Анатолий АПОСТОЛОВ. УРОКИ ИСТОРИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО. Итоги года 100-летия русской Революци

Автор: Анатолий АПОСТОЛОВ | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 113 | Дата: 2018-01-08 | Комментариев: 4

 

Анатолий АПОСТОЛОВ

УРОКИ ИСТОРИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Итоги года 100-летия русской Революции

 

Вот и прошёл 2017-й – год 100-летия Великой русской революции 1917-1922 годов. Он прошёл почти в таком же формальном духе, как и прошлый Год литературы, и другие юбилейные и неюбилейные, указанные (и установленные) «сверху» знаковые годы. Юбилейная дата, увы, не пробудила социально снулое общество. Довольно узкий круг наших сограждан вслед за покойным Солженициным размышлял в этом году о Феврале и Октябре. В основном это те, кому положено размышлять по государственной службе, или по партийной принадлежности, кто за «правильный» анализ прошлого в угоду «правильному» настоящему получает деньги.

 В стороне от высокой дискуссии осталось большинство бескорыстных подвижников исторической науки и просто любителей истории. Криминальная революция и третья Смута в лихие 90-е годы, с их разнузданным гедонизмом нанесла большой урон среди тех советских патриотов, кто изучал отечественную историю по Пикулю и по советским, художественным фильмам. Почти все они вымерли. Тем, кто выжил после криминально-сексуальной революции, сегодня не до истории и не до судеб страны, они живут сегодня проблемами собственного доживания в ожидании достойной смерти. Они давно поняли, что главный урок истории в том, что она стала Историей и что «мёртвые сраму не имут». Для них история – наука крайне интересная и поучительная. Она позволяет не только больше узнать о жизни на нашей планете задолго до нашего появления, но также помогает лучше понять человеческую природу.

Те, кто родился в начале третьей великой Смуты и великого Грабежа, понимает личную жизнь как бизнес и не хотят обременять себя политикой памяти, приращивать через научные дискуссии дополнительные знания о революции. Они считают глупым спорить с реальностью и тем более со своим неизвестным, туманным прошлым.

Жертвы идеологии протестного нигилизма (пофигизма) и гедонизма, они в течение «нулевых» безыдейных годов почти полностью утратили тягу к знаниям и вообще утратили природную любознательность. Как правило, это люди, мало что умеющие, и, что самое печальное, особо не стремящиеся чему-то научиться и овладеть в совершенстве профессией, найти своё призвание. Это поколение детей, не приученных учиться, не обученных, но грамотных потребителей и «жертв системы школьного разучения РФ» (Андрей Максимов). Им одинаково неинтересно знать о черных и белых пятнах отечественной истории, о славе и позоре своих предков. Даже альковная, тайная жизнь советских вождей не интересна им. Их мало интересует не только судьба юных любовниц Сталина – Вали Истоминой и Розы Каганович, но и судьба первой возлюбленной цесаревича Николая Александровича – Матильды Кшесинской. А посему дискуссия, объявленная властью в Год Революции, не могла быть массовой и общенародной. Сиюминутные «страсти-мордасти» телепередачи «Дом-2» им стократ ближе и понятней великих любовных историй прошлого.

 Власть в этом году, как и в прошлый Год литературы, устранилась от общественных дискуссий и не стала узурпировать пространство памяти о Революции 1917-22. Она отдала культуру исторической памяти на откуп русско-еврейской народности, всем тем, кто ныне считает себя главным представителем ещё только формируемой, но в перспективе могучей политической нации. Отсюда и такая вялотекущая реакция на этот юбилей со стороны электората, полное игнорирование его на местах и в регионах основной частью простонародья (народными массами). Отсюда двойственность и сумеречность общественного сознания, достаточно большой разброс мнений и оценок. У каждого политолога-аналитика было своё мнение о революции, свой проект памяти. Кто-то из старшего поколения видел в революции 1917-22 гг. благо и единственный путь к установлению социальной справедливости, а кто-то из молодых, «социально успешных и продвинутых» – зло, смуту и разрушение, которое при любых обстоятельства не должно повториться. Политические партии подчиняли свои проекты памяти собственным интересам и тем самым показывали уровень своей исторической культуры.

 Правящая партия заодно с РПЦ в течение всего года наполняла свой проект исторической памяти содержанием всегда актуальной на Руси формулой «согласия и примирения», и стремилась тем самым по-своему и в свою пользу определять историческую политику и культуру исторической памяти. Оппозиционные партии, левые и правые политические и общественные организации и движения, отстаивали свой проект, как правило, не имеющий альтернативы. Одни ратовали за установление в стране парламентской республики, другие – за немедленную реставрацию советской власти, сталинизма и реального коммунизма, третьи отдавали предпочтение проекту памяти, связанному не с революцией, а с империей, великой державой и своими представлениями о величии страны. В основном свою приверженность Октябрю в очередной раз подтвердили сталинисты, «беспартийные коммунисты» и силовики в отставке, осколки прежней партийной номенклатуры эпохи застоя и горбачевизма.

 При этом каждая из групп аналитиков-воспоминателей чаще всех называла имена Сталина, императора Петра Великого и царя Московского Ивана Грозного, полководцев как имперского, так и советского времени, к революции имевших лишь косвенное отношение. Но странным образом были как бы забыты главные демоны и бесы революции – Парвус, Ленин, Свердлов, Молотов, Троцкий, Бухарин и Дзержинский, а с ними за рамками исторической памяти осталось множество бесов помельче. Объяснить такое можно только теми тяжёлыми проблемами, которые возникли сегодня перед российским обществом и всей страной – быть России или не быть? Когда-то эту главную проблему страшной ценой решил Сталин. Тогда в отношении пути выживания никакого выбора не было. Сталин, как мы видим теперь, явился не изобретателем русской трагедии, а лишь её выразителем.

 Но кто сегодня захочет повторить на себе строительство своего будущего и великой российской Империи по проекту товарища Сталина? Кто сегодня из политиков способен на личный жертвенный альтруизм ради спасения Отечества? Кто сегодня способен молча, без патриотической трескотни, без оглядки на других пожертвовать собой ради будущего величия Империи? Вопрос риторический, но это вопрос чести и совести. Никто из историков, философов и социологов не дал духовно-нравственной оценки этой пятилетней братоубийственной бойне и войне новой власти с люто ненавидимым ею народом.

Увы, никто из историков – политологов, социологов и проектантов будущего, исходя из анализа революционного прошлого, не стал открыто обсуждать вопросы морально-этического и гуманного характера:

- какая цена была заплачена за этот великий социальный эксперимент и стоит ли овчинка выделки;

- почему негодные средства способны разрушить благую цель и самую прекрасную идею;

- почему наша страна является во всех отношениях благодатной зоной для культа личности и мании величия самых ничтожных по сути людей;

- имеет ли право один человек самостоятельно принять решение, от которого, быть может, зависит судьба страны и всей нашей планеты;

- почему в нашей стране коллективный Разум всегда смиренно уступает место разуму-безумию и воле одного человека;

- возможно ли в России построение нового социального устройства со щадящей системой управления на основе синтеза лучших социальных моделей Скандинавских стран, Китая, Гонконга, Канады и Австралии.

Увы, ни один из этих вопросов не рассматривался нашими мыслителями-обществоведами, проектантами истории и будущего. Этот юбилей, как и многие другие, в целом оказался несвоевременным, как и «Несвоевременные мысли» Максима Горького столетней давности.

Воистину прав оказался наш выдающийся философ, логик и социолог Александр Зиновьев (1922-2006), когда в своей «Исповеди отщепенца» писал: «В отношении к прошлому любой дурак может выглядеть умником и любой трус – смельчаком». Однако и в наши дни нашлось немало тех, кто продолжал праздновать труса в разговорах о темных и страшных пятнах нашего прошлого. Это говорит о том, что рабское смирение и гражданская трусость до сих пор висят проклятием над нашим народом, и что царство всеобщей человеческой и социальной справедливости будет ещё долго оставаться мечтой вымирающих великороссов о Беловодье, о священной подземной стране Агарти близ Земли Королевы Мод, под ледяными плитами Антарктиды.

 Ни власть, ни общество и тем более простонародье, привыкшее к полному и окончательному безобразию, не были готовы и в этом юбилейном году к началу конструктивного диалога о прошлом во благо настоящего. Была сделана робкая попытка опрокинуть нам на головы наше кровавое прошлое, но единого полезного восприятия революции в нашем сознании не сложилось. Были проведены в течение года какие-то обтекаемо осторожные, лояльно-робкие научные конференции и «круглые столы» по каналу «Культура». Были показаны по телевизору в меру корректные, в меру дилетантские «исторические» сериалы, но молодых людей и широкую общественность всё это юбилейное и зрелищное телевизионное варево не зацепило за сердце и не всколыхнуло умы. Будто этот столетний юбилей отмечался в другой стране и совсем с другим народом. И надо признать, что это действительно так – мы живем в совершенно ином больном мире, между маниакально-навязчивым и депрессивным состоянием общества, где порвалась дней связующая нить, где история для многих стала отстранённым и не слишком понятным процессом.

 Словом, 100-летие прошло как-то не так, как следовало бы и как хотелось тем, кого ещё волнует судьба молодых поколений.

 Одно лишь должно нас утешать, что в результате этих спланированных и спонтанных юбилейных дискуссий Русская революция 1917-22 годов (в отличие от Победы 1945-го) перестала сегодня быть историческим каноном, освободилась от многих большевистских мифов и тем самым подтолкнула историков-исследователей к очередному уточнению имён, терминов и понятий. В ходе дискуссий была затронута скрытая внутренняя связь между трагически неразрешимым насилием и культом личности. Была осторожно поднята тема всегда сомнительного «примирения» наследников и потомков во всём непогрешимых палачей с потомками «благодарных за всё» и во всем виноватых жертв насилия. Заодно выяснилось, что наша страна свыше семи веков в гуманитарном плане является страной регрессивной: со времён Золотой Орды каждый следующий режим был ещё ужаснее предыдущего. На кровавом фоне революции высветилась универсальная фраза: «Скажи спасибо, что живой». Она и сегодня продолжает оставаться главным девизом юдоли скорби и печали русского простонародья, ключевой фразой нашей культуры повседневности. Она продолжает оставаться в одном ряду с такими же банальными камланиями российских утешителей-крепостников, как «такое нынче сложное время», «уныние – великий грех», «у природы нет плохой погоды», «все в этой жизни надо благодарно принимать», «нет власти не от Бога»…

 Юбилейные наши размышления над уроками двух революций ещё раз привели нас к выводу, что Русское государство применительно к своему народу – стационарный бандит в золотых одеждах мании величия и паранойи, что вся история России и СССР – одни громадные лужи и озёра крови, что старая и новая Россия – это Московия, страна одного города, (химерическое воплощение Третьего Рима и Третьего Вавилона) с красным Кремлем, с известными всему миру заговорами, изменой и смутами, разбоем и насилием, с пыточным Преображенским приказом и расстрельной Лубянкой. В ходе наших размышлений и знакомства с новыми неизвестными историческими источниками в неком тумане фантасмагории и абсурда мы наблюдали процесс массового вырождения и вымирания личностей. Перед нашими глазами прошла вся трагическая история перерождения русского славянина в советского человека, «великий перелом славянской души» в СССР, где в алхимической реторте вызревал человек пятого сословия, человек Нуль из сословия Ничто, который скоро окончательно сменит на просторах Евразии формацию нынешних псевдо- и полулюдей. Эра пятого сословия нивелированных, калиброванных, совсем аморальных людей только наступает и процветание их как нового вида будет длительным. Здесь всё зависит от уровня знаний и уровня интеллекта молодых поколений, от тех избранных людей, кто имеет шифр-ключ от входа в Агарту, и сделает всё возможное, чтобы сохранить русскую цивилизацию от полного исчезновения.

 В ходе этих обсуждений сторонников и противников революции столетней давности высветилась острая потребность современного общества в новой и честной идеологии Будущего. Вместе с этим с новой силой обозначилось ожидание нового общественного устройства, где страной руководит не во всём непогрешимый Вождь и Арбитр, а коллективный разум Совета Старейшин и рачительный Хозяин Земли Русской. Проекты такого рода обсуждаются в нашей стране давно, ещё со дня ухода Бориса Ельцина в отставку, но всякий раз у правящей элиты не хватает на это политической воли. Перспективы и цели до сих пор чётко и ясно не просматриваются, общественная воля расслаблена, «общая идея» и новая идеология Будущего в тумане. Правящая элита и клептократия при ней грезит о бессменном, крутом и «вечно молодом» Атамане и Арбитре, («Сильный президент – сильная Россия»), постсоветское простонародье о грозном, но справедливом Хозяине и Судии в одном лице, а тонкая мыслящая прослойка – о синтезе современных лучших социальных моделей («Нам нужен новый Закон и новая философия жизни, новый Домострой и новая идеология человечности»).

 Примечательно, что такие чаяния стали наяву претворяться в конце этого года в лице кандидата в президенты Павла Грудинина, директора подмосковного хозяйства АО «Совхоз имени Ленина». Появление его яркой фигуры на кладбищенском пространстве избирательной системы РФ значительно оживило наш снулый и безвольный электорат. Но даже если Павел Грудинин – это очередной Савл, совместный проект Зюганова и Путина, все равно это хорошо. Такой политический «оживляж» весьма окрыляет нас в нашей последней надежде на спасение России. Это заставляет даже таких, как я (один из доживающих свой век детей войны и ГУЛАГа), выразить своё особое мнение о русской революции. Это стимулирует нас сказать своё слово о «великих переломах» славянской души в ХХ веке и заодно снять очередной слой исторической лжи с одной из страниц советской истории, поделиться с юными читателями своими историческими познаниями. В этом отношении для меня этот юбилейный год не прошёл даром, на основании своих размышлений о великой русской революции мною написан целый блок статей и эссе под общим названием «Демоны и бесы русской революции»… Кто знает, может, кому-нибудь когда-то будет интересно читать эти тексты. Может кому-то они пойдут на пользу.

 Будем верить, что наступит такое время, когда люди перестанут утешать друг друга словами «скажи спасибо, что живой». Будем надеяться, что люди перестанут удивляться тому, что они ещё живы, что ещё не убиты срочно по разнарядке «сверху». Будем верить, что люди светлого Завтра будут твердо знать – день их смерти указан не в очередном расстрельном Сталинском списке с резолюциями товарищей-бесов К.В. Ворошилова, А.А. Жданова, Л.М. Кагановича и В.М. Молотова, а в Книге Жизни Творца Вселенной.

 И хорошо, что ни на одном диспуте этого неудавшегося юбилея не было открытых столкновений и яростных противостояний, всё обошлось мирно, без взаимных оскорблений и жестокого мордобоя. И на этом, как говорится, огромное спасибо и низкий поклон его учредителям, Российскому историческому обществу, Институту всеобщей истории РАН, журналу «Родина» и «Российской газете». Большое спасибо нашим историкам-архивистам за их прекрасные публикации неизвестных и малоизвестных документов эпохи, за объективные обзоры прессы столетней давности, за публикацию самых интересных статей из газет и журналов того смутного времени.