Юрий БАРАНОВ. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ ПО ВРАГАМ. О книге Игоря Панина «Чужие»

Автор: Юрий БАРАНОВ | Рубрика: РЕЦЕНЗИЯ | Просмотров: 270 | Дата: 2017-09-15 | Комментариев: 3

 

Юрий БАРАНОВ

ПРИЦЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ ПО ВРАГАМ

О книге Игоря Панина «Чужие»

 

«Меня часто спрашивают: а чем ты сам отличаешься от либералов, если постоянно критикуешь власти? Отвечаю: я хочу, чтобы моя страна стала лучше, а они хотят, чтобы этой страны вообще не было…» – так автор книги изложил суть своей позиции. Лучше и не скажешь. Столь же красноречиво и название сборника. Он отсылает нас к памятному американскому фильму о кровожадных и чрезвычайно живучих космических чудовищах. Книга Панина даёт возможность за «прилизанными фигурами» (термин Чернышевского) шендеровичей и улицких увидеть клокочущих русофобской ненавистью чужаков. Заметим, что издательство поместило на первой странице обложки стилизованное изображение инопланетянина. А на тыльной стороне обложки –  фотография автора в камуфляже и с взведенным арбалетом (не будем забывать, что Панин – не только литератор, но ещё и охотник). Получилось стильно, символично и доходчиво.

 

Игорь Панин включил в книгу о чужаках свои статьи из «Литературной газеты», «Литературной России», «Свободной прессы» и других СМИ. «Здесь преимущественно полемические и резкие материалы, вызвавшие когда-то споры и дискуссии, получившие некий резонанс. Это лишь небольшая часть из написанного и опубликованного мною в последние годы. Но именно такой – жесткой и в некотором роде скандальной – задумана данная книга», – говорит он в одном из интервью, посвящённых выходу сборника. И надо признать, что задумка удалась. Тут вам и статьи о подноготной литпроцесса, и нападки на литначальство, и выпады против «литзвёзд», и взгляд на устоявшиеся мнения под иным, панинским углом. «А был ли Пушкин негром?» – задаётся он вопросом в одноимённой статье. Начинаешь читать данный текст и не можешь оторваться. Да, действительно, уже одна только эта статья, некогда опубликованная в «Литературной газете» и наделавшая немало шуму, способна выделить книгу из общего ряда. А сколько ещё неординарных материалов в этом 400-страничном томе! Тут не только о литературе, но и о политике, об истории, о социальных вопросах.

Есть в книге и отдельный раздел, который составляют избранные панинские заметки из Фейсбука. И на это следует обратить особое внимание. Думаю, Панин правильно поступил, опубликовав их в бумажном виде. Ведь он пишет не о «светских» новостях, под которыми у нас подразумеваются главным образом перепаривания эстрадных старлеток, а о серьёзных, мучительных проблемах нашей жизни. Со времен Розанова краткие писательские заметки на особом счету у читателей. Только вот не все литераторы могут достойно работать в этом довольно-таки сложном жанре. А Панин может. Поэтому и читать его интересно.

Автор привлекает внимание к негативным, вплоть до нацистских, высказываниям некоторых литераторов и деятелей культуры о русском народе, русском менталитете, русской культуре, русской истории. Не имея желания упоминать имена таких «деятелей», отмечу лишь запись о покойном молдавском актёре Михаиле Волонтире, который в 90-е годы призывал гнать в шею русских «оккупантов» из Молдавии. Но когда он заболел, то помогли ему не в Молдавии и не в Румынии, а именно в России. И сколько же их было таких! Взять хотя бы армянскую поэтессу Сильву Капутикян – донельзя обласканная и прославленная советской системой, она вопила в перестройку: «Я развалю эту страну!» – я слышал собственными ушами.

Но не только о писателях и артистах говорится в книге «Чужие». Автор приводит немало фактов наглого поведения мигрантов из бывших советских республик, хлынувших в ненавистную им Россию. Хлынувших сюда, чтобы паразитировать, гадить и бандитствовать. Это и дети кавказских спекулянтов, давящие прохожих на российских улицах своими автомобилями, и полудикие «врачи», купившие дипломы на восточных базарах и считающие нормальным подходить к больным, не сняв пальто и не вымыв руки, и звероподобные башибузуки, чуть что выхватывающие ножи и пистолеты. А власть… власть умоляет нас быть толерантными, «не разжигать», «не обострять», власть и не думает применять к агрессивным пришельцам пресловутую 282-ю статью; по ней в России в основном сажают именно русских.

Панин показывает, что сложившаяся система, при которой господствует двойной стандарт – строгость по отношению к русским и попустительство к правонарушениям со стороны нерусских, – произрастает из советских времён. Он пишет: «Разумеется, коммунисты второй половины ХХ века, генсеки и члены Политбюро не планировали специально: «А давайте-ка мы русским жизнь ухудшим. Пусть живут хуже грузин, прибалтов, всех остальных». Тем более что и ухудшать было некуда. Но я не могу представить, чтобы они говорили на своих посиделках: «А давайте-ка мы русским жизнь улучшим. Пусть живут хотя бы не хуже остальных». Вот этого уж точно не было и быть не могло». И тут тоже нельзя с ним не согласиться. Все мы помним, какая жизнь была в советское время в РСФСР, и как жировали некоторые союзные республики, имея кучу привилегий. Здесь ведь нет секрета, хотя говорить об этом почему-то не принято. И наверняка многим не понравится то, что пишет Игорь Панин. Но что поделать, если у человека такая позиция?

И как быть с тем, что он, в общем-то, прав?

 




Прикрепленные изображения