Александр ФИЛИППОВ. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ: ЛЮБИТЕЛИ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЫ? Полемические заметки

Автор: Александр ФИЛИППОВ | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 567 | Дата: 2017-04-10 | Комментариев: 11

 

Александр ФИЛИППОВ

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ: ЛЮБИТЕЛИ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

 

Помнится, когда несколько лет назад мы с прозаиком Петром Красновым пытались в очередной раз добиться поддержки областной писательской организации со стороны органов государственной власти, один из чиновников, к которому мы обратились, охладил наш пыл. Заметив, что с правовой точки зрения, региональное отделение Союза писателей России – всего лишь одна из общественных организаций, коих на территории Оренбуржья зарегистрировано около трёх тысяч. И юридически писатели ничем не отличаются, например, от рыболовов-любителей, тоже организованных в некое общественное объединение.

Помнится, тогда меня обидело и возмутило такое сравнение.

Сейчас, годы спустя, я в какой-то мере стал понимать точку зрения этого чиновника. Неплохого, кстати, и, совсем, неглупого мужика, отставного офицера, курирующего в областной администрации общественные объединения.

Я, например, вполне могу причислить себя к обществу рыболовов-любителей. Поскольку в босоногом детстве не раз сиживал с самодельной удочкой на берегу Урала, таская пескарей и сигушек. В зрелые лета неоднократно принимал участие в «серьёзных» рыбалках – с сетями и бредешком. С последующим непременным костерком на берегу, булькающей в котелке ушицей, да с водочкой в пластиковых стаканчиках…

Огромное удовольствие, великолепное развлечение! Которое, конечно же, никоим образом нельзя сравнить с трудом настоящих, профессиональных рыбаков. Бороздящих на тралах и сейнерах моря и океаны, по многу месяцев оторванных от дома, в свирепые шторма, под ледяным водопадом волн, добывающих тонны рыбы. Людей тяжелейшего, полного лишений и опасностей труда!

Конечно, и любитель рыбной ловли может невзначай вытянуть пятикилограммовую щуку, или пудового сома, и потом хвастаться этой удачей до конца своих дней. Но это не сотни, не тысячи тонн, которые вылавливает профессиональный рыбак, посвятивший этому ремеслу всю жизнь. И мне, например, со своим любительским опытом ужения, в голову не придёт соваться в профессиональный союз рыбаков. И незачем, да и не примут наверняка.

А теперь давайте глянем на ситуацию с писательским сообществом даже не глазами чиновника, а обыкновенного гражданина. Не пристального, искушённого, следящего за всеми литературными новинками читателя, а человека, время от времени берущего в руки книжку, чтобы провести за чтением короткие часы досуга.

Кого увидит он перед собой, если собрать в один зал всех писателей Оренбуржья – членов двух действующих на территории области всероссийских творческих союзов?

Пред ним предстанет больше сотни человек, о которых он, среднестатистический читатель, никогда не слышал, чьих книжек в руках не держал, и ни одного произведения, вышедшего из-под пера этих авторов, не припомнит. 

Хотя, кое-кого из собравшихся, он наверняка узнает. Например, имеющих всероссийскую известность прозаика Петра Краснова, поэтесс Наталью Кожевникову и Диану Кан. Поднапрягшись, возможно, вспомнит ещё пять-шесть имён.

Повторюсь, из более чем сотни человек, формально имеющих право гордо именовать себя «писателями».  Ибо все они являются членами соответствующих творческих союзов.

В багаже этих писателей-невидимок чаще всего десяток стихотворений, иногда удачных, пара-тройка рассказиков, а то и повестушка. Всё это  вымучено за несколько десятилетий неторопливой творческой жизни. Есть изданные при содействии спонсоров книжки, количество которых напрямую зависит от пробивных способностей автора, проплаченные публикации в солидных «толстых» литературных журналах, вынужденных продавать часть своих печатных площадей из-за скудных финансовых возможностей.

В принципе, ничего плохого в увлечении литературой любителей словотворчества нет. Этакое изящное хобби. Приятное времяпрепровождение, которое, конечно же, в любом случае предпочтительнее, чем, например, водку пить.

И всё же от настоящих писателей эти люди отличаются так же, как любитель-рыболов от профессионального рыбака.

Практически все они были приняты некогда в творческие союзы «авансом», как подававшие определённые надежды. Которым, увы, так и не суждено было оправдаться.

Именно такие авторы, если присмотреться внимательно, и составляют огромный процент среди «обилеченных» литераторов.

Если вернуться к нашему сообществу, «большому Союзу», то следует понимать, что и цели пребывания в писательских сообществах у любителей и профессионалов разные.

«Любитель», для которого написание литературных произведений, ну, или того, что он таковыми считает, является чем-то вроде приятного времяпрепровождения, как правило, имеет надёжную профессию, успешен в жизни. Вопрос гонораров, писательского стажа, и т.п. перед ним  не стоит.

Главная цель «любителя» – публикация своих произведений, которые по определению, как всякий продукт непрофессионального ремесла, даже  отмеченные искрой таланта, не могут быть совершенны. Ибо для того, чтобы стать, к примеру, столяром-краснодеревщиком, из под чьего резца выходит коллекционная, сработанная на века мебель, следует сперва научиться делать хотя бы незатейливые табуретки.

 Для писателей-«любителей», даже талантливых, на таком начальном, «табуреточном» уровне, как правило, всё постижение ремесла и заканчивается.

А вот для писателя «профессионала» вопрос публикаций, как правило, не стоит. Его произведения охотно берут «толстые» литературные журналы, время от времени выходят книги в издательствах. Однако гонорары, то есть плата за конечный продукт его писательского труда настолько унизительно низки, что просуществовать на них хотя бы короткое время решительно невозможно.

Писатели-«профессионалы», за редчайшим исключением, всю жизнь подрабатывают. Однако, числясь на каких-то второстепенных должностях, как правило, в учреждениях культуры, и пенсию впоследствии получают мизерную. И заслуги даже самых именитых тружеников пера перед Отечеством при этом совсем не засчитываются.

Вот почему перед профессиональным писателем острее всего стоит проблема достойной оплаты писательского труда, начисления трудового стажа, пенсионного обеспечения, хоть какой-то социальной защиты. При этом очевидно, что если десяток профессионально работающих в литературе писателей власти региона ещё как-то смогли бы поддержать, в том числе и материально, то всё увеличивающуюся ораву «обилеченных любителей» облагодетельствовать невозможно.

А между тем именно «любители» процентов на девяносто и составляют численность региональных писательских организаций. И, как всякое большинство, определяют их политику, из которой напрочь исключены вопросы социальной защиты писателей.

Главное, чего добиваются они от региональных властей (сужу по Оренбургской областной писательской организации), – это выделение бюджетных средств на издание бесконечных коллективных сборников, да ещё зарплаты для своего руководителя.

К сожалению, нынче и само звание писателя вследствие многочисленности людей, причисляющих себя к этому сословию, изрядно дискредитировано.

В «большом Союзе» можно, конечно, делать вид, что ничего страшного не происходит, что всё в нашем писательском сообществе идёт своим чередом. Однако девальвация уважаемого некогда звания писателя зашла уже далеко.

Недавно прочёл настоятельный совет опытного литературного редактора авторам, отправляющим рукопись в издательства или журналы: «Ни в коем случае в сопроводительном письме не указывайте своей принадлежности к тому или иному Союзу писателей. Ибо это сразу зажжёт перед редактором красную лампочку, предупреждающую о том, что предстоит иметь дело, вероятнее всего, с самонадеянным графоманом и его малоталантливым, претенциозным и тягомотным произведением».

Членство в Союзе давно перестало быть этаким «знаком качества» того или иного писателя.

К сожалению, как-то очистить региональные писательские организации и «большой Союз» от налипшего за последние четверть века балласта, мне кажется, теперь невозможно.

Реорганизовать писательское сообщество в некий профессиональный союз, вследствие ничтожности материальных доходов  авторов, а, следовательно, и профвзносов, тоже вряд ли удастся.

В Оренбургской области группа «профессиональных» писателей, для которых творчество – не занятие в часы досуга, а дело всей жизни, объединилась в Ассоциацию писателей Оренбуржья. Что вызвала яростную реакцию «любителей», для которых «членство» в писательской организации – самоцель и главное достижение их литературной карьеры.

А в Ассоциации на первом плане оказались не какие-то безликие «члены правления», «члены Союза», а писатели, имена которых знают, любят и ценят читатели Оренбуржья.

Кроме прочего, это позволило и как-то централизовать, упорядочить работу оренбургских писателей по пропаганде литературы. Ибо до этого на встречах с читательской аудиторией писательское сообщество Оренбуржья нередко представляли такие авторы, за творчество которых любому, хоть немного понимающему в литературе, просто стыдно.

Однако, судя по тому, что злобная статья одного из «обилеченных», выступившего против Ассоциации писателей Оренбуржья, была опубликована в газете, являющейся органом издания Союза писателей России, и даже отмечена там каким-то призом, агрессивная позиция ничтожных в плане личного творчества «членов» руководству «большого Союза» близка и понятна.

Хотя к стихийно идущим в регионах процессам, при которых писатели, состоящие в разных творческих союзах, объединяются, следовало бы как минимум присмотреться.

Может быть, чтобы навести хоть какой-то порядок в писательском сообществе, следует во главу угла поставить не «членство», а непосредственно творчество?

Создать при «большом Союзе» ассоциации, например, по жанрам – поэзии, прозы, литературной критики, детективщиков и фантастов, в конце концов? Чтобы писатели, вошедшие в соответствующую ассоциацию, тщательно и требовательно относились к пополнению своих рядов.

Подозреваю, что при таком подходе огромное число «членов» осталось бы за бортом. Ибо, кроме членского билета, достойных произведений, подтверждающих принадлежность к тому или иному писательскому сообществу, у них не окажется.

А можно вообще ничего не менять, пустив всё на самотёк. В соответствии с определением: «Писатель – не тот, кто пишет, а тот, кого читают». Пусть читатель сам выбирает для себя любимых авторов, покупает их книги, соответственно, стимулируя и коммерческие структуры – издательства.

А на «обилеченных» из числа тех, кто давно ничего не пишет, или пишет какую-то никому не нужную хрень, просто не обращать внимания?

Ну, понадувают они важно щёки, побегают со своими «самиздатовскими», никем не востребованными книжками, как дурни с писаной торбой, и отпадут, постепенно потеряв интерес к делу, которое не является для них жизненно важным. И не сулит в личном плане никаких дивидендов…

И вся проблема любителей и профессионалов как-нибудь сама собой рассосётся?

 

Оренбург