Вячеслав МАКЕЕВ. ТАК КТО ЖЕ ДЕМОН? О фильмах к 100-летию Октябрьской революции

Автор: Вячеслав МАКЕЕВ | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 579 | Дата: 2017-11-16 | Комментариев: 3

                                                                                   

Вячеслав МАКЕЕВ

ТАК КТО ЖЕ ДЕМОН?

О фильмах к 100-летию Октябрьской революции

 

К 100-летнему юбилею Великой Октябрьской Социалистической Революции отечественные кинокомпании подготовили для телезрителей два довольно заметных и широко обсуждаемых телесериала – «Демон революции» и «Троцкий», которые вызвали весьма неоднозначные эмоции и были либо приняты, либо не приняты нашим разобщённым и разновозрастным обществом.

Увы, никак не удаётся примирить так называемых «красных» и «белых», ввиду весьма посредственного знания исторических, к тому же многократно и довольно искусно фальсифицируемых, событий последнего века. В «перестроечные» и «постперестроечные» времена появились и продолжают появляться хорошо оплачиваемые модераторы всякого рода, продолжающие использовать несчастную историю-матушку, словно падшую девицу.

Одни требуют захоронить тело Ленина и признать его деяния преступными, другие отстаивают правоту вождя пролетариата, требуя сохранить мавзолей для нового просвещённого поколения, которое не будет столь категоричным, а Октябрьская революция и её лидер навсегда останутся светлой страницей нашей Великой истории. Но пока время такое не наступило, вот и возникают серьёзные подозрения в незаинтересованности либеральных кругов нашего современного общества в историческом примирении. Как тут не вспомнить старозаветное – «разделяй и властвуй».

Однако вернёмся к юбилейным телесериалам. Широко разрекламированный шестисерийный телефильм «Демон революции», созданный маститым режиссёром, педагогом и народным артистом России Владимиром Хотиненко совместно с продюсером Александром Роднянским, воплотившим идеи генерального директора телеканала «Россия-1» Златопольского, всё-таки оказался довольно слабым и сильно растянутым. Середина фильма – 3 и 4 серии совершенно пустые, без них можно было бы обойтись.

Как выяснилось, основная линия фильма не была подтверждена серьёзными историческими источниками, а по сути, представляла собой художественный, во многом тенденциозный вымысел. По признаниям режиссёра сюжет фильма основан на событиях малоизвестных и не содержащих конкретных фактов. А вот продюсер утверждает, что перечень событий всё же соответствует историческим фактам, ну а всё остальное, в том числе действия главных героев сериала – Владимира Ленина (Ульянова) и Александра Парвуса (Гельфанда), ничто иное как художественный вымысел, поскольку фильм не документальный и имеет место вольная трактовка.

Имели ли место подкупы руководителей стачечных комитетов российских заводов и фабрик немецкими деньгами, и был ли оплачен теми огромными, как было заявлено в фильме, немецкими марками проезд Ленина в Россию, доподлинно не известно. К чему было выплачивать авантюристу и пройдохе Парвусу огромные деньги, когда в России, где при участии британской разведки и масонской верхушки российской буржуазии вкупе с такими же масонами – великими князьями, уже свершилась февральская буржуазно-масонская революция на волне народного гнева, спровоцированного спекулянтами, взвинтившими цены на хлеб.

Союзники по Антанте (военно-политический союз между Великобританией, Францией и Россией) надеялись, что сбросив царя, который был в родстве с германским кайзером, русская армия станет воевать лучше, перейдёт, наконец, в решительное наступление и возьмёт Берлин. И хотя на фронте дела шли не лучшим образом, прагматичные немцы воспользовались стремлением томящихся в нейтральной Швейцарии лидеров большевиков во главе с Лениным вернуться в Россию и продолжить борьбу за власть, что, по мнению кайзера и его генералитета, ещё больше ослабит сопротивление на Восточном фронте. Но и Владимир Ильич был не меньшим прагматиком, а потому воспользовался услугами немцев, поскольку никак иначе вернуться в Россию не мог.   

К слову сказать, об этой Февральской буржуазно-масонской революции подходящего сериала так и не сняли. Об этих событиях просто промолчали, поскольку сказать-то и нечего, не раскрывать же масонов, из которых состояло Временное правительство во главе с Керенским, не показывать же арест и высылку царской семьи в Тобольск, тем более что опросы молодого поколения, плохо знающего или не интересующегося историей страны, показали, что в свержении монархии и ссылке царской семьи в Сибирь повинны, конечно же, большевики и Ленин.

Следует отметить, что снять фильм о Ленине очень непросто, в чём признался режиссёр: «Не просто выскочить из памятника и сделать живого Ленина. А просто – это если делать из Ленина пародию».  Несмотря на чрезвычайно сложные роли первого плана, фильм кое-как вытянули известные и талантливые актёры – Евгений Миронов, сыгравший роль Ленина, и Фёдор Бондарчук, сыгравший роль Парвуса. Жаль, что Миронов имел недостаточное внешне сходство с Владимиром Ильичём, и временами можно было заметить, что Бондарчук мог бы сыграть роль Ленина если не лучше, то и не хуже. Стоило ему лишь подправить усы и бородку, да разместить на висках и затылке немного волос…

Больше сказать об этом фильме нечего, разве что Ленин, и это видно по фильму, не столь высокого накала, никакой не демон, а прагматик, у которого есть цель.

Что касается другого сериала с коротким названием «Троцкий», снятого к 100-летнему юбилею Октябрьской революции и показанного по Центральному телевидению, уже не в шести, а в восьми сериях, то кроме канвы исторических событий, да и то местами дырявых, мало что в нём было достоверного.  Да и создатели сериала – режиссёры  Александр Котт и Константин Статский, вместе с известными продюсерами Александром Цекало и Константином Эрнстом, признавались, что их в то время не было, и что там происходило на самом деле, доподлинно никому не известно. Дескать, и не ставилась цель создания подлинной биографии Троцкого, а задача была поставлена гораздо шире – показать широкой аудитории зрителей истинное лицо одного из главных героев Октябрьской революции. Но и это не всё. Из фильма следует, что главный герой, едва ли не в одиночку, опираясь лишь на лично преданных ему солдат и матросов, совершил Октябрьский переворот, в то время как Ленин (персонаж в фильме совсем уж «мелкий» в исполнении актёра Евгения Стычкина) якобы не только колебался, но и возмущался рвением Троцкого.

Однако это не так, и все важные решения принимал Владимир Ильич, не сильно отличавшийся в физическом росте с реальным Троцким и многократно выше Льва Давидовича интеллектом.

Недавно вышла в свет книга в двух томах под названием «Молотов», написанная внуком крупнейшего политического деятеля эпохи СССР Вячеслава Михайловича Молотова. Внук Молотова Вячеслав Никонов – известный историк, писатель, политолог, государственный и политический деятель, депутат Государственной Думы от «Единой России», использовал в работе над книгой воспоминания и записки деда, а также многочисленные архивные данные. В книге подробнейшим образом описана политическая биография Льва Троцкого (Лейбы Бронштейна) с первых дней Октябрьской революции и до высылки из СССР в 1929 году «пламенного революционера», помешанного на всемирной революции, ради которой оправдано было принести в жертву едва ли не весь русский народ. Да и по фильму «Троцкий» это видно, хотя многие самые мрачные страницы из его биографии опущены.

Создатели фильма, очевидно, не копались в архивах и не читали книгу Вячеслава Никонова. Это им ни к чему. Гораздо эффектнее показать яркую фигуру «пламенного революционера» и командующего Красной Армией, проводившего децимации, как это практиковали некоторые из древнеримских полководцев; бесстрашно и лихо, словно Чапаев, скакавшего на боевом коне во главе своих войск под белогвардейские снаряды и пули. Показать деспота кроваво-страшного и жестокого с подчинёнными, что было правдой, и в то же время интеллигентного и умного оратора, высокого и стройного брюнета с богатой шевелюрой, сексуально неотразимого в сравнении с прочими косноязычными, хмурыми и мелкими соратниками по партии. К тому же Троцкий стойко и невозмутимо переносит обидные укоры в том, что он еврей, и со стороны «влюблённого» в него и его семью занимающегося рэкетом матроса-анархиста, и со стороны Ленина, роль которого, как было уже сказано, сыграна весьма слабо.

В фильме по сути один актёр, к которому  приковано внимание зрителя. Это Константин Хабенский в роли Троцкого, уже знакомый зрителю в роли «пламенного революционера» по сериалу «Есенин». Промелькнул в новом сериале и его партнёр Сергей Безруков, сыгравший лет десять назад Сергея Есенина, а теперь приглашённый на невзрачную роль бывшего царского генерала.

Ну что тут скажешь, Хабенский блестяще справился с ролью Льва Троцкого –  человека глубоко аморального, одержимого бредовыми идеями, подлого, жестоко расправляющегося с теми, кто ему не подчинился. В конфликте с командующим Балтийским флотом Алексеем Щастным, который в октябре 1917 года перешёл на сторону Советской власти, а год спустя отказался подчиниться приказу Троцкого уничтожить боевые корабли,  за что был оклеветан и расстрелян, проявились самые гнусные черты характера главного героя сериала. Возмущённые расправой, учинённой над своим лидером, восстали моряки Кронштадта. Мятеж матросов был жестоко подавлен под руководством того же Троцкого, ненавидевшего Россию и русский народ, что приходилось тщательно скрывать, маскируясь под «интернационалиста», для которого нет понятия русский народ. По его поистине дьявольским замыслам русские годились в качестве запала для бредовой мировой революции. К этому добавить нечего…      

Что касается Константина Хабенского, игравшего и «Географа, пропившего глобус» и «Адмирала», то его роль в юбилейном сериале, пожалуй, самая главная из всех сыгранных ранее. Артист блестяще справился с ролью Троцкого, не только благодаря таланту, но и удивительному внешнему сходству со своим героем, ну словно реинкарнация «пламенного революционера» и вдохновителя Красного террора, прозванного современниками «Демоном революции». Хотя и это прозвище слишком мягкое для Льва Давидовича. Справедливее назвать его «Дьяволом» и даже «Чёртом». Да и похож, каким изобразил его художник.

Неверные названия выбрали создатели двух юбилейных сериалов. Хотиненко мог бы не мудрить, назвать свой фильм просто «Ленин». А вот Котт со Статским и их продюсеры были обязаны назвать свой сериал «Демон революции». Так было бы солиднее и справедливее.

 




Прикрепленные изображения