Виолетта КОРЫШОВА. ОКОЛОЛИТЕРАТУРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Проблемы культуры чтения

Автор: Виолетта КОРЫШОВА | Рубрика: ФОРУМ | Просмотров: 301 | Дата: 2017-04-10 | Комментариев: 4

 

Виолетта КОРЫШОВА

ОКОЛОЛИТЕРАТУРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Проблемы культуры чтения

 

Каждый год исследовательские центры озвучивают результаты социологических опросов, согласно которым количество читающих людей в России то возрастает, то уменьшается (и чаще всего это второй вариант). В связи с этим появляется множество материалов, в которых авторы пытаются выяснить, почему же население перестало читать. Однако в попытках «докопаться до истины» забывают о той части общества, которая еще не потеряла интерес к литературе, книгам. И здесь стоит акцентировать внимание на том, к каким именно? Недаром говорится: «Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт».

 

Чтение ради чтения

Нам настолько часто твердят о необходимости чтения, что это звучит уже как установка. И люди по принципу «надо, значит, надо» следуют ей. Однако когда дело доходит до самого процесса, некоторые сталкиваются с трудностями: сказали читать, а что – не показали. В таких случаях человек спрашивает совета либо у родных, либо у друзей, нередко в выборе «помогают» СМИ и, конечно, неисчерпаемым источником информации является интернет. А теперь по порядку.

Родные. Не сомневаюсь, что домашние библиотеки бабушек/дедушек/родителей имеют в своей коллекции замечательные произведения классиков, представителей Серебряного века и не только. Так, я с детства читала Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого и многих других. Но в то же время были книги и таких авторов, как Дарья Донцова. Да и вообще криминальных детективов насчитывалось немало. Кроме того, на полке стояли «Возвращение в Эдем», серия романа «Анжелика» и другие. От бабушки ко всему прочему мне достались биография Иосифа Сталина и устав коммунистической партии. Не могу сказать, что все без исключения книги были полезными и интересными.

Друзья. Эти люди находятся в том же положении, что и мы. Наверняка и в их домашних библиотеках имелись любовные романы и криминальное чтиво 90-х. Не говорю, что друзья не могут посоветовать хорошую книгу. Нет. Просто такое случается не часто.

Средства массовой информации. Стоит ли говорить, что реклама для СМИ – основной источник дохода? Следовательно, реклама книги ничем не отличается от рекламы других товаров и услуг. Любой каприз за ваши деньги, как говорится. Тут уже никто не станет задумываться, будет ли полезным чтение или нет. Так в некоторых газетах («Завтра», «Литературная газета») есть отдельные рубрики, в других изданиях, например «Московском комсомольце», выходят тематические материалы («Библиохроника: от Москвы до Нью-Йорка» – «Московский комсомолец» от 17.01.17), на телевидении посвящаются сюжеты (ВГТРК Кубань, «Первая книга Натальи Тованчевой уже получила отзывы своих первых читателей» от 17.11.15; Первый канал, «Книгу в жанре «биографические заметки» представил в Москве бывший руководитель ИТАР-ТАСС» от 11.11.16; Культура, «Поэтесса Александра Очирова представила книгу «Невидимые силы бытия» от 03.03.17). Директор «ГТРК Кубань» Тованчева, бывший руководитель «ИТАР-ТАСС» Игнатенко, посол доброй воли ЮНЕСКО, президент Международной академии наук о человеке, член Общественного совета Росграницы Очирова. Весьма интересный выбор «писателей и поэтов» для новостей, вам не кажется?

Интернет. Какие только советы не найдешь во всемирной паутине! Статьи «100 книг образованного человека» [1], «Модные книги: современные тренды и бессмертные произведения» [2], «Модное чтиво: самые нашумевшие книги» [3] помогут сориентироваться в мире литературы, а материал «Сколько книг читать в месяц?» [4] подскажет необходимую «дозу»: «Уровень начитанности напрямую зависит от количества книг, которые человеку удаётся «осилить» за неделю, месяц, год. <…> В среднем опытному читателю удается прочитывать по одной книге в неделю. Соответственно, в год он читает около 52 книг».

Как видим, тенденция чтения ради чтения, ради моды или «потому что надо» имеет место быть. Многие тратят время на бесполезные произведения, «трендовых» авторов, пытаются осилить определенное количество книг только для того, чтобы соответствовать требованиям времени. И едва ли это лучше, чем не читать вовсе.

 

Окололитературная литература

Вместе с модой на чтение пришла мода и на сочинительство. Куда ни ткни – писатель/поэт. Как оказалось, таковыми являются даже Познер и Алексиевич. Последняя – так вообще Нобелевскую премию получила! Но это уже «вчерашний век». Сегодня мы имеем новое явление – литераторы из социальных сетей. Их книги издаются и продаются. Существует специальная серия издательской группы АСТ «#online-бестселлер» – произведения, которые стали популярными в интернете.

Среди них «50 дней до моего самоубийства», написанная Стейс Крамер (настоящее имя автора Анастасия Холова). Книга приобрела большую популярность в рунете не только благодаря своему содержанию. Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан просило суд признать противоправным действия ООО «Издательство АСТ» по обороту книги Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства» на территории Российской Федерации и по установлению этой книге издательством возрастной маркировки 16+, а также обязать АСТ отозвать из продажи весь тираж книги. Однако в иске Управлению Роспотребнадзора по Республике Татарстан было отказано. Всего же с момента выхода «50 дней…» в феврале 2015 года прошло более 20 судебных заседаний по всей России: Орёл, Казань, Самара, Москва, Санкт-Петербург, Сальск, Владивосток.

Решение суда подтвердили результаты независимых экспертиз, согласно которым роман Стейс Крамер не содержит информации, направленной против семейных ценностей, не призывает читателя к суицидальным действиям, асоциальному, деструктивному поведению. [5]

Ознакомившись с текстом книги, я, мягко говоря, была удивлена оценками экспертов. Объясню, почему. Начнем с того, что события разворачиваются в Америке, соответственно имена у всех героев американские (по утверждению многих молодых авторов, они более благозвучные). В итоге получается, что российский автор пишет для российских читателей книгу об американской молодежи. Странная ситуация, вам не кажется? Однако идем дальше. Главной героине Глории 16 лет, и как понятно из названия, она хочет покончить жизнь самоубийством. Девушка дает себе 50 дней, чтобы утвердиться в своем решении, либо найти смысл жить дальше. Не буду пересказывать сюжет романа, коротко его можно передать словами: секс, наркотики, похищения, выкуп, изнасилования, драки (между девушками в том числе), шантаж, тюрьма, убийство.

Вспомним заключение экспертизы, в которой говорилось, что в произведении нет информации, направленной против семейных ценностей. Что ж, всё верно, здесь вообще нет семейных ценностей. Отец Глории изменил её матери со своей начальницей, жена в ответ – с родным братом мужа, бабушка главной героини встречается с двадцатипятилетним молодым человеком. Отношения самой девушки с членами семьи оставляет желать лучшего, многое можно понять из диалога между матерью и дочкой:

«– Ты, что опять смотрела до полуночи свой дебильный сериал?!

– Нет, мам, конечно нет. Да и к тому же он уже закончился, – я так люблю врать маме, на самом деле я каждую ночь смотрю этот сериал, если я пропускаю одну серию, то у меня сразу же начинается ломка, как у наркомана со стажем. Именно поэтому я просыпаю и опаздываю на первые уроки в школе. Мама уже к этому привыкла, но её не перестает это раздражать».

Что там дальше? «Не призывает читателя к суицидальным действиям, асоциальному, деструктивному поведению». Нет, не призывает, но достаточно красочно описывает его. Между прочим, попытки самоубийства совершает не только главная героиня, но и её мать. Плюс ко всему в 16 лет Глория ведет беспорядочную половую жизнь, курит сигареты, употребляет алкоголь и наркотики:

«Я, Стив, Джей и Алекс одновременно кладем по одной таблетке в рот и запиваем пивом. Ребекка все ещё сидит в стороне.

– Беккс… – говорю я.

– ...я боюсь, что меня совсем унесет.

– так мы этого и добиваемся – говорит Стив.

Все смотрят на Беккс, она, тем временем, молчит и смотрит на оставшуюся таблетку.

– А, к черту – говорит она и кладет ее себе на язык».

Или:

«У каждого из нас в руках по бутылке мартини.

Мы пьем с самого утра, на сегодня я уже распрощалась с чувством трезвости».

Кроме того, через все произведение красной нитью проходит тема мести. Именно этим чувством оно и заканчивается: героиня остается жить, чтобы дождаться освобождения из тюрьмы любимого Стива и отомстить убийце своей подруги Дезмонду.

Вот такой милый подростковый роман. О мести. О предательстве. И, конечно, о «любви»! По решению суда, содержание романа Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства» соответствует возрастной классификации 16+, и его распространение на территории Российской Федерации с этой классификацией правомерно. С конца января 2017 года книгу вновь можно приобрести в магазинах.

Выводы делайте сами.

В тренде сегодня и поэзия. Сола Монова, Ах Астахова, Ес Соя, Милена Райт, Стэфания Данилова и другие. Это псевдонимы одних из самых популярных сетевых поэтов. В наше время лайки и ретвиты помогают талантливым и не очень людям стать популярными. Они разъезжают с гастролями, получают внушительные гонорары и имеют толпы поклонников, преследующих своих кумиров. Их сборники раскупают, ими восторгаются. «Читаю и наслаждаюсь! Нет пошлости, нет хамства, хотя встречаются слова нецензурные. На любое настроение есть стихотворение. Она пишет просто о жизни, о женском настроении, о любви без соплей, а честно и очень правдиво! Я в восторге от этой книги!» – пишет одна из читательниц о книге Солы Моновой «Стихи про мужиков». [6]

Итак, Юлия Валерьевна Соломонова (наиболее известна под псевдонимом Сола Монова) по количеству подписчиков считается самой читаемой поэтессой Рунета. Автор сборников «Левая книга», «Правая книга», «Розовая книга», «Жалобная книга» и других. Соломонова имеет номинацию «Народный поэт» сайта «Стихи.ру», является победителем конкурса «Вечерние стихи» газеты «Вечерняя Москва». [7] На её счету 569 стихотворений, более 230 тысяч читателей на портале «Стихи.ру» и более четырехсот в социальной сети «Вконтакте»! По утверждению самой поэтессы, в ее стихах «смертельная доза сарказма», который выводит из депрессии израненных любовью современных девушек. Вот и я решила познакомиться с творчеством столь востребованной персоны:

Я умножала трехзначные числа в уме

С первого класса.

Сильные мира признали, что я феномен,

Единогласно.

"Нью-Лобачевский – вставая, скандировал зал, –

Гений Российский!".

Только Олег полюбил меня за

Классные сиськи.

Не разбирается он в теоремах, зато –

В бабах и в пойле.

Он соблазнился моей неземной красотой...

Ну не тупой ли!

 

Сарказм есть, смысла нет. Хорошо, могу предположить, что я не смогла понять «тонкую» суть сего творения. Но стиль… Неуместное смешение сленга и литературного языка, намеренная грубость. Стихотворение, если его так можно назвать, не вызывает никаких образов, чувств, эмоций, кроме разве что недоумения. Недоумения от того, что это нравится читать не одному и не двум людям, и даже не сотне! Для объективности приведу ещё один пример:

…Зато вернее следака

С серьёзным удостоверением

Я вычисляю мудака,

Почувствовав сердцебиение.

Вот всю себя бы раздала,

Но клапан сердца не резиновый.

И если есть во мне талант,

Он должен быть монетизирован.

Пусть далеко не инженер,

Лежать не стану на диване я –

Изобрету «Мудакомер»… [8]

 

Возможно, я не поняла всей идейно-стилистической прелести сего шедевра, ибо испытала очередное отвращение и недоумение. Не увидела и смысловой связи между строками: «Вот всю себя бы раздала,/ Но клапан сердца не резиновый./ И если есть во мне талант,/ Он должен быть монетизирован». Как одно взаимосвязано с другим? Очевидно, слова подобраны так, чтобы звучала рифма. Другого объяснения у меня нет. Однако я прекрасно поняла главную цель творчества Юлии Соломоновой. И сразу скажу, что она не шутила, говоря о монетизации: её книги стоят в среднем по 500 рублей за экземпляр, а билеты на выступления варьируются в пределах от одной до пяти тысяч рублей с человека! А говорят, что поэты денег не зарабатывают…

Ещё один «гений» слова и пера Ес Соя, или Евгений Степанок. Украинский поэт, который на сегодняшний день входит в десятку самых известных современных сетевых поэтов. На его счету 6 книг, 4 сборника стихов. Он достаточно популярен, ездит с гастролями не только по Украине, но и по России, Казахстану. В этом году в период с 25 февраля по 22 апреля его тур предполагает посещение 33 городов! Согласитесь, немало.

«Это что-то новое и потому великое. Стихи очень личные, но тем не менее цепляют почти каждого. Это потому, что через Женю говорит Вселенная, а не просто один мальчик сел порифмовать строки» (орфография автора сохранена, В.К.). [9] Так восхищенно отзывается о творчестве поэта его поклонница.

А вот Дмитрий Кузьмин, главный редактор российского журнала современной поэзии «Воздух», сравнил стихи Ес Сои с четверостишиями на поздравительных открытках. По его мнению, «они бывают не лишены изящества, но говорить об их литературной ценности бессмысленно, так как они для этого не предназначены».

Я тоже ознакомилась с творчеством молодого поэта. И, поверьте, прочла не одно и даже не двадцать стихотворений. Уже из оглавления я поняла, что меня ждет нечто не совсем поэтичное: «По олдскулу», «схз», «В рыб», «Вгорло», «Флюи. ды», «Лавстори», «Олвейз» и другие. Нет, есть, конечно, и что-то из разряда обычного: «Взаймы», «Свитер», «Апельсины», «Метель», «Совсем» и тому подобное. Но сути это не меняет. Перейдя от заголовков к содержанию, я отметила для себя сравнения и метафоры, которые использует Евгений. Среди них: «из сердца, набухшего, словно вымя», «целовать тебя – как чесать укусы москитов – /хочется во что бы то ни стало», «твои ладони – стетоскопы», «а мы лежим в одной постели/ мы, как 3D слайд /который, умеренно/ что-то открывает». Думаю, вы поняли, какая романтика ожидает человека, решившего почитать Ес Сою.

Для тех, кто не осмелится на подобный шаг, приведу его стихотворение «Все желания. Все обещания»:

успокойся, девочка. закури крепкую, толстую.

а то в слезах весь твой мир тонет.

всё будет хорошо, ты уже взрослая.

это говорю тебе я. и твой верный друг – джин тоник.

 

забудутся поцелуи со вкусом прощания.

поля влюбленных всегда поля минные.

но будет цветок. сорви его, сорви.

...

это ночью сбываются все желания, все обещания.

даже самые невыполнимые,

даже о любви.

 

Стоит ли говорить о пропаганде курения и алкоголя в данном стихотворении? И, между прочим, по словам самого автора, на его выступления приходят ребята, которым по 14-15 лет! Дети в этом возрасте готовы подражать своим кумирам, чтобы соответствовать им, быть «в теме», быть такими же, как и они. В данном случае: депрессивными одинокими влюбленными подростками, проблемы которых может решить «крепкая, толстая» и «друг джин тоник».

Кроме того, снова пытаюсь найти смысловую связь между строками, но мои попытки тщетны. А трехстишие «забудутся поцелуи со вкусом прощания./ поля влюбленных всегда поля минные./ но будет цветок. сорви его, сорви» меня покорило! Это «верх» поэтического мастерства. Неужели кто-то действительно считает это настоящей, великой поэзией? Раз уж на то пошло, я тоже умею сочинять и не буду против, если мое творчество сочтут не менее великим: «Небо сегодня удивительно голубое./ Солнце всегда светит лучами./ Но будет дождь. Не жди его, не жди./ Иди домой».

 «Массовое искусство в красивой и модной обёртке подаёт человеку многократно пережёванное и переваренное предыдущими поколениями, позволяя ему не меняться, не развиваться, не думать и быть собой довольным», – констатирует один из современных критиков [10].

Не соглашусь лишь с той частью, где говорится о красивой обёртке. Массовое искусство скорее можно назвать скупым, невзрачным, поверхностным и ординарным. Правда, многие авторы пытаются вызвать интерес читателя эпатажем. Но и этот интерес, если он возникает, у духовно выросших читателей со временем пропадает: душа просит возвышенного и красивого, а не бессмысленных примитивных стишков, посвященных аське, 3D слайдам или мудакам.

 

Пыль в глаза

Нам рекламируют только определенные книги, издательства обращают внимание на определенных авторов, в города с гастролями приезжают определенные люди. Этих писателей и поэтов объединяет, как правило, несколько вещей: отсутствие таланта, наличие денег и связей, нравственно-духовная ущербность.

Складывается впечатление, что все это часть «культурной» политики. И истерия по поводу нечитающего населения лишь хорошо продуманный ход для отвода глаз. Ведь пока одни ищут причины отказа от чтения, других сажают на поводок массовой культуры, чтобы затем привести к деградации…

___________________________________

Источники:

 [1] https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/100-knig-kotorye-dolzhny-byt-v-kopilke-kazhdogo-cheloveka-1196410/

[2] http://the-fashion.ru/modnye-knigi/

[3] http://feelgood.ua/obraz-zhizni/modnoe-chtivo-samyie-nashumevshie-knigi-feelgood/

[4] http://bookdigest.com.ua/polezno/skolko-knig-chitat-v-mesyac/

[5] http://ast.ru/news/951810/?sphrase_id=964013

[6] http://www.labirint.ru/books/550924/

[7] https://ru.wikipedia.org/

[8] http://www.stihi.ru/2014/09/01/3146

[9] https://www.livelib.ru/author/308566/reviews-es-soya

[10] http://dkuzmin.livejournal.com/574256.html