Михаил ПОПОВ. «ТЫ ПРИПОМНИ, РОССИЯ, КАК ВСЁ ЭТО БЫЛО…». О свежем номере журнала «Двина»

Автор: Михаил (Константинович) ПОПОВ | Рубрика: РЕЦЕНЗИЯ | Просмотров: 195 | Дата: 2017-11-03 | Комментариев: 0

 

Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»

«ТЫ ПРИПОМНИ, РОССИЯ, КАК ВСЁ ЭТО БЫЛО…»

О свежем номере журнала, посвящённом 100-летию Великого Октября

 

Строка Михаила Анчарова – девиз свежего номера журнала «Двина», посвящённого 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции – поворотному событию в истории человечества.

На обложку вынесены знаковые имена: Максим Горький, Сергей Есенин, Иван Молчанов, Павел Шубин, Фёдор Абрамов, Владимир Личутин, Николай Зиновьев. Разумеется, это не весь свод авторов. Но большинство из них – и названные и кого назову дальше – едины в одном: революция была неизбежна. Что касается нынешнего состояния державы, то авторы-современники, добром поминая ушедшую эпоху, косвенно или прямо ратуют за социальные перемены, ибо главный завет пращуров – справедливость, а так, как нынче, не по справедливости, жить в России нельзя.

Новинка выстроена по хронологии. Привычные журнальные разделы здесь заменены разделами-десятилетиями, каждый из которых отражает суть того или иного отрезка столетия.

Открывает тему «Песня о Буревестнике» Горького, которая выплеснулась в русское пространство в 1901 году: «Буря! Скоро грянет буря!». И в подтверждении назревающего взрыва – очерк о беспросветной нищете, который называется «Жениться не в чем было». Автор публикации – один из старейших наших авторов А.А Арнаутова, ей 85 лет. В основе работы – судьба её родителей, живой рассказ о жизни северной глубинки начала ушедшего века.

Мировая война, революция, Гражданская война – эти события представлены фотографиями, плакатами той поры. Но главное здесь – очередная глава из художественного повествования Сергея Кириллова «Уйдома», в которой речь идёт о Гражданской войне на Русском Севере, о борьбе красных с белыми, а ещё и с интервентами, которые вторглись на нашу землю.

20-е годы – голод, нищета, беспризорники. Здесь – вновь фотографии и плакаты. Идёт поиск пути, осмысление недавних событий. Художественная иллюстрация времени – отрывок из драматической поэмы Сергея Есенина «Страна негодяев». В этом же разделе – моя работа «Море у горла». Это драматические диалоги в двух действиях. В первом известный партиец Михаил Кольцов диктует передовицу о жизни СЛОНа – Соловецкого лагеря особого назначения, используя жизнеутверждающие цитаты из журнала «Соловецкие острова». Во втором, спустя годы, – сам оказывается в роли подследственного… Перефразируя классика, ты один из тех, кто породил эту истребительную машину, вот она, эта машина, тебя и убьёт.

Рефрен 30-х – слова из песни «Всё выше, и выше, и выше…». Плакат с Маяковским, фото Днепрогэса, а ещё колонны спортивных девушек – «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы…». Вторя песенному зачину, следом идёт очерк об Иване Молчанове, известном поэте, северянине, нашем земляке. Это он написал слова к песне, которая мигом облетела всю страну: «Прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати…». Увы, не так звонко да радостно жила деревня, на ту пору составлявшая большинство населения СССР. О том очерк нашего земляка Юрия Галкина « На вечерней заре», персонаж которого старый колхозник Александр Яковлевич со слезами на глазах вспоминает былые годы.

А потом война. Это время ярко запечатлел поэт Павел Шубин, служивший на Северо-Западном фронте, а потом в Заполярье, где в основном воевали северяне. Большая подборка его стихов называется «Под пулемётной пургой». А жизнь в тылу, который война терзала разрухой и голодом, показана в рассказе уроженца Архангелогородчины Ивана Леонтьева «Смертию смерть поправ» – это трагическая история эвакуированной из Ленинграда семьи и мальчика-сироты, бедовавших вместе в утлой лачуге.

Послевоенные годы – годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства, созидательная – взахлёб – работа недавних фронтовиков. Среди них наши земляки, делавшие первые шаги на литературной стезе, – Николай Жернаков, Фёдор Абрамов, Александр Михайлов, Иван Третьяков. Они жили в разных местах страны – один в Холмогорах, другой в Ленинграде, третий в Архангельске, четвёртый в Баку. Жили трудно, но азартно, во всяком случае в творчестве. Вот о них, их жизни и творчестве, в котором отразилась судьба героического поколения, – этот раздел.

60-е годы – время в прямом и переносном смысле взлёта. Полетел в космос Юрий Гагарин, страна твёрдо вставала на ноги и с оптимизмом смотрела в будущее. О тех годах – две поэтические подборки. Одна – «Калёная порода» – Николая Шкаредного, родившегося в Заполярье в семье репрессированных. Другая – «Сквозь Архангельск первым трамваем…» – Алексея Васильева, уроженца Вологодчины. Николай, устремившийся по призыву комсомола на ударную комсомольскую стройку, связал судьбу с архангельским городом Коряжмой. А Алексею, окончившему военное училище, сначала была назначена служба на Архангельском севере, а потом его носило по всей стране. Что объединяет их творчество, так это чувство романтики – особенно характерной для того десятилетия.

70-е годы – начало новой смуты, потому что в эти поры появился «Архипелаг ГУЛАГ», второй – после доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС – удар по идеологии социализма. Как ни странно, за сорок с лишним лет после выхода этой книги не было сделано ни одной серьёзной попытки беспристрастно проанализировать её суть, не считая панегириков и пиара. Пусть с запозданием, но такая работа скоро появится. Это сборник статей и материалов, авторы которых бывшие репрессированные, в первую очередь Варлам Шаламов, фронтовики, в том числе Юрий Бондарев и Владимир Бушин, а также известные историки-исследователи. Название издания «Книга, обманувшая мир». Автор-составитель Валерий Есипов, вологжанин, наш постоянный автор. Здесь его вступление к сборнику, сопровождаемое документальными фотографиями.

80-е и 90-е годы объединены страшной трагедией гибели СССР, которую президент Путин назвал «катастрофой века». В этих разделах – фотографии тех лет, факты и свидетельства о том, кто и как разворовывал и гробил державу. А ещё на этих страницах идёт документальная и художественная проза. Владимир Личутин выступает с очерком «Депутат из «чёрного списка»». Это рассказ о личности и судьбе депутата Верховного Совета от Архангельской области Альберта Буторина – одного из тех, кто защищал горящий Белый дом в октябре 93-го года. А в рассказе «Дед Пародокс» – автор его Юрий Турандин – предстаёт один из тех северных русских мужиков, вековечных тружеников, на которых и стояла Советская держава.

И вот новый век, словно минувшего и не бывало. Те же беды – нищета, разруха, злоба и бесправие… О том большая подборка стихотворений известного на всю страну Николая Зиновьева «Когда от боли никуда не деться…», рассказ-притча Александра Щербакова (Красноярск) «Телец для блудного сына» и проникнутая тихим светом надежды подборка стихов нашей землячки Галины Рудаковой «Эта тяжесть годов за плечами…».

А в заключение об анкете, которую накануне 100-летия революции редакция «Двины» предложила своим авторам:

«Что Россия обрела? Что потеряла? Чего нам ждать?».

Валерий Чубар назвал свой ответ, которым, кстати, открывается номер, «Личностное и коллективное» – в этом, на его взгляд, смысл революции 1917 года и контрреволюции 1993 года. Илья Иконников, родившийся на исходе советской эпохи, но всем сердцем проросший в неё, заголовком отзыва прямо заявляет: «Жду Октября!». Сергей Кириллов, проехавший минувшим летом из Калининграда, где живёт чуть не полвека, в родные архангельские веси, а потом обратно, – в отчаянии: всё поросло быльём – и поля, и луга, и, кажется, даже людские души. «Оторопь и смятение» – заголовок его отзыва и вывод: «мы потеряли Россию». И прямо противоположное мнение у Андрея Рудалёва, который с оптимизмом смотрит в будущего. Революция не кончилась, убеждён он, буржуазную слизь смахнёт волной истории. Потому что революция, выражаясь заголовком его отзыва, это – «Образ света».

Такова суть свежего номера архангельского литературного журнала «Двина».

 

mkpopov47@list.ru

ВКОНТАКТЕ Группа Двина: https://vk.com/club78938738

Почтовый адрес:163004 г.Архангельск, а/я 45, журнал «Двина».

 

P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на недавние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».

тел./факс (8-818-2)29-20-11,

электронный адрес: podpiska@iddvina.ru