Валерий СКРИПКО. «ТИТАНИК» СВОБОДЫ В РОССИЙСКИХ ВОДАХ. Эссе

Автор: Валерий СКРИПКО | Рубрика: ПУБЛИЦИСТИКА | Просмотров: 262 | Дата: 2018-01-20 | Комментариев: 0

 

Валерий СКРИПКО

«ТИТАНИК» СВОБОДЫ  В РОССИЙСКИХ ВОДАХ

Эссе

 

Сейчас наше общество очень напоминают известный корабль «Титаник».

В каютах первого класса расположились богатые господа, их офисы, охранники, журналисты. Это – элита. Она ничего не хочет знать о пассажирах третьего класса, которые ютятся в тесных каютах с двухъярусными кроватями, где вместо подушек ночью люди кладут себе под голову свои сумки и рюкзаки. Эти «низы» совсем рядом, но они уже во многом для «элиты» не реальные соотечественники, о которых надо заботиться, как о членах одной семьи. В их сознании – это некий абстрактный резерв рабочей силы для промышленного производства и укомплектования сферы услуг…

Хозяева корабля не предусмотрели для них даже достаточного количества спасательных шлюпок! Во время катастрофы выходы из нижних кают будут затруднены и пассажиры третьего класса погибнут, а… годы спустя, мировое сообщество будет смотреть фильм «Титаник» и плакать над мелодрамой двух любовников из числа пассажиров первого класса.

Кстати сказать: в распоряжении сценаристов фильма была реальная настоящая история любви двух пассажиров «Титаника» – уже немолодых Иды и Исидора Штраус. (Рассказ о них в интернете доступен всем.) Эта удивительная семья возвращалась в Нью-Йорк из путешествия по Европе. Они прожили вместе 41 год. Имели много детей. Пассажир первого класса, Исидор Штраус отказался садиться в спасательную шлюпку, уступив своё место женщинам и детям. Узнав об этом, Ида уступила место в шлюпке своей горничной, укрыв её своим пальто. «Мы прожили жизнь вместе с мужем, вместе и умрём»! – сказала она. Исидор и Ида погибли.

Этот потрясающий случай можно смело назвать примером истинно-христианского отношения к людям. Миллионер Штраус сознательно идёт на смерть, чтобы спасти женщин и детей. Его жена – дарит жизнь горничной! Какой удивительный фильм о дружбе и братстве разных социальных слоев общества можно было бы создать на основе этой подлинной истории. Но нынешней мировой «элите» – это не нужно!

Набирающему обороты всемирному обществу потребления – все эти благородные чувства уже недоступны, они отмирают… как проявления человечности у жителей островов, которых миссионеры надолго оставили жить на их островах в их привычной среде. Очарование религии прошло. Снова захотелось кого-нибудь съесть…

«Местные вожди» могут предложить аборигенам только захватывающий фильм «Титаник» о том, как более молодой любовник уводит невесту у строптивого жениха. Хищникам нравятся истории о победах одного хищника над другим.

Выбор создателями фильма сомнительной «любовной истории» вместо реальной истории о христианском подвиге сострадания свидетельствует о качественной порче человеческой натуры в наше время. Сострадание к «низам», как одно из основных чувств человека, ведущее его по жизни, повсеместно отмерло, растворилось. «Ан, вселенная – место глухое!» – утверждал поэт. И человечность – здесь штука чрезвычайно редкая и быстропроходящая.

Социологи утверждают, что еще сравнительно недавно, в 19-м веке, интеллигенция всех стран (в том числе была такая и в России) еще понимала, что для успешного развития любого государства необходимо бережно относиться к своим согражданам. Среди интеллигенции возникло движение в помощь социальным аутсайдерам. Врачи проводили инспекции на предприятиях и описывали условия труда, филантропы жертвовали деньги на помощь беднякам и сиротам, давали бесплатные уроки и выявляли одарённых ребятишек. Средний класс, в который входит всё больше и больше людей, горел желанием улучшить положение в обществе.

Потом и это «горение» прошло. Почему? Мне кажется, одной из главных причин, было такое глобальное явление, как научно-техническая революция и, связанная с ней, смена технологических укладов. Этот «прогресс» науки и техники был одновременно и трагическим по своей сути регрессом для качества человеческих отношений. Он развел людей по разным социальным группам так далеко друг от друга, что между ними порвалась живая связь, которая была в те далёкие времена, когда люди пересекали океаны на небольших шхунах… Там не было «лишних»! Там все были нужны друг другу, каждый выполнял свою часть обязанностей и помогал другому.
Межконтинентальный корабль «Титаник» начала двадцатого века – это первый символ нового потребительского общества. Потом появятся океанские круизные лайнеры, широкофюзеляжные самолёты-аэробусы. Пока есть природные ресурсы, мы еще участвуем в этом мировом процессе, который европейский культуролог Альфред Вебер называл «рационализацией существования», проникающий во все стороны нашей жизни». Наш соотечественник входит в этот процесс менее всего подготовленным и мало способным к «рационализации». В его натуре слишком много «крайностей»: и суворовские подвиги и отчаянные преступления –  всё ему подвластно и всё совершает он с полным увлечением и максимальной отдачей. Тут не обойтись без «идеологически мотивированного управления», без вдохновляющей объединяющей идеи. Это доказал общенародный праздник возвращения Крыма в Российскую федерацию. Это показало всероссийское общественное движение «Бессмертный полк».