Александр БОБРОВ. ВТОРОЙ СТАКАН. Полемические заметки

Автор: Александр БОБРОВ | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 554 | Дата: 2017-02-09 | Комментариев: 4

 

Александр БОБРОВ

ВТОРОЙ СТАКАН

Полемические заметки

Всему человечеству

Заздравный стакан,

Два полных – отечеству

И славе славян…

Николай Языков, 1827 год

 

За эти строчки из «Заздравной песни», написанные 190 лет назад, особенно за второй стакан – Николаю Языкову может сильно достаться от Германа Садулаева, для которого ни поэтической условности, ни срока давности, похоже, не существует. Только этим можно объяснить гнев писателя, пошедшего в политику, который обрушился на песню Константина Кинчева «Небо славян», написанную в поезде Питер – Москва ещё 22 октября 2000 года. Как пишет поклонница: «С 2002 года она играется на каждом концерте группы и практически каждом фестивале (и уже успела надоесть до смерти). Лично я за те 5 лет, что хожу на «Алису» могу вспомнить всего один сольный концерт, где её не было, и пару фестивалей… Неоднозначность песни обсуждать не хочется. Но её пафосность и могучий патриотический заряд бесспорны. Фактически эта песня – гимн, а подобные песни в наше время дефицит, поэтому не удивительно, что обрела она новое рождение в самых необычных исполнениях».

Да, совершенно не являясь поклонником Кинчева (особенно его внешнего облика!), я не раз ставил в эфир удивительную запись, сделанную 24 мая 2007 на празднике «Дни славянской письменности и культуры» в Коломне. Закрытие его сопровождалось грандиозным музыкально-литературным действом под названием «В начале было Слово…» режиссёра Галины Ковалёвой – давней моей знакомой из Красногорска. И в финале песню Константина Кинчева «Небо славян» грянул… сводный хор! Это прозвучало мощно и новаторски. Но самое большое потрясение – запись этой песни как строевой в исполнении неведомой 2-ой роты на солдатском смотре:

За бугром куют топоры,

Буйные головы сечь,

Но инородцам кольчугой звенит русская речь.

И от перелеска до звёзд

Высится Белая рать.

Здесь, на родной стороне, нам помирать. 

 

Только в своём могучем речитативе воины подправили заключительную строку: вместо «здесь, на родной стороне, нам помирать» – выдохнули «побеждать». И правильно! Но вот всю эту вдохновенно поющую рать решил победить Герман Садулаев в начётнической статье, как мне кажется, с довольно-таки ложным посылом-вопросом: «Ты поешь: «от чудских берегов до ледяной Колымы, все это наша земля». Всё это славянская земля, ты говоришь. Твоя земля. А где моя земля, Костя? Куда она подевалась? Где земля Зарифуллина, Абузярова, Кара-Мурзы и Айрапетяна?». Совершенно ясно где: там же, Герман Умаралиевич. Там же, если мы граждане России! И небо у нас – общее, как бы украинские националисты ни воспевали именно своё небо над золотым житом на жовто-блакитном флаге.

Помню 25-й Аксаковский праздник под Белебеем в честь выдающегося славянофила  – Сергея Аксакова. Он и его сыновья соединили в себе, сами порой не понимая, две ипостаси евразийского мира, две великие духовные цивилизации: Православие и Ислам. Выразившие наиболее ярко национально-православную идею России сыновья Сергея Тимофеевича, великие славянофилы – Иван, Константин и не писавший книг Григорий, оставшийся в тени братьев (он был честнейшим чиновником, одним из лучших губернаторов российских) по матери (а она была полутурчанка – из рода эмиров, прямых потомков пророка Магомета), были не совсем славяне по крови – и что? Ярким сентябрьским утром писатели, включая серба Зорана Костича, остановились в золотой дубовой роще, и в этой просвеченной дымке я сложил стихи, обращённые к нему, с такой концовкой:

Праздник Аксаковский с нами!

Зыбкий туман унесло,

И над холмами, лесами

Солнце славянства взошло!

 

А потом под этим общим солнцем мы приехали в деревню, где веками живут башкиры, чуваши, татары, русские, которые спели песню о дружбе на четырёх языках. Нет никаких противоречий, если есть хорошо оплачиваемый труд и забота о каждой самобытной культуре. Садулаев вопрошает: «Ты поёшь: «Нас точит семя орды». Тут надо определиться. Какой именно орды тебя точит семя, Костя? Большой Орды? Золотой Орды? Белой Орды? Или, может, Синей? Здесь важна точность, Костя. Когда империя Чингисхана распалась на улусы или орды…». Зачем певцу определяться? А дальше и вовсе – псевдоисторический урок с поучением: «Знаешь ли ты, Костя, что в Великую Отечественную войну после стран Запада вторым нашим поставщиком по ленд-лизу была Монголия? Монголы поставили нам коней и полушубки. Ты видел, Костя, в советских кинофильмах, как красноармейцы в красивых теплых дублёнках, помогаемые генералом Морозом, громят гитлеровцев, мерзнущих в суконных шинелишках? Это были монгольские полушубки, Костя. А ты считаешь монголов врагами».

Что значит оборот «помогаемые генералом Морозом»? – непонятно (видимо, из области оправдания немецких генералов), но мне сразу вспомнился смешной и характерный эпизод из позднего советского прошлого. С трибуны Колонного зала Дома союзов на Съезде писателей (вот где государство тогда собирало творческие союзы!) Юрий Кузнецов стал превозносить русские стихи Николая Тряпкина, а потом процитировал и знаменитые строки Николая Рубцова: «Со всех сторон нагрянули они – иных времён татары и монголы». Татарская делегация вдруг поднялась с мест и начала покидать зал. Юрий Поликарпович не растерялся и мрачно сказал в микрофон: «Садитесь, татары. Это не про вас…».

А вообще, про что песня-то Кинчева? Совсем не про славянскую агрессию, а, как мне кажется, про вечную борьбу, о которой сказал молодой и очень революционно настроенный Горький в письме к нижегородскому монархисту: «В сердце русского человека издревле борются две струи крови: одна – арийская, славянская – зовёт его к деянию, к борьбе за право личности, за достоинство человека, тянет его на Запад, к будущему; другая струя – туранская, монгольская – она влечёт к бездейственному подчинению чужой воле, внушает веру в непоколебимость прошлого и китайское обожание предков, которые у вас рабы, она вас тянет на Восток, к прошлому. Вот эту пассивную, отравленную монголизмом и Востоком часть русского народа, которая становится всё ничтожнее количеством, вы и представляете». Во как припечатал! – какие там песни «Алисы»…

Но славянский вопрос вовсе не этнический или культурологический. Например, в Чехии, где на съезде в 19 веке оформилась идея панславизма, нынешние националисты считают себя потомками… кельтов! Но нагляднее всего это проявилось на больной Украине, строящейся как проект «АнтиРоссия». Если вы прочитаете и послушаете свидомые СМИ, откроете полемику в интернете, то самым общим посылом будет то, что Московия насильно присвоила себе само название Русь, а великороссы (московиты, москали) никакого отношения к славянству не имеют. Началось это очень давно, более полутора веков назад. Не случайно в письме Энгельсу (24 июня 1865 г.) Маркс пишет: «Догма Лапинского, будто великороссы не славяне, отстаивается господином Духинским (из Киева, профессор в Париже) самым серьезным образом с лингвистической, исторической, этнографической и т.д. точек зрения; он утверждает, что настоящие московиты, т.е. жители бывшего Великого княжества Московского, большей частью монголы или финны и т.д., как и расположенные дальше к востоку части России и её юго-восточные части… Выводы, к которым приходит Духинский: название Русь узурпировано московитами. Они не славяне и вообще не принадлежат к индогерманской расе, они – intrus [пришельцы], которых требуется опять прогнать за Днепр и т.д… Панславизм в русском смысле, это – измышление кабинета и т.д. Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян» (К.Маркс. Соч., т.31, с.106-107).

Увы, он и стал господствовать, особенно на Украине, хотя там сплошь – антимарксисты. Мне кажется, что именно отголоски этого долгого спора и подвигли Кинчева написать в поезде такую вызывающую песню. Нормальный поэтический порыв. Характерно, что в этом письме Маркса, который, мягко говоря, недолюбливал русских, всплывают географически «юго-восточные части России». Это как раз Донбасс и Новороссия – те области, которые, по словам нового министра культуры незалэжной – артиста, выдвинувшегося на Майдане, населены людьми без корней, пришельцами, этническим мусором. А я вот считаю их настоящими славянами, особенно подло убитого на днях явно не славянами (по духу!) полковника с грузинским позывным – Гиви.

Вспоминаю, как три года назад я стоял на Софийской площади, где под памятником великой княгине Ольге шёл один из яростных митингов. Выступали небритый Яценюк с каплей на кончике носа, щекастый Турчинов в курточке, из-под которой торчал лапсердак, играющий скулами Кличко, сгинувший куда-то Тягнибок с перекошенным лицом и страшненькая без макияжа певица Руслана. Они тоже говорили о настоящих наследниках славян – украинцах. В свете прожекторов мой киевский друг обернулся с фотоаппаратом и сказал: «Кого снимать? Только псковитянка Ольга да мой московский друг и похожи на славян»… Мне запомнилась эта реплика в рёве толпы «наследников» Киевской Руси.

Думаю, не стоит им уподобляться и ставить важнейший и кровоточащий славянский вопрос в устаревшей (ещё с марксовых времён) плоскости. Характерно, что читатели газеты остро почувствовали несвоевременность такой запоздавшей дискуссии. Вот пишет комментарий akbar: «…Тема не нужная, если не сказать грубее. Почему Кинчев поёт – небо славян? А почему он должен петь по-другому, это что программная статья по нацвопросу? Надо петь, перечисляя все народы живущие на земле, а если кого забудет, то кранты? Если кто-то споёт – небо грузин, армян, чукчей, то остальным надо обижаться? И вот на эту тему можно толочь воду до бесконечности». Или вот petrovsun: «Затевать дискуссию по этому вопросу неэтично. Но если от этого не удержаться, надо начать с определений, чтобы под словами иметь в виду одинаковый смысл. Для начала славяне. Слово ведающие. Люди живущие по слову. Самое старое Слово на русском языке (старо) – «Слово о законе и благодати». Славяне жили, наверное, и по этому Слову». Наконец, социалист: «Небо славян» (надо было редакции привести её текст) по определению Константина Кинчева – «это песня не про анализ крови, а про то, что все мы единоверцы, то есть едины в вере, едины в любви к Родине, едины в гордости за свою страну и её историю, едины в желании не поганить то, что создавалось веками, а поганящих пресекать»… Статья провокационна. И не определяет позицию КПРФ по национальному вопросу, хотя, автор является членом КПРФ».

Мне тоже так кажется, даже в чисто политическом смысле, а как поэт и филолог я считаю вообще неэтичным и недостойным писателя Германа Садулаева так подходить к поэтическим текстам. Закончу строчками того же Языкова:

Кружится, склоняется

Моя голова,

Но дух возвышается,

Но громки слова!

 

Не будем приземлять и начётнически использовать песни! Их так мало осталось, заздравных, берущих за душу и поднимающих дух… Лучше к трёхлетию военного и неславянского переворота на Украине подымем второй стакан – за славу славян!

 

 




Прикрепленные изображения