ПРИОКСКИЕ ЗОРИ. Литературно-художественный и публицистический журнал, Тула, 2017 — №1

Автор: ЖИЗНЬ ЖУРНАЛОВ | Рубрика: РЕЦЕНЗИЯ | Просмотров: 514 | Дата: 2017-06-12 | Комментариев: 4

 

ПРИОКСКИЕ ЗОРИ

Литературно-художественный и публицистический журнал,

Тула, 2017 — №1   http://www.pz.tula.ru

 

Суть колонки главного редактора номера «Апология христианской этики как отсрочение явления молоха глобализма (quovadis, domini?)» замечательно раскрывается эпиграфом: «Делая зло другим, мы наносим вред себе в бесконечности своего существования» (К.Э. Циолковский).

К 100-летию Великой октябрьской социалистической революции читателям предлагаются отрывки из романа-размышления Алексея Яшина «Катехизис идеалиста» о гениальном руководителе Советской страны Иосифе Виссарионовиче Сталине. Во вступлении к роману говорится: «Пожалуй, начиная с конца 20-х годов прошлого века, нет другого такого громкого имени, как имя Сталина, вокруг которого кипели бы страсти абсолютно полярного характера...». Но он «для подавляющего большинства жителей России и стран СНГ, прежде всего русских людей, — выдающийся государственник и полководец-стратег в тысячелетней истории Руси — России — СССР, сравнимый разве что с Владимиром Мономахом, Святославом, Иваном Грозным и Петром Великим...». В этой же рубрике приводится тест «От автора», предваряющий роман. В нём Алексей Яшин справедливо пишет: «Уже почти два десятка лет после каждого очередного крупного несчастья, добивающего веру людей в справедливость <...>, многие из нас восклицают в сердцах: «Сталина на них нет!». И заметьте: восклицают <...> чаще те, для кого Вождь уже история, бывшая до их появления на свет в этом не лучшем из миров...». С интересом читаются главы романа «Проститутка история», «Бремя вождя и культ личности», «Частная собственность — биологический атавизм человека», «Где взять преемника?», «Все же старина Маркс был прав, поторопились...», «Грущу о будущем», в которых изложены мысли, справедливые и актуальные и поныне.

В номере опубликованы материалы авторов Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь». Современная русская проза Белоруссии достаточно интересна и познавательна и представлена достойными прозаиками: Василием Мироновым, Викторией Александровой, Леонидом Пулькиным, Леонидом Волковым, Ниной Высоковой-Мордвинцевой, Николаем Василевским и Татьяной Бурдыко. Русская поэзия союзной страны озвучена не менее талантливыми поэтами: Владимиром Шароновым, Татьяной Фурсовой, Леонидом Волковым, Олегом Зайцевым, Наталией Литвиновой, Петром Магером, Марго Волковой, Иваном Дацкевичем, Михаилом Баранчиком, Сергеем Морозом, Татьяной Дорошко, Вадимом Борисовым, Юрием Мацуком, Татьяной Дорониной и Дмитрием Юртаевым.

Многоцветье русской литературы Белоруссии достойно представлено и публицистикой Олега Зайцева, литературной критикой Юрия Клеванца и Натальи Советной, афоризмами Ирины Денисовой, переводами Василия Мельникова и Александра Морозова, а также стихами для детей Богдана Лемы и Нины Енбулаевой.

Рубрика «Мал золотник да дорог (произведения писателей из России и других стран)» включила в себя работы разных жанров. Открывается она удивительно проникновенными стихами Валерия Кулешова, собранными в Personalia. Издревле на Руси литераторы не только вопрошали: «Кто виноват?» и «Что делать?». Поэт не только задается этими вопросами, но и знает ответ:

Что делать?.. Отчий край, — ответь.

И отзыв — вдалеке:

— Как прежде, Песнь родную петь

на русском языке.

 

Небольшая, но эмоционально яркая и емкая работа Валерия Маслова «Иван Бунин и Тульский край» говорит сама за себя. Известный критик Вячеслав Лютый в статье «В складках земли» рассуждает о метафизике стихотворения Юрия Кузнецова «Поэт и монах». В частности он пишет: «... Очень конкретные образы, взятые из реальности, не ушли из поэзии Юрия Кузнецова, но помещены им в координаты христианской этики, точнее — православного нравственного чувства <...> И внезапно выяснилось, что литературное сообщество не готово воспринять нравственную определенность столь высокой концентрации».

Интересны своей непосредственностью «Сказки родом из детства» Лидии Савельевой. Хорош рассказ молодого прозаика, дважды победительницы в тульском городском конкурсе «Ступени» Киры Крестьянкиной «Мама на Новый год» о психологии, проблемах и радостях усыновления. Рассказ Рудольфа Артамонова «Моя жизнь и время. Эго-история» — «это рассказ о том, как время преломилось в жизни и судьбе одного человека», — пишет сам автор. Воспоминания о войне, Москве и школе тех лет непосредственны, что и ценно, наряду с художественностью повествования. Русский человек по природе своей государственник, и ему больно от того, что уже в течение десятилетий не решаются одни и те же проблемы. Оттого и спиваются лучшие народные умы, пока в стране хозяйничают «псевдогуманисты» и «псевдоэкономисты», — пишет в рассказе «Алкаш» Вячеслав Михайлов. Подобны искрящимся под лучами солнца каплям свежей утренней росы лирические стихи о любви Людмилы Сениной. О ее же юби­лейном твор­ческом вечере пишет Яков Шафран  в статье «Ей дано такое счастье». Высокопрофессионально — кратко и емко, художественно и по-исследовательски точно — рассказывает Евгений Трещев о концерте-презентации поэтического сборника «Настроение» поэта Владимира Сапожникова в работе «Утихла первая метель». Обзор творчества известнейшего тульского поэта Валерия Ходулина к его 80-летию дает читателям журнала Яков Шафран. Привлекают к себе работы: «Князь и крестьянка» (повествование о князе А.П. Голицыне и его жене Елене Ивановне) Валентина Огнева, «Лесные гости» Леонида Иванова, «Что такое “гаммеризм”?» Марка Бенарона. Интересную и актуальную беседу с Владимиром Вольфовичем Жириновским провела и опубликовала Людмила Авдеева. Разрывает сердце стихотворение Галины Ульшиной о катастрофе известного нашего самолета, летевшего в Алеппо. Свои стихи посвятили скоропостижно ушедшему из жизни труженику на ниве просвещения и духовного развития, поэту, прозаику и публицисту Геннадию Миру (Мирошниченко) Олег Пантюхин и Татьяна Леонова.