Исраэль ШАМИР. В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ. Эссе

Автор: Исраэль ШАМИР | Рубрика: не указана | Просмотров: 237 | Дата: 2014-12-08 | Коментариев: 0

Исраэль ШАМИР

В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

 

Красная черепица крыш, дома белого камня, террасы и крутые лестницы, кипарисы, золотоглавый собор наверху, и источник внизу – так выглядит русский Горненский монастырь в Эн-Кариме возле Иерусалима. Восемьдесят русских монахинь живут здесь, точно следуя своему уставу. Каждый день совершают литургию, долгие молитвы утром и вечером. Они живут не только для себя. Тысячи и десятки тысяч русских православных паломников приходят сюда, автобус за автобусом – и всё же тут царят тишина и спокойствие.

Паломничество – особый вид туризма. В отличие от шопинг-туров, паломники не за товарами едут, а за благодатью. Как улей вырабатывает мед, монастырь вырабатывает благодать. И благодать паломники везут в Россию, так что её прибывает. Скрытый импорт, не облагаемый таможней, но польза от него большая. Горненский – важный элемент российской духовной экологии, хотя он находится вне России. Конечно, паломники едут не только в Святую Землю, но и в Грецию, и в Италию, и посещают монастыри и лавры в России. Но Святая Земля особо благодатна, и в ней Горненский монастырь – главный для русских паломников.

Я провёл там неделю, ходил на службы, беседовал с паломниками, от которых многого наслышишься. Из рассказов паломников создан первый английский роман в стихах, «Кентерберийские рассказы». Даже фильм снят. Поразило меня множество паломников из других стран Русского мира – из Украины, Молдавии, Эстонии. Православная вера и паломничества связывают воедино эти страны и их народы – несмотря на политику. Совместные службы православных из России и Украины в Горненском – залог будущего примирения этих стран.

Так что не только благодать, но и единение Русского мира достигается здесь. Помогает доброта монахинь, «инокинь», как они зовут себя. Они даже шакалов прикармливают – а шакалов в горах Иудеи полно, и по вечерам они устраивают свои мурашки по коже наводящие концерты. Но не шакалы страшны. В 1984 году две монахини, Варвара и Вероника, были зверски убиты сатанистом по имени Алоис Джей Гарроу. Израильские власти признали его невменяемым, и … выслали в США, в родной Мичиган. С тех пор укреплены были стены монастыря, и войти в него со стороны живописной деревни Эн-Карим стало очень сложно. А сейчас Горненскому монастырю угрожают отобрать часть его земли и проложить ветку трамвая, который своим шумом будет мешать службам и нарушать его блаженное уединение.

Горненский – часть Русской Палестины, большого колонизационного проекта, который русские начали в Святой Земле задолго до еврейского сионистского проекта. В 19-м веке русские построили много храмов, монастырей и домов от Иерихона до Яффы и от Тивериады до Хеврона. К 1914 году русская Палестина была гигантской; с тех пор много домов и земель было отнято, но и осталось немало. Её центр – в Иерусалиме, где высится белокаменный Троицкий собор, и рядом – здание Русской Миссии.

Уже полтора года Миссией руководит игумен Феофан – но все еще ВРИО начальника. Отец Феофан – человек молодой, энергичный, живой, располагающий к себе. Ему выпала почётная, но очень тяжёлая ноша – окормлять русскую Палестину, заботиться о паломниках, представлять интересы Русской Церкви перед еврейским государством и перед греческой Иерусалимской патриархией, охранять русскую собственность от мириад желающих её оттяпать.

Феофану удаётся поддерживать хорошие деловые отношения с евреями (то есть государством Израиль), греками (то есть иерусалимским патриархом), арабами (Палестинской администрацией). Он старается решать проблемы взаимно приемлемым образом.

С гордостью о. Феофан рассказывает, что ему удалось вернуть церкви здание в Назарете – в советское время там было Общество дружбы.  Удалось отстоять участок в Иерусалиме. Удалось отдать долги – он принял свой пост с большими долгами, оставшимися от предшественника. Но денег всё равно не хватает, – а без вложений можно утратить земли.

В особенности его беспокоит судьба дивного сада на берегу Гефсиманского моря (озера Кинерет) с его радоновыми источниками. Там Христос исцелил Марию Магдалину, гласит традиция. Дожди смыли ограду, и на русскую землю постоянно забираются все, кому не лень. Муниципалитет соседнего городка Тивериада собирается конфисковать часть сада – для дороги и для пешеходной тропы. О. Феофан считает, что был бы сад в порядке и защищён оградой – не посмел бы муниципалитет отбирать землю.

С греками он ладит. О. Феофан подружился с иерусалимским патриархом Феофилом, когда тот ещё был епископом. Давнее знакомство помогает поддерживать хорошие отношения, которые нужны обеим сторонам. У греков – Храм Гроба Господня, он же Храм Воскресения. Ночная служба в этом храме и причастие у гроба считаются венцом паломничества. Это сильный козырь в греческих руках. У России – массы паломников, неплохие финансы и интерес к святым местам.

Потенциал для конфликта есть. Русским церквам и монастырям в Палестине не разрешено окормлять местную общину – только паломников. Местные православные русские предпочитают русские церкви. Греки опасаются, что власть в здешней Иерусалимской церкви перейдёт от них, приезжих греков, к местным православным. Но Россия поддерживает церкви Иерусалимского патриархата – такова цена православного единства.

Местная православная община – опора России – меняется на глазах. Многие православные палестинцы эмигрируют в Америку и в Европу, измученные конфликтом, оккупацией, трудностями с работой. С другой стороны, вырастает русскоязычная община – русские, ставшие гражданами Израиля, или русские евреи, принявшие православную веру. Их тоже немало. Надо бы построить храмы в израильских городах, где есть верующие – в Беер Шеве, в Афуле, –  но израильские власти не позволяют.

Русская Палестина растёт – в основном на землях Палестинской Администрации. Кроме Миссии, в строительстве участвуют ИППО (Императорское Православное Палестинское Общество) и Россотрудничество при МИД РФ.  Построен большой центр русской культуры в Иерихоне, и ещё больший – в Вифлееме. Движущая сила за этим расширением – православный палестинец Дауд Матар, член правления ИППО. Его строительная компания отстраивала здания и гостиницы Горненского, центр в Вифлееме. Благодаря своим связям в Палестинской Администрации он вернул России монастырь в Хевроне и церковь в Иерихоне. Построена русская школа в Вифлееме. ИППО планирует строительство русских школ и в других городах – до революции их было без малого сто! На улице Путина возник большой русский комплекс, куда приходят местные жители. Русские гостиницы для паломников всегда полны, и игумен Феофан хочет их расширить, построить новые корпуса, если найдутся деньги. Посмотрим, как повлияет на паломничество новый курс доллара. Впрочем, пока перемены не сказались на потоке паломников.