Виктор БАРАКОВ. О ПРИЖИЗНЕННОЙ «БЕЗВЕСТНОСТИ» НИКОЛАЯ РУБЦОВА

Автор: Виктор БАРАКОВ | Рубрика: ФОРУМ | Просмотров: 23 | Дата: 2017-11-14 | Комментариев: 1

 

Виктор БАРАКОВ

О ПРИЖИЗНЕННОЙ «БЕЗВЕСТНОСТИ» НИКОЛАЯ РУБЦОВА

 

В работах о Николае Рубцове общим местом стало рассуждение о том, что поэт страдал от непризнанности. Безвестность Рубцова – на самом деле миф. Подборки его стихотворений регулярно появлялись в центральных журналах и газетах, не обделен он был и вниманием критиков, особенно после выхода его книги «Звезда полей» (1967), получившей свыше 50 (!) рецензий, среди которых совсем не было так называемых «организованных». В журнале «Вопросы литературы» (тогда ведущем литературоведческом издании) имя Николая Рубцова встречается довольно часто. В третьем номере журнала за 1966 год Вадим Кожинов отметил подборку стихотворений поэта в «Октябре», в седьмом номере 1968 года Владимир Гусев писал: «Поэт, по сути, не так уж прост: главное в жизни, сама жизнь и смерть, природа и ясный простор земли в их отношении к человеку – вот что его занимает». В седьмом номере за 1970 год Кожинов заметил: «Сейчас нельзя уже говорить о современной русской литературе, не зная, что делается, скажем, в Вологде, – ибо там живут и работают Виктор Астафьев, Василий Белов, Николай Рубцов». В номере одиннадцатом за тот же год критик Александр Михайлов рассуждал: «Николаю Рубцову совершенно чужды получившие некоторое распространение плоское противопоставление деревни городу, кичливое любование своим крестьянским происхождением». Кстати, все отзывы о Рубцове в журнале были исключительно положительными.

Еще один факт: Николай Рубцов без проблем публиковался в чрезвычайно популярных тогда альманахах «Дня поэзии», за место в котором разворачивались целые подковерные битвы, многие поэты даже поссорились из-за этого «всерьез и надолго» (Владимир Цыбин с Николаем Старшиновым; Татьяна Глушкова и Юлия Друнина с Юрием Кузнецовым и др.).

Вот они, эти публикации Николая Рубцова: «День поэзии – 1963» – стихотворения «В океане», «Утро на море», «В кочегарке»; «День поэзии – 1966» – стихотворения «Загородил мою дорогу…», «Над вечным покоем…» (в этом номере, между прочим, дебютировал Юрий Кузнецов); «День поэзии – 1967» – стихотворение «Шумит Катунь»; «День поэзии – 1968» – стихотворения «У размытой дороги», «Последний путь». В «Дне поэзии – 1969» – целая подборка: «На ночлеге», «В жарком тумане дня…», «Посвящение другу», «Во время грозы», «Последняя ночь».

А еще были публикации в региональном «Дне поэзии Севера»: в 1966-м, в 1968-м году – в двух номерах, вышедших в Архангельске и Петрозаводске; в 1969-м, 1970-м и 1971-м годах! Как видим, список получился довольно впечатляющий.

С середины 1960-х годов (время вступления Рубцова в большую литературу) книги у него выходили одна за другой: четыре сборника за шесть лет, еще один был сдан в набор («Зеленые цветы») и появился в книжных магазинах сразу после гибели Рубцова, следующий («Подорожники») был подготовлен к печати. Мало кто из поэтов того времени мог похвастаться подобной «скорострельностью», многие ожидали выхода книги подолгу, годами, а то и десятилетиями. Удивительный факт: первые две поэтические книги Рубцова были опубликованы еще до его членства в Союзе писателей! И гонорары за свои публикации Рубцов получал немаленькие. Говорит друг поэта, Сергей Багров: «Коля бедным никогда не был». Другое дело, что обращаться с деньгами Рубцов не умел – вырос в детдоме.

Слава его росла постепенно, но неуклонно. Рассуждение о том, что странная и загадочная гибель Рубцова стала одной из причин взлета его популярности – непрофессионально и несправедливо к его поэзии в целом. Уже при жизни Рубцова многим было ясно, с какой величиной они имеют дело. Враги у Рубцова, конечно, были, но были и покровители, и истинные ценители его творчества: Александр Яшин, Егор Исаев, Вадим Кожинов, Станислав Куняев, Виктор Астафьев, Василий Белов… Незадолго до смерти Николаю Рубцову дали выступить на выездном пленуме Союза писателей, а что это означало в те времена, понимали все.

И посмертная судьба Николая Рубцова подтвердила неписаное правило: поэзия живет по  собственным законам. «И не она от нас зависит, А мы зависим от нее…» (Николай Рубцов).

 

г. Вологда