Анатолий АПОСТОЛОВ. КОГДА ГРАБИТЕЛЬ СТАЛ ГЕРОЕМ? Культура исторической памяти и молодёжное самосознание

Автор: Анатолий АПОСТОЛОВ | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 298 | Дата: 2017-08-09 | Комментариев: 1

 

Анатолий АПОСТОЛОВ

КОГДА ГРАБИТЕЛЬ СТАЛ ГЕРОЕМ?

Культура исторической памяти и молодёжное самосознание

 

От состояния культуры зависит развитие любого данного общественного устройства и даже его будущее. От культуры памяти и культуры исторической науки зависит итог так называемых исторических войн и битв за национальное превосходство, свою этническую первородность. Ещё со времён доисторических считалось, что на место под солнцем в первую очередь имеет право тот, кто имеет историческую память и сможет это доказать словом и делом. Проблема создания национального института Памяти всегда была актуальной во всех странах для всех правящих режимов.

Во все времена история, которую делали люди, по-прежнему остаётся служанкой идеологии и пишется в угоду сильным мира сего. Четыре тысячи лет назад она писалась жрецами и фараонами, а сегодня – президентами, премьерами, министрами и генералами. Между тем живые воспоминания «простых» не известных широко людей и честных свидетелей эпохи погибают безвозвратно, хотя есть возможность их сохранить, чтобы успешно использовать в молодёжной политике, и заодно повысить культуру исторической науки. Те архивы, которые уже имеются в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, Государственном музее истории ГУЛАГа в «Мемориале», «Народном архиве» остаются разрозненными, малодоступными или вовсе недоступными для исследователей и любознательной студенческой молодёжи. Тем временем уходят из жизни участники и свидетели многих исторических событий ХХ века, дети войны и ГУЛАГа, унося с собой уникальные сведения, которые они не смогли передать потомкам.

 Сегодня крайне необходим единый центр сбора и хранения мемуарно-биографической информации, который призван сыграть роль «банковской ячейки» памяти, позволяющей всем желающим сохранить память о своей жизни и передать её будущим поколениям.

 Великий невролог, психиатр и психолог Владимир Бехтерев (1857-1927), создавая в 1918 году в большевистской России Институт мозга, неустанно повторял, что человек без памяти о прошлом – это уже не совсем человек. Индивид без прошлого, со всеми признаками слабоумия средней тяжести, переходом в необратимую недееспособность – это, как правило, типичный насельник психоневрологических интернатов, этих современных «гомо-овощных теплиц» закрытого типа, лагерей медленной смерти. Теряя память о прошлом, теряешь всё, в том числе и будущее. К этому выводу люди приходят обычно во второй половине жизни, когда идёт кардинальный пересмотр главных жизненных ценностей, взвешивается на весах рассудка первый итог прожитой жизни по принципу: «Не важно, с чего я начал, важно – КЕМ я закончу!» (Борис Примеров). Шотландский философ и яркий представитель политэкономии Адам Смит (1723-1790) в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776), рассуждая о жизненных ценностях, считал память самой главной: «Единственное сокровище человека – это его память. Лишь в ней его богатство или бедность». Чем больше человек помнит, тем больше он знает о главных своих и чужих ошибках и просчётах, и заблуждениях. Тем больше у него морального права сообщить о них молодому поколению.

А детям войны и ГУЛАГа есть что вспомнить, что предъявить, о чём рассказать и предупредить. Именно они были авторами проектов народной памяти и славы. Чтобы этот Единый центр национальной памяти (ЕЦНП) успешно функционировал, необходима мощная сеть БГП (бюро гуманитарных программ) при каждой общественной организации и каждом молодёжном патриотическом движении, будь это общество ветеранов войны и военно-патриотического воспитания или жертв политических и социальных репрессий. О роли памяти в контексте становления социальной зрелости и карьерного роста весьма поучительны для молодых читателей биографии великих людей и «звёзд» шоу-бизнеса в серии «ЖЗЛ» и глянцевых журналов «Караван историй» и «Биография». Особенно эффективен в этом плане сравнительно-исторический и социальный метод исследований жизненных ценностей и становления молодёжного самосознания

 В свою очередь в каждом БГП, кроме юриста-практика, опытного экономиста и психолога со стажем, должен быть ещё и добровольный археограф-энтузиаст и беззаветный любитель отечественной истории. Только такие люди ещё способны сохранять в обществе культуру исторической памяти и через это способствовать развитию молодёжного самосознания.

 Надо не бояться обсуждать со старшеклассниками и студентами-первокурсниками самые сложные, утаённые, искажённые и запутанные вопросы истории. Это освобождает ум юных граждан от мёртвых исторических идеологем и заблуждений, от политических мифов и легенд, весьма далёких от фактов грубой реальности, и формирует подлинное историческое мышление, которое не уводит от практической жизни, а вводит в её глубины. В итоге это позволит молодым людям увидеть огромную разницу между идеалом и действительностью, между иллюзией и реальностью, научит их владеть сравнительным анализом, разовьёт критическое чутьё и не позволит впасть в ступор, в состояние сенсорной депривации от этого вопиющего несоответствия. Нельзя позволить юным пополнить ряды сектантов, адептов мистического сознания, стать циниками и консюмюристами, впасть постэкстрааморальность, в тайный имморализм под маской внешней добропорядочности в белых одеждах идеологической невинности.

 Беспристрастное, честное изучение далёкого и близкого прошлого помогает учащейся молодёжи выстраивать защиту от манипуляций общественным сознанием, арсенал которых невероятно велик.

 Здесь важна роль историка как хранителя памяти и как наставника, учителя нравственности. Особенно важна сегодня роль учителя-наставника как толкователя таких общественных явлений как дегероизация и культ личности, как тоталитаризм и десакрализация власти. К сожалению, тотальная дегероизация прошлого и настоящего стала чумой нашего времени. Сегодня в нашем обществе нет ни героев эпохи, ни моральных авторитетов века, ни людей большого Поступка. Здесь, как и прежде в 90-е, царит гражданская трусость при почти полном отсутствии гражданской и профессиональной ответственности. Юные граждане должны твердо усвоить, что история творится не в будуарах цариц и не в тайных «домах свиданий», её творят государственные мужи и мужи науки и техники, герои-вдохновители и герои-созидатели. Все остальные герои – от Лукавого и его политической экономии.

 Здесь юные умы должны понимать, кто именно продолжает сегодня писать историю под себя и пытается при этом обмануть само Время и Вечность? В самом деле, где летопись на каменных страницах, и кто именно спрятал от народа скрижали Моисея?

 Кто в корыстных целях переписывает или уничтожает историю, чтобы навсегда убить память о своём противнике? Кто 3700 лет назад стесал с тяжёлых плит и блоков славное имя Эхнатона, сына великого фараона и строителя среднего мира Аменхотепа III? Кто сверг памятник на священной Ивановской площади Кремля памятник императору Александру III Миротворцу? Кто грабил и осквернял могилы предков? Кто вырезал из учебников и справочников портреты своих политических оппонентов, изымал из истории их имена? Кто под покровом ночи тайком, как вор-мародёр, выносит из мавзолея гроб своего ненавистного господина, срывает с его мундира золотые пуговицы и шитьё, и зарывает его рядом как беспородного пса? Жалкие холопы, презренные ренегаты и перерожденцы.

Кто пишет историю славных военных побед царей и сановных военачальников? Придворные историки, известные своей лояльной, мёртвой цеховой учёностью, и сами… полководцы, маршалы и генералы в своих мемуарах. А кто расскажет о страданиях солдат? И кто из историков поведал нам правду о чувствах и мыслях, например, суворовских «чудо-богатырей», погибавших далеко от родины за чужие интересы в альпийском походе?

Кто осмелится критиковать генералов и воспевать при этом храбрость солдат? Увы, профессиональным историкам неприемлема суровая правда о войне и мире, с их грязью, кровью, гноем и насилием. В этом отношении их заменяют беллетристы и бытописатели, предки современных журналистов. В начале XIX века ими были братья Кайсаровы и профессор-журналист Фридрих Рамбах из Дерпта, военный корреспондент и беллетрист Василий Немирович-Данченко в начале XX века. В основе исторической правды о войне и мире всегда должна лежать человечность и милосердие, в первую очередь к своим инвалидам войны и во вторую – к солдатам побеждённого противника. Об этом за тридцать три года до Отечественной войны 1812 года говорил, обращаясь к русским воинам, духовный наставник, учитель нравственности митрополит Платон: «Должен я вам, о, воины, напомнить, что МУЖЕСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕЗ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ».

Надо не бояться говорить с учащейся молодёжью о тёмных сторонах отечественной истории, так как именно в теневой стороне её часто скрывается смысл истории и смысл самой человеческой жизни. История – «это не есть политика, опрокинутая в прошлое» (М.Н. Покровский), и она не совсем сухая хроника битв между народами и цивилизациями за место под солнцем. История ещё и хроника бесконечных битв народов за свою Память и хроника тотальной войны против чужой Памяти.

Наша молодая смена должна это знать, чтобы впредь она могла осмысливать свою историю «вширь» и «вглубь» с позиций человекосущностных и предназначенческих с учётом свойств и капризов индивидуальной и коллективной памяти, с учётом парадоксов человеческого мозга. Каждое новое поколение должно знать, когда грабитель стал героем, а насильник стал отцом и мужем. Неужели тогда, когда стала священной частная собственность, а богом стал Золотой телец? А может ещё раньше, когда человек стал охотником-скотоводом и людоедом по совместительству?

Молодёжь должна знать, что цивилизованное состояние человечества объясняется не только одной неутомимой и многообразной активностью человека в его борьбе за собственность и место под солнцем (Льис Генри Морган), но и высоким уровнем культуры – культуры исторической Памяти. Той самой Памяти, которая в поисках смысла жизни уводит нас за космологический «горизонт событий», к истокам этногенеза, в доисторические времена поздней антропогонии и мифологической космогонии, когда из совокупной биоидной «коллективной, антропоморфной матрицы» стали намечаться и выделяться отдельные «индивидуумы», носители своего сознания и своей личной памяти. Именно индивидуальная и коллективная память определяет уровень цивилизации, смысл жизни отдельного человека, смысл существования великих и малых империй и саму философию Вечности. (1)

Коллективная Память чрезвычайно скупа и беспощадно равнодушна к простому человеку, до сотой доли микрона мелко Сито исторической и мифологической памяти – из одного миллиарда отживших человеко-единиц лишь около одной тысячи остаются на полтора-два века в коллективной памяти потомков. Проходит ещё два века и из этой одной тысячи условно «бессмертных» великих имён остаётся всего десять, а если ещё случаются в этот период социальные катастрофы, то в итоге остаются в памяти те, которые нужны людям для очередного возрождения и возможного благоденствия. Таков фундаментальный закон культурно-исторического Отбора с его безжалостным отсевом зёрен от плевел.

 Такова сущность, онтология и структура познания – чем и как думают люди, что помнят и хранят, а что стараются быстрее забыть и уничтожить, вычеркнуть из памяти, сжечь на огне, стесать на камне, вырвать из летописей и книг. Как правило, коллективная память в мифологическом пространстве-времени сохранила для нас имена героев и богов-первопредков, а в письменной истории остались только «письменные, реальные герои», новые носители индивидуальной коллективной памяти. Но всегда, во все времена число великих имён в каждой эпохе остаётся весьма незначительным. Бывают иногда всплески интеллекта и таланта, но историческая значимость их в ходе быстротекущего «сгущающегося времени» в Мгновенной Вечности переменчива, а порой и парадоксальна.

 Исходя из математической теории чисел, универсальных кривых распределения любых величин, из пространственно-временных формул «красного барона» и авиаконструктора Роберта Бартини (1897-1974) на каждом балу Сатаны всегда бывает слишком тесно и утомительно от большого числа приглашённых именитых гостей. Но на балу Сатаны публика уже иная – кардинально меняется состав приглашённых на встречу с Вечностью. Новые исторические «герои» почти полностью сменяют старых. Ещё вчера известных и знаменитых.

 Увы, «бесполезно плакать и молиться – колесо проклятое крутится!» (Н.Некрасов), непрерывно вращается жернова времени, и тщательно перемалывают «творцов истории» в историческую пыль Забвения.

 И секрет исторического «бессмертия» того или иного имярека часто зависит не столько от его личных генов или именного, личного «поцелуя Бога», сколько от объективных условий, или просто от злой иронии самой Истории, от самой природы власти, с её трагически неразрешимым тотальным насилием. Порой всё зависит даже не от погоды на дворе и не от числа гениев науки и культуры, а от культуры исторической памяти.

 Здесь, как ни странно, и находятся многие ответы на все трудные, вечные и проклятые вопросы нашей современной жизни. В том числе и на такой, всегда больной и вечный для русских людей вопрос: «Кто виноват?». Кто виноват во всех наших бедах вчера и сегодня, сегодня и завтра? В этом отношении отечественная история с её трагическими фигурантами весьма оригинальна и поучительна, даже на ничтожном временном отрезке длинною в 500 лет.

 Чтобы не стать жертвами манипуляции сознанием, и никогда в ущерб себе не заблуждаться относительно гуманных основ российской власти и русского абсолютизма, необходимо знать о том «особом и судьбоносном» вкладе, который внесли четыре великих российских деятеля в развитие Русского мира. К ним необходимо отнести правителя Московского царства Ивана IV, по кличке Грозный. Создателя империи Пётра I, по кличке Гугнивый. «Красного правителя» России Владимира Ульянова по кличке Ленин и создателя тоталитарной Державы по лекалам новейшего времени Иосифа Джугашвили по кличке Сталин. Все четверо явились авторами «великих переломов славянской души» и отцами-создателями великого Заточения. Все они, каждый в своё время, внёс на долгие века свою весомую и страшную лепту в будущее страны и своего народа. (2)

 Так создатель Русского Царства («Третьего Рима»), великий князь и царь Иван, с его же слов, ведущий «свой род от самого цесаря римского», выдал себя за наместника Бога на земле, с правом карать и миловать, судить и казнить. Славный носитель генов пещерной антропофагии, он внёс свой весомый вклад в генофонд Российской державы и сделал насилие над подданными и между подданными нормой жизни.

 Создатель Российской империи Пётр Великий за счёт гибели от невыносимой жизни 4,5 миллионов своих подданных и западных технологий воздвиг себе на славу на краю ойкумены империю-монстра со столицей на гнилом болоте под тремя созвездиями – Топора, Дыбы и Кнута. Это он запретил своим подданным говорить с властями на равных и на «ты». Это он велел отрезать язык тем осуждённым узникам, кто проклинал его и его «гнилую кровь» до шестого колена за ту невыносимо тяжёлую и безрадостную жизнь в стране, которую он устроил для своих «братьев и сестёр во Христе» своими варварскими реформами.

 Ленин – создатель Совдепии, в соавторстве с «демоном революции» Львом Троцким изобрёл и (с помощью «красного террора») создал тоталитарную партию-государство, в котором русские люди (крестьяне-хлеборобы) изначально объявлялись мироедами и врагами мирового пролетариата.

 Сталин – творец тоталитарной Сверхдержавы как высшей и последней стадии русского Абсолютизма, породнил бандитский большевизм с сакральной и непогрешимой имперской традицией, окончательно подорвал генофонд великого когда-то народа, сделав его навсегда «поддержавным» рабом советской империи, безвольным и во всём виноватым садо-мазохистом.

 Во многом из того, что мы живём такой трудной и бесполезной жизнью в роли побеждённых победителей и богатых нищих на развалинах прежде могучего и непобедимого СССР, есть огромная доля вины этих самых великих деятелей. Среди них были и фальсификаторы истории, и садисты и маниакальные носители утопий на крови. Это по их вине мы продолжаем жить, словно под гипнозом, завороженные политизированными информационными потоками, ощущая себя гостями в своём доме. Их пёстрые и невнятные идеи не могут больше быть верной дорогой к истине в поисках почти утраченной человечности. В этих мутных потоках информации денно и нощно происходит фальсификация истории, умышленное унижение памяти, как со стороны правителей, так и со стороны державников-патриотов.

 И в ХХ веке, и сегодня многие правители пытаются жить по их заветам, но ничего, кроме позора и разорения, у них не получается. И дело тут даже не малом количестве граждан-созидателей и настоящих умных государственных мужей, а в качестве «новых русских» как человеческого материала. В той самой остаточной «соли земли», которая выпадает в осадок в процессе этого полураспада. Все проблемы в носителях высокого интеллекта и тревожной совести. Увы, их очень мало среди тех 30 миллионов образованных людей, занятых сегодня интеллектуальным трудом; людей, которые появились на наших глазах в последние 20-30 лет. И кто сегодня произведёт кардинальную ревизию имён, чисел и дат? Кто уточнит понятия, символы и знаки? Кто и на каких весах взвесит деяния всех «вождей-отцов и учителей народов», честно оценит их, объявит результаты взвешивания всему миру или напишет огненными буквами на стене роскошного чертога-резиденции: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН». (3)

Кто сегодня подведёт итоги деяний этих знаковых исторических имён, их историческую и социально-политическую рентабельность и тот морально-нравственный и материальный ущерб, нанесённый ими в результате их бесчеловечной внутренней социальной политики? Чем закончилось правление «православного лютого деспота», выжившего из ума царя Ивана? Постыдным поражением в Ливонской войне и Смутным временем во главе с московскими боярами-изменниками, венчавшими на Московское царство Марину Мнишек и её мужа-самозванца.

 Чем закончилось славное правление Петра Великого? Казнокрадством его «вороватых птенцов», «немецким засильем» под негласной опекой Пруссии, демографической катастрофой и гниющим в устье Невы, никому не нужным русским флотом.

 Во что вылилось донорство большевистско-ленинской России в интересах Коминтерна и во имя мировой революции? В братоубийственную гражданскую войну и голод в Поволжье, в разруху, людоедство, тиф и сифилис.

 Недолгим было могущество сталинской Империи нового типа. Одержав с большим трудом, огромными людскими и материальными потерями победу над гитлеровской Германией, правящий режим стал стремительно вырождаться и мельчать сразу же после смерти своего Вождя и Хозяина. Вместе с властью стал вырождаться и так называемый советский народ, то есть то, что от него осталось после великой мировой бойни. Наследники Ленина и Сталина в течение сорока лет сделали всё возможное, чтобы лишить весь народ всех его достижений и побед, сделать многомиллионные жертвы напрасными, а его трагическую историю и жизнь лишёнными смысла.

 Зачем нам и тем более нашей молодёжи надо знать обо всём этом, особенно о том, что тесно связано со смыслом жизни и смыслом истории? В первую очередь, для того, чтобы избежать для себя очередных иллюзий и заблуждений, чтобы не стать жертвой манипуляции сознанием. Во-вторых, для того, чтобы самим научиться исторически мыслить и рассуждать, повышать культуру исторической памяти и со временем построить своё научное, социоисторическое, человекосущностное Сито для отсева тех «великих деятелей», кто своими антигуманными деяния и заблуждениями омрачил на многие века наше прошлое, настоящее и будущее. Без этого исторического, коллективного и человечного Сита нам и нашей смене никогда не найти и не обрести идеологию Будущего, которую нам завещал великий логик и философ Александр Зиновьев (1922-2006).

Унижение памяти, явное и тайное осквернение её в высшей степени опасно. Оно в свою очередь порождает в молодёжной среде толпы осквернителей могил и так называемых бездумных моральных релятивистов и хроношовинистов, для которых прошлое – это царство пещерной дикости и невежества, а будущее – мир послушных дегенератов-зомби и исполнительных биороботов на холмах пространства-времени виртуально-реального абсурда. Те, кто фальсифицирует историю и переписывает её для себя, кто умышленно уничтожает культуру национальной и семейной Памяти, те презирают настоящее и убивают у молодёжи естественное стремление к самосознанию и нормальному развитию. Только устремлённые в будущее юные умы и души отчётливо осознают, что сохранение культуры исторической Памяти – это не только социально-политический, но и глубинно-психологический процесс, требующий от активистов бюро гуманитарных программ (БГП) при любой общественной организации многолетней серьёзной наставнической работы.

 

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Авторские примечания и литература:

 

1. Никитин В.Н. Философия Вечности: смысл жизни и смысл истории. М.; Издательство Российского университета дружбы народов, 2004, с.150.

2. Апостолов А.Г., «Великие переломы славянской души». Вестник Международного славянского института, №12, М., 2010, с.12-34.

3. Слова оракула, начертанные во время пиршества человеческой рукой на стене чертога вавилонского царя Валтасара. Никто из обаятелей-тайноведцев (экстрасенсов), гадателей и халдеев не смог правильно истолковать эту надпись. И только пленник Даниил из Иудеи не побоялся вслух произнести значение роковых слов: мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; перес – разделено царство твоё и дано мидянам и персам» (Дан 5:5-7; 5:25-28).