Альбина ПЕТРОВА. МОЛОДЕЖЬ, ЧИТАЙТЕ БОНДАРЕНКО! Очерк

Автор: Альбина ПЕТРОВА | Рубрика: ДЕБЮТ | Просмотров: 134 | Дата: 2017-10-04 | Комментариев: 0

 

 

Альбина ПЕТРОВА

МОЛОДЕЖЬ, ЧИТАЙТЕ БОНДАРЕНКО!

 

Иногда мне кажется, что над современной молодежью проводят некие опыты. То вводят преступное ЕГЭ в школы, а государственные экзамены в вузах отменяют, то ипотеку молодым семьям оформляют, а места работы не предоставляют, то в культуру добавляют совсем некультурные вещи и устраивают в этой сфере различные акции для школьников и студентов... Чего же хотят добиться подобными действиями?

Вполне очевидно, что сегодня от молодежи в значительной степени зависит будущее России. Уже совсем скоро наступит момент, когда нынешние двадцатилетние парни и девушки займут руководящие должности и будут вести нашу страну за собой. Но за собой – куда?

Судя по вышеназванным методам, наше «просвещенное мещанство», о котором писал ещё Лобанов (см. статью Михаила Лобанова «Просвещенное мещанство», 1968), старается сделать так, чтобы вели в сторону Запада. На это и делаются ставки в игре по массовому зомбированию, лозунгом которой является высказывание Фонвизина: «Молодой человек подобен воску».

При этом каждый год, говоря о роли культуры и образования в гражданском и патриотическом развитии молодёжи, представители российской власти озвучивают мысль, подобную следующей: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» (kremlin.ru/ встреча президента Владимира Путина с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания).

Несомненно, само суждение верно, но не для нашего положения. Сегодня в большей мере все перечисленное зависит не от того, как государство воспитает молодежь, а от того, как молодежь будет воспитывать себя сама. Да, ей будет сложно, во-первых, потому что во всем она будет чувствовать желание властей вмешаться, во-вторых, потому что в мире существует огромное количество информации, в которой необходимо уметь разбираться, различая хорошее и плохое, правду и ложь, важное и второстепенное. Что, к сожалению, получается далеко не у каждого.

Это обусловлено, в частности, и тем, что в наши дни встречается множество авторов, желающих достучаться до читателей со своей истиной. Так, на один и тот же вопрос в разных источниках мы можем найти абсолютно противоречивые ответы, что во многом связано как с целенаправленно сформулированными мифами, так и просто с недостаточной осведомленностью «сочинителей» в областях истории, литературы и т.д. Из-за этого малоопытным молодым людям всегда важно сравнивать, анализировать получаемую информацию, а не цепляться за первое попавшееся мнение и опираться на него.

Эти рассуждения могут оспорить, сказав, что сегодня молодежь ведома, ее мало что интересует, она не читает в принципе. И тогда о каком влиянии авторов может идти речь? Но я возражу. Да, уровень образования среди молодежи упал, но есть еще порох в пороховнице. И надо быть осторожнее, ведь в поиске истинных ответов где-то может вспыхнуть искра от искажённых знаний, которая сожжет, взорвёт оставшуюся надежду на то, что в будущем Россия все-таки сможет не растерять себя как нацию.

Когда берешь в руки современную книгу или читаешь статью в газете (для молодёжи больше свойственно в интернете), первоначально надо обращать внимание на то, кто её написал. И если ты не новичок в этом деле, то позиции пишущего тебе будут заранее ясны. Важно найти таких мастеров слова, которые открывают глаза на действительность, говорят правду... и не просто говорят, а подтверждают её множеством фактов.

Поступив в Кубанский государственный университет на факультет журналистики, я нашла таких авторов (про школьное время молчу, так как там программой образования уже предусмотрен определённый круг изучаемых писателей). Одним из них стал Владимир Григорьевич Бондаренко, несмотря на то, что с некоторыми его суждениями я не согласна. Возможно, это связано с тем, что он никогда не относил себя ни к «правым», ни к «левым» – и те, и другие всегда его ругали. Причину он видит в следующем: «Это происходило потому, что я был независимым критиком, служил не Ананьеву, не Викулову, а служил слову. И до конца своей жизни буду служить ему».

Знакомство с литературным критиком, публицистом, журналистом произошло задолго до появления в нашем расписании дисциплины «Медиакритика» (январь 2017). В начале второго курса (сентябрь 2015) вышла его работа в серии ЖЗЛ «Лермонтов. Мистический гений» – оригинальное исследование жизни и творчества великого русского поэта, что способствовало написанию моей научной работы «Фильм Николая Бурляева «Лермонтов» – невоплотившаяся книга Юрия Селезнева». Моя работа готовилась на вторую Международную конференцию имени Селезнева, на которую Владимиру Бондаренко не удалось приехать, как и на третью, к сожалению. Зато в первых Селезневских чтениях Владимир Григорьевич принял активное участие. Признаться, я до сих пор жалею, что в 2014 году мне не посчастливилось оказаться на конференции, поскольку была упущена одна из возможностей получения по-настоящему важных знаний.

 Далее мое «сотрудничество» с Бондаренко продолжилось публикациями на сайте газеты «День Литературы», где критик на протяжении двадцати лет является главным редактором и занимает государственную патриотическую позицию. Он считает: «День литературы», без всякой скромности, сегодня единственная литературная газета в России. <...> «Литературная газета»... «Литературная Россия», 80% содержания этих газет – это политика, экономика...» (День-TV/ «В боях за русскую культуру»).

Также с декабря 2011 года он заместитель главного редактора (Александра Проханова) газеты «Завтра» – «старейшей патриотической газеты России».

О литературно-публицистической деятельности писателя в названных изданиях хотелось бы поговорить отдельно, причём рассмотреть исключительно электронную версию, поскольку в наше время именно она, к сожалению, ближе и доступнее молодому поколению.

На сайте «Дня литературы» размещено 74 материала Владимира Григорьевича Бондаренко. Данная цифра достаточно высока по сравнению с количеством опубликованных текстов других указанных авторов, которых, к слову, огромное множество. Это связано с тем, что в данный список входят не только постоянно пишущие для газеты люди, но и, к примеру, студенты факультета журналистики КубГУ, у которых по 1-2 статьи. На мой взгляд, это большой плюс изданию, поскольку таким образом оно даёт возможность развиваться и почувствовать себя частью масштабного информационного пространства нашей страны начинающим журналистам. Я думаю, оказаться на печатных или электронных страницах газеты «Завтра» намного сложнее.

Темы, которые затрагивает в своих работах на сайте публицист, и формы их раскрытия, носят разный характер. Так, встречаются и статьи, посвященные жизни и творчеству конкретных людей («Добрые восходы» о Викторе Петелине, «Мы гордимся тобой» о Захаре Прилепине в Донбассе), и рецензии («Искушение искусством» о книге стихов Владимира Винникова «Оуставъ», «Модифицированный Гена» о новом романе Юрия Полякова «Любовь в эпоху перемен»), и полемические заметки («В защиту литературы», «Поставьте памятник Гитлеру»), и много материалов, связанных с юбилеями («Мы поднимемся...» к 80-летию Валентина Сорокина, «Русский бастион» к 60-летию журнала «Наш современник»), и главы из таких авторских изданий, как «Игорь Северянин» и «Иосиф Бродский».

В книгах, отдельных материалах, различных интервью Владимира Бондаренко часто встречаются рассуждения о месте литературы в современном мире. Нередко прослеживается мысль о ее ненужности нашему обществу, что сильно расстраивает как писателя, так и любого здравомыслящего человека: «Это страшная беда. Дело даже не в писателях. Мне жалко общество, которому не нужна литература. Происходит быдлоизация общества. Любые суперсовременные технические системы без философского, культурологического, идеологического осмысления – ничто. Человек начался со Слова, с творчества, до этого он был животным. Для развития человечества нужно слово» (источник: газета «Завтра» / «Литература как божество»). Писатель уверен: «Русская великая литература возникла как чудо, не объяснимое ничем» (источник: газета «День литературы»/ В.Бондаренко «Русская литература как чудо»).

Так и в эссе «Здесь и сейчас», опубликованном на сайте газеты «День литературы» от 24 апреля 2017 года, Бондаренко говорит о понимании и значении литературы среди молодёжи. К моему сожалению, писатель «ругает» наше поколение, руководствуясь результатами опроса о самой нужной книге на сайте литературной премии «Лицей». Он пишет: «Новым поколением отбрасывается и вся мировая история, ненужная им, и вся культура; живут сегодняшним интернетом и этого им хватает».

Несомненно, доля правды в этом есть, но не стоит так обобщать и тем более судить по одному опросу. К тому же, действительно, молодежь сегодня активно пользуется современными технологиями, но ведь, помимо различных игрушек, с их помощью она может получать и полезную информацию. Например, читать по-настоящему стоящие материалы и развиваться.

Однако вера в молодежь все-таки не умирает во Владимире Григорьевиче: «Думаю, и сегодня наши молодые скоро почувствуют потребность в чем-то великом, и вновь вернутся к русской классике. И не помешают этому никакие компьютеры». Конечно, почувствуют, когда им в руки попадёт один из сборников Селезнева, Лобанова или же самого Бондаренко.

Издание «День литературы» не просто носит литературное название. Практически каждый материал в нем так или иначе связан с этими чудом – чудом литературы. Так, статья Бондаренко под названием «Россия и Запад», на первый взгляд, чисто политической направленности, со справедливыми высказываниями рода: «Миф о российской угрозе живёт на Западе уже веками. Европа и развивалась всегда в противостоянии с Россией. <...> Меня поражает, что даже исламских бородачей, уже реально захватывающих всю Европу, европейцы боятся меньше, чем ни на что не претендующую Россию».

Но далее идёт фраза, служащая своеобразным переходом: «Впрочем, русская литература лучше всяких политиков и философов чувствовала эту вражду к нам чужой Европы». Далее начинается литературный анализ антологии русской поэзии, составленной известным филологом Тарасом Бурмистровым, отталкиваясь от которого, Бондаренко составил  центральный в статье конспект.

Газета Александра Проханова «Завтра», безусловно, носит иной характер. Это больше общественно-политическое издание. Количество опубликованных здесь материалов Бондаренко более чем в 7 раз превышает количество его текстов в «Дне литературы» – 538. Это может быть связано, во-первых, с тем, что тематические рамки данной газеты шире, а во-вторых, с тем, что у Проханова больше возможностей в финансовом плане. Владимир Григорьевич не раз говорил о том, что нет никакой активной поддержки со стороны властей: «Хоть кто-то, хоть один человек из Министерства культуры, из Администрации президента поинтересовался газетой? Она пока выживает, но не хватает государственной поддержки. Маратов Гельманов всегда будут поддерживать либеральные или западные фонды. А нас, писателей и поэтов государственного направления, кто поддержит?» (газета «Завтра» / «Литература как божество»).

При этом в обеих электронных версиях изданий дублируются материалы. За последний год на сайте «Завтра» редко попадется на глаза текст, которого нет на «Дне литературы», и это с учётом того, что периодичность их появления – приблизительно в месяц один-два раза, бывает, и того реже.

Одна из последних статей, опубликованная исключительно на прохановских страницах, называется «Вор у вора...», где Бондаренко открыто говорит о тотальной коррупции в России, к слову, вновь затрагивая и опять-таки вновь обобщая представителей молодого поколения, вышедших на митинг. Этот материал является прямым доказательством того, что Владимир Григорьевич не боится говорить правду, он не прячется под анонимностью или псевдонимами. Приведем некоторые суждения:

–  «Сейчас вся Россия возмущена теми фактами, о которых рассказывает оппозиционер Алексей Навальный в своем фильме «Он вам не Димон» <…>

Предположим, это всё неправда, хорошо исполненная провокация. (Хотя я в этом не уверен, слишком много доказанных фактов (В.Б.)…) Но нельзя же так наплевательски относиться к народу, нельзя отмалчиваться. Я ждал подробного расследования, уже проведенного Кремлем. Сам президент и должен был возглавить это расследование, доказать несостоятельность обвинений Навального. Нет, полное молчание. Нас просто презирают».

– «Есть во многих из нас тоска по другой жизни. Где все честно, порядочно, без обманов и жульничеств. Без воровства. Очень показательная тоска. Говорящая о том, что сидит во многих честность. Голодают люди по честной жизни. Но зависим мы от тех, кто сидит наверху и ворует».

И разве здесь не согласишься?

Конечно, коррупция – вещь интересная в нашей стране. Все знают о её существовании, все говорят о её пагубном влиянии, но никто ничего не делает. Когда я озвучиваю эту мысль, мне говорят, что если бы я сама попала в такую ситуацию, где для моего же удобства был вариант проплатить, то я не отказалась бы это проделать. Но если бы определенные лица выполняли свою работу, как положено, качественно, а не ждали мотивации в виде взятки, то ни у кого даже не возникали бы мысли о подкупе.

Как я уже отмечала, Бондаренко один из тех авторов, который говорит прямо, а главное, обоснованно. Так и в данной статье «Вор у вора…» важно, что сопоставлено достаточно большое количество фактов, приведены конкретные примеры. Любому молодому человеку достаточно вчитаться в нее, чтобы поверить слову Владимира Григорьевича и задуматься о поднятой проблеме.

Таких правдивых текстов в современном мире, когда людям зачастую пытаются «запудрить мозги», должно быть как можно больше. И пусть представители нашей власти не всегда на них реагируют должным образом, зато народ всё видит, в частности, определенная часть молодежи, полная энергии и свежих сил, являющаяся тем самым порохом в пороховницах, надеждой на сохранение нашей страны в будущем.

Помимо публицистической деятельности Владимира Бондаренко на страницах газет «День литературы» и «Завтра», молодому поколению будет полезно ознакомиться, но с особой осторожностью, помня, что все-таки он независимый критик, со следующими его расширенными печатными трудами – книгами: «Очерки литературных нравов», «Крах интеллигенции. Злые заметки Зоила», «Дети 1937 года», «Серебряный век простонародья», «Последние поэты империи: очерки литературных судеб», «Живи опасно», «Трубадуры имперской России», «Поколение одиночек», «Русский вызов», «Лермонтов. Мистический гений», «Русский век в диалогах».

Ещё в 2010 году критик Юрий Павлов писал о коллеге: «В советское время победителям социалистического соревнования присваивали звание ударника коммунистического труда. Владимира Бондаренко без преувеличения можно назвать ударником критического труда, ибо он за последние 10 лет выдал «на гора» столько статей и книг, как ни один из критиков-современников» (Юрий Павлов. «Необходимость Бондаренко»). И так до сих пор писатель продолжает в том же духе: за последние 7 лет было издано шесть новых книг наряду с многочисленными отдельными материалами.

Таким образом, Владимир Григорьевич Бондаренко, помимо того, что внес значительный вклад в историю русской литературы (за ним немалое количество как открытых имен, так и литературных явлений), через свою публицистическую деятельность в газетах «Завтра» и «День литературы» открывает читателям глаза на современную действительность и тем самым призывает к активности в её осмыслении. И к действию. Не стоит молчать. Когда говорит один человек, его могут не услышать, но когда заговорит весь народ, лед тронется.

Действительно, будущее России зависит от современной молодежи, поэтому с текстами таких критически мыслящих людей необходимо знакомиться, чтобы знать, по какому пути вести страну, когда подрастающая смена окажется у штурвала. И, несмотря на то, что сам Бондаренко отмечает незаинтересованность молодого поколения в литературе, да и во всем происходящем в стране, мне кажется, не все для нашей молодёжи потеряно. Ведь даже заблудившихся в собственных мыслях можно вывести на путь истины такими исцеляющими идеями, которые отражаются во многих работах писателя, публициста, критика.

А в заключение, подтверждая все вышесказанное, хотелось бы привести некоторые фрагменты из стихотворения Станислава Куняева «Жизнь замечательных людей», посвященного Владимиру Бондаренко:

Когда идёт на стенку стенка

в литературе, как в бою,

встаёт на бруствер Бондаренко

и говорит: «Я здесь стою!».

 

Литературная арена,

аплодисменты, свисты, крик,

а на арене – Бондаренко,

он – матадор, и он же – бык.

<…>

Всё, что ты пишешь – всё нам любо,

хвалить тебя – не хватит слов.

Ты Герцен наш, наш Добролюбов,

наш Кожинов, в конце концов!

 

Но есть изъян в твоей природе:

порой аж оторопь берёт,

когда твердишь при всём народе,

что Бродский – русский патриот.

 

Но тут же воздаёшь Рубцову...

Ну что ж! – не угодить на всех,

коль ты по мысли и по слову

свободный русский человек!

<…>

И русский век простонародья

ты возвеличить не забыл,

и русофобское отродье,

как насекомое, прибил.