасном месте, веками твердят о недопустимости убийства. Как же тогда попустил Господь «подсуетиться» дьяволу, собрать, например, в монгольских степях кровожадное войско под предводительством Чингисхана, и утопить в крови целые государства? Значит, зачем-то было нужно это испытание. Зачем-то Богу нужно было и сопротивление народов этой азиатской агрессии. В противном случае, сейчас на земном шаре существовало бы только одно государство из потомков монголо-татарских племён!

Но автор верен себе. Он осуждает канонизацию Александра Невского, который «пролил человеческую кровь», защищая Русь!.. «Естественно» осуждаются и... безбожники, которые «постоянно муссируют только один подвиг св. Сергия Радонежского».

Что взять с безбожников! На самом деле, какой же это подвиг? Сергий «благословил на войну с татарами за независимость Родины», дал двух иноков на войну (хотя, по мнению Лапкина, это есть прямое нарушение канонов Церкви).

Интересно, а соответствовала бы канонам Церкви – добровольная сдача Дмитрием Донским городов Руси на разграбление вражескому войску? Откуда взяты такие «каноны»? Кроме того, подобные рассуждения впадают в явное противоречие с заповедью: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В Евангелии от Матфея наш Спаситель называл эту заповедь в числе двух «НАИБОЛЬШИХ» вместе с заповедью – любить Бога всем сердцем своим!

Враги к БЛИЖНИМ не относятся! Очевидно, любовь к ним – не может быть на первом месте! Любовь к врагу, в данном случае, означает проявление христианского отношения к человеку вообще. Не надо проявлять излишней жестокости, мести, без крайней необходимости отвечать злом на зло!

Но позволительно ли из-за любви к врагам покориться им, и дать растерзать своего ближнего, которого ты должен любить не меньше? Любовь во всех случаях – предполагает защиту и заботу. За спинами воинов осаждаемого города, селения – беззащитные старики, жёны и малые дети. Их надо отдать на растерзание из-за «любви» к врагам?! Но автор книги Лапкин о всех ближних, которые тоже ждут спасения, старательно умалчивает… Любое упоминание – явно поколебало бы всю стройность его рассуждений. Он настаивает, что «грех одинаков и на том, кто убивает и на том, кто благословляет на войну. И на том, кто просто считает, что нужно против плоти воевать, убивать людей по ту сторону баррикад. Убивать тех, кто не так верит, или не с той стороны границы стоит».

И опять перед нами не проповедник пути к «истинному православию», а политик, идеолог какой-то «однобокой» странной идеологии, где все привычные понятия искажены, поменялись местами… Еще раз перечитаем фрагмент его рассуждений о тех «несчастных», которых записали во враги и убивают «неправильные» христиане.

«Грех убивать тех, кто не так верит! И не с той стороны границы стоит!». И всё. Словно других категорий врагов не бывает. Например, ничего не сказано о врагах нашей веры, которые нападают на нас с целью завладеть нашей территорией, разрушить наши храмы, уничтожить наше общество. Эти враги не просто бедные граждане, которые случайно оказались не на той стороне границы… Они принесли смолу, чтобы поджигать и запускать её через стены в наши дома, жечь наши иконы… Такого рода врагов в мире – абсолютное большинство!

Но… у российских либералов всегда так… «жалеют» тех, на ком от преступлений клейма негде ставить! И не замечают действительно несправедливо страдающих! Вспомните, лицемерное рвение наших прозападных правозащитников, которые день и ночь хлопотали о ком угодно, только не о своих российских воинах, гибнущих от боевиков-ваххабитов на Кавказе.

Апостол Павел в Послании «Евреям» писал о пророках, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, были крепки в войне, прогоняли полки чужих» (11:32-34)

Из всех подвигов христиан, перечисленных Апостолом Павлом, наш автор оставил только «избегание острия меча», но «избегание» не в смысле ловкости воинов-христиан, их боевой выучки, а в смысле сдачи без боя.

Какой же, единственный, универсальный метод противодействия «любимым» врагам придумал Лапкин – автор странной книги об «истинном православии»? Только молитву перед Святыми Иконами. Он приводит пример из истории, когда принесённая из Владимира в Москву икона Божьей матери спасла столицу от нападения монгольского завоевателя Тамерлана в 1395-м году… Такое же чудесное спасение икона Владимировская подарила нашему народу в 1480 году при нападении Ахмат-хана, и в 1521 году – крымского хана Махмет-Гирея.

Этих трёх примеров для автора достаточно, чтобы сделать вывод, что «военная стратегия тут не помогла». Автором решительно «вычеркнуты» из числа средств спасения русского народа от внешней агрессии – все сражения, которые наши князья вели на протяжении всего двухсотлетнего периода монголо-татарского ига. В том числе и Куликовское! И Бородинское! В 1812-м году чудотворную икону тоже проносили перед битвой с Наполеоном. Но воевать всё же пришлось, и воевать, проявляя чудеса героизма! О таком повороте событий, автор, конечно, не вспоминает.

Как пример для подражания он приводит историю мученика Феодора, который отказался от воинского знака и был казнен. Иными словами, отказался воевать. Хотелось бы, конечно, узнать кто из его соотечественников потом, не щадя жизни, защищал членов семьи этого «мученика» и «миролюбца»? Кто восстанавливал селение и дом Феодора после набегов врага?

В главе «Я вам говорю… любите врагов своих» приводятся множество примеров «любви» к врагам, мнения авторитетных философов второго века, например, Татиана, который считает убийство на войне недопустимым для христиан». Афинагора Афинского, который жил в третьем веке и предписывал христианам избегать даже присутствия при убийствах. Приводится мнение Оригена о том, что христиане должны «сражаться» не оружием, а молитвами и добрым влиянием на людей.

А что делать, когда молитва не помогает? По мнению Лапкина выход только один – убедить войско сдаться на милость врагу. Например, как Роман Углический, который не хотел «бесплодно» сопротивляться Батыю, а призывал «спасти город и жителей изъявлением покорности татарам».

Случаи, когда «изъявление покорности» не спасло город от гибели, автор, разумеется, не приводит. А они были на Руси повсеместно, где ступали копыта монгольских коней, и привели к гибели десятков тысяч людей.

«Героем» у Лапкина представлен и тысяченачальник Андрей Стратилат, который «убедил» своё войско численностью 2593 воина сдаться врагу, когда оно стояло на самой удобной позиции. Под воздействием речей своего духовного «вождя-путаника», «подражая Господу своему, воины, как незлобивые агнцы, отдались убийцам своим на заклание. Преклонив колени, они протянули шеи свои на заколение под мечи».

Никто, конечно, не объяснил воинам, а наш автор – читателям, что Господь – Иисус Христос, пошёл на казнь с великой особой целью, которую поставил перед ним Отец наш Небесный – умереть за грехи всех людей.
Сбивая воинов-христиан с толку, называющий себя христианином военачальник сам совершает смертельный грех, обрекая на смерть соотечественников! Автор книги, разумеется, умолчал и о том: к каким последствиям привела гибель войска для их селений и сограждан?

Лапкин даже возмущается, что в честь предателей Феодора, Романа Углического, Стратилата в православной церкви не называются храмы и часовни. Какие знакомые нам мотивы! Один в один  –«мнения» российских либеральных публицистов. Например, их речи в защиту «подвигов» предателя-генерала Власова.

Ближе к середине своей книги Лапкин вообще говорит «открытым» текстом, без всяких оговорок: «для святых пророков своё отечество было враждебно, и они молились даже о сдаче врагу без боя, лжепророки горели духом патриотизма и погубили и себя, и страну, и народ».

И это «истинное православие» Лапкин проповедует в христианской общине Алтайского края? Уму непостижимо. Там ведь большинство – люди грамотные. Каждый из них может взять в местной библиотеке «Православную энциклопедию», том № 9. И прочитать раздел «война». Вот что там написано на странице 218.

«Согласно церковному учению война не может быть желанным, но может стать вынужденным средством разрешения конфликтов. Осуждая войну, порождённую ненавистью и враждой, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идёт о защите ближних и восстановления попранной справедливости». Это выдержка из Основ социальной концепции РПЦ (V11 2).

Идея справедливой войны находит обоснование в словах Спасителя: «взявшие меч мечом погибнут» (Мф., 26.52).

«Использование военной силы понимается Церковью, как крайнее средство защиты от вооружённой агрессии со стороны других государств».

Евангельское понимание войны ради защиты справедливости – всё в мире ставит на место. Взявший меч вступает на путь Зла… и это зло убивает его. Мы должны и в этих людях видеть образ Божий, не мстить с удвоенной силой. Но нельзя давать Злу разрастаться до вселенских размеров, проглатывая страны и народы, заполняя их смертью и насилием. Под предлогом любви своим врагам Ласкин выстелил этот путь мечами сдавшихся воинов… только он забыл, что при таком трусливом поведении христианина никак не сбудется утверждение нашего Спасителя о том, что взявший меч – мечём и погибнет»…

В разделе «Война» Православной энциклопедии говорится, что «высшей степенью любви к человеку, по словам Христа, является жертва собой, отдание своей души за друзей (Ин.15.13). К такому жертвенному подвигу любви относится гибель на поле сражения, смерть от ран и перенесённых лишений во время войны в защиту отечества» (стр. 218).

Это же так естественно. Сторонникам «истинного православия», сочинённого Ласкиным, отдавать друзьям уже нечего! Неукоснительно выполняя один евангельский завет: любить своих врагов, и забывая все другие библейские наставления, они уже положили мечи к вражеским ногам, смирились, и отдали врагам душу, полную любви! Ну, разве так можно! При таком «прочтении» Евангелия – зло поползёт по миру беспрепятственно, как неизлечимая чума. Чудовищной злобы Чингисханы и Гитлеры захватят всю Вселенную!

Все эти рассуждения «непротивленцев» настолько нелепы, что остаётся только грустно улыбнуться вместе с великим Антоном Павловичем Чеховым и вспомнить его рассказ «Печенег». Герой рассказа – Жмухин задал законный вопрос своему случайному гостю, который не ест мяса:

– Ежели все будут вегетарианцами, то со свиньями как быть? Куда их?

И на ответ гостя, что свиньи, как и все животные, будут жить на воле, Жмухин резонно возражает:

– Так, да. Но позвольте, ведь если их не резать, то они размножатся, знаете ли, тогда прощайся с лугами и с огородами. Ведь свинья, ежели пустить ее на волю и не присмотреть за ней, все вам попортит в один день. Свинья и есть свинья, и недаром ее свиньей прозвали...

Автора совсем не смущает, что враги всех наций, не встречая никакого сопротивления, размножатся, как свиньи, потопчут все огороды, все памятники культуры, все страны и цивилизации!

А если говорить серьёзно, подобный «либеральный» способ мышления – это большое (если не основное) препятствие в деле сплочения российского общества для противодействия общим угрозам самому существованию нашего государства.

Для чего-то создал его Господь! И нельзя его так просто бросать на произвол судьбы!