Владимир ВИННИКОВ. СЛЁЗЫ СКВОЗЬ СМЕХ ИЛИ СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ? О фольклорном «белом шуме»

Автор: Владимир ВИННИКОВ | Рубрика: КРИТИКА | Просмотров: 270 | Дата: 2017-09-15 | Комментариев: 3

 

Владимир ВИННИКОВ

СЛЁЗЫ СКВОЗЬ СМЕХ ИЛИ СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ?

О фольклорном «белом шуме»

 

Известные слова Н.В. Гоголя: «Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы», — почему-то (почему?) неприметно-«историческим» образом заменились на противоположные по смыслу: «смех сквозь слёзы». 

Так мы плачем или смеёмся?

У каждого из представленных ниже стихотворений есть свой автор, но известен только его «никнейм» в интернете. Известны и жанры «сетевой поэзии», в которых они написаны: «пирожки», «порошки» и тому подобное. В условиях «клинической смерти» современной поэзии, придавленной глобальным постмодернизмом с уничтожением каких-либо этических и эстетических рамок художественного творчества, эти краткие нерифмованные, без знаков пунктуации, но написанные в классической силлабо-тонике «белые» стихи можно рассматривать в качестве своего рода фольклорного «белого шума», той реальной образно-смысловой среды, в которой существует современное российское общество.

Что же это за среда, каковы её основные характеристики?

Прежде всего, она чрезвычайно атомизирована, любые «вертикальные» — да и «горизонтальные», да и любые другие — связи между людьми здесь не только отсутствуют, но и рассматриваются как нежелательные:

- привет

- здорово

- правду будешь?

- спасибо у меня своя

 

ты знаешь правда как наркотик

храни её лишь для себя

когда её распространяешь

то ты проблема для людей

 

на вашем месте я бы точно

а на своём пожалуй нет

 

а я вам что ли нанимался

надежды что ли подавать

 

Даже иносказательно:

нашла второй носок на кухне

он затаившись под столом

пытался жизнь начать сначала

свободный одинокий злой

 

Позиция «Я и весь этот мир» является доминирующей:

зевну укроюсь с головою

будильник заведу на март

 

проверил уровень комфорта

нахмурил брови и долил

себе ещё немного чаю

и пододвинул трёх котов

 

не слушай внутренний свой голос

он тут снаружи не бывал

 

евгений для своей зеркалки

купил огромный субъектив

он всё фиксирует предвзято

и искажает бытие

 

Поэтому агрессивность, в том числе — вербальная, в этой среде рассматривается как нечто неизбежное и должное:

я не хотела вас обидеть 

случайно просто повезло

 

поскольку времени немного

я вкратце матом объясню

 

любимый взял меня за локоть

подвёл к окну и показал

всё то чего я не увижу

вовеки если не заткнусь

 

обидеть таню может каждый

не каждый может убежать

 

хотел вас встретить хлебом солью

да хлеб в берданку не впихнёшь

 

весь мир насилья мы разрушим

до основанья а потом

построим новый мир насилья

но лучше прежнего стократ

 

Впрочем, агрессия в данном случае — всего лишь форма защиты от бессмыслицы окружающего мира:

с тех пор как выучил морзянку

я не могу уснуть под дождь 

 

чем меньше женщину мы любим

тем хуже борщ и жиже квас

и дети как-то не похожи

на нас

 

прекрасное далёко ваше

на деле полное давно

 

Любовь в этой среде может выглядеть по-разному, но она тоже бессмысленна и безнадёжна:

скорей ныряй в мой тихий омут

ты нравишься моим чертям

 

две параллельные прямые

живут в эвклидовом мирке

и бегают пересекаться

в мир лобачевского тайком

 

когда являешься козою,

любовь не очень-то и зла

 

включаю плёнку задним ходом

и всё стараюсь рассмотреть

момент где мерзкая скотина

опять становится тобой

 

мои намеренья прекрасны

пойдёмте тут недалеко

 

Как и жизнь в целом:

здесь трудно что либо исправить

но есть возможность доломать

 

всем кто окончил школу жизни

вручают мраморный диплом

 

вот там в гробу лежит принцесса

а в этих трёх её шмотьё

 

сиюминутные порывы

нередко штопаешь всю жизнь

 

я знаю будущего нету 

иначе бы давным давно 

оттуда повалили люди 

в надежде что то изменить

 

cперва жена моя сбежала

потом собака и коты

cейчас смотрю как трудно рыбкам

аквариум толкать к дверям 

 

Чего уж тут придираться «по мелочам»?

вот позитивный Анатолий

был послан нафиг но сумел

вернуться бодрым отдохнувшим

и два магнитика привез

 

всегда стремится анатолий

уравновесить зло добром

увидел парни бьют мальчишку

красиво рядом станцевал

 

шаман за скверную погоду

недавно в бубен получил

 

а где тут руль спросил Гагарин

деревня буркнул королёв

ещё спроси а где тут вожжи

ещё поехали скажи

 

какое низкое коварство

убить ежа и спрятать труп

а всем свистеть что был в театре

и что большой уже не тот

 

вести приличный образ жизни

мешает айнанэ в крови

 

характер у меня тяжёлый

всё потому что золотой

 

не влезаю в платье

испытала стресс

прикупила тортик

тортик сука влез

 

бог создал труд и обезьяну

чтоб получился человек

а вот пингвина он не трогал

тот сразу вышел хорошо 

 

В общем, «всё не так, ребята!», как пел во времена «застоя» Владимир Высоцкий. Хотя, если не задумываться, а читать эти шедевры (шедевры без кавычек) «под настроение» и «под ситуацию» — можно насмеяться буквально до упаду. Но это вот массовое, идущее «снизу» и всесторонне чётко оформленное неприятие «того, что есть», — имеющие уши да слышат.

Тем более, что исходит оно из не менее чёткого понимания того, «как надо» — впрочем, поданного с теми же иронией и сарказмом:

невыносимых повыносим

непобедимых победим

снесём несносных несъедобных

съедим

 

привет пишу тебе из детства

мне тут сказали что ты там

забыл про смысл и изменяешь

мечтам

 

в день пушкина все в бакенбардах

все с нянями из кружек пьют 

купаются на чорной речке 

и бьют дантесов по мордам