Рустам СОБИРОВ. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Эссе

Автор: Рустам СОБИРОВ | Рубрика: ТРИБУНА МОЛОДЫХ | Просмотров: 432 | Дата: 2017-01-07 | Комментариев: 1

 

Рустам СОБИРОВ

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Эссе

 

Недавние размышления о жизни натолкнули меня на целый ряд вопросов, связанных с современным обществом. Думая о жизни современного человека и особенно молодёжи, я вспоминал произведения великих русских классиков, таких как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, которые в своих произведениях воссоздавали собирательные образы людей своего времени. Они искусно изобличали безнравственность, тщеславие, подобострастие и прочие грехи, которыми страдало общество. И я не могу сказать, что современный человек им не подвержен, напротив, мы возвели их в абсолют, для многих они – неотъемлемая часть повседневной жизни. Так стало ли наше поколение хуже предыдущего, и каким предстает образ нашего собрата – современного человека, героя нашего времени?

Сейчас каждый из нас является гражданином всеобъемлющего мира, которому нет ни конца, ни края, имя которому – Интернет. Можно сказать, что у каждого человека нынче двойное гражданство: фактическое и «онлайн». На данном этапе размышлений всё ещё вроде бы хорошо. Ну да, двойное, что с того? Что в этом плохого? Но проблема кроется глубоко внутри: о чём мечтали люди, изобретавшие интернет? Они хотели упростить доступ людей к информации, хотели сделать доступными знания,  хотели стереть границы и соединить весь мир, но, как известно, именно дефицит создаёт спрос: знания стали никому не нужны. Если раньше людям приходилось преодолевать тяготы жизни и совершать настоящие подвиги во имя познания, то сейчас все попытки ограничиваются вводом в поисковую строку. Чего стоит история становления Михаила Васильевича Ломоносова, его долгий путь к знаниям, усеянный сложнейшими препятствиями. Сегодня немногие из нас дойдут до библиотеки, про «пешком в Москву» я вообще молчу. Та лёгкость, с которой мы можем найти всё, развращает нас, делает ленивыми и пассивными, и в этом заключается ирония существования интернета. Он из средства познания превратился в очередную сферу развлечения. Самое ужасное то, что мы сами сделали его таким.

А что мы сделали с собой? Как часто вы слышите фразы: «Жизнь – тлен», «Убейте меня» и прочие? Сейчас сверхмодно говорить о том, что жизнь –  «боль» и что всё очень плохо. Но так ли всё это? Те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей обычной, заурядной жизни, настолько ли сложны, как мы их представляем себе? Лично я не уверен. Люди начинают причислять себя к меланхоликам, говорят о каких-то надуманных депрессиях, которые не дают им нормально жить, развиваться, творить и так далее. Когда мне приходится общаться с такими людьми, я не могу не уточнить, в чём же причина их печали, и мало кто указывает на что-либо серьёзное, обычно всё ограничивается жалобами на личную жизнь, сложностями обучения в университете и нехватку денежных средств. Теперь – внимание! – вопрос. Что из этого нельзя исправить собственными усилиями? Все наши проблемы упираются в нас, в нашу собственную пассивность. Отсутствие какой-либо мотивации и инициативы – ещё один распространённый симптом нашего духовного разложения.

Ведь без каких-либо нравственных, моральных ценностей не может быть полноценной наша социальная жизнь, а этот аспект весьма и весьма важен. Как часто вы сталкиваетесь с хамством и грубостью? Замечали ли вы вседозволенность людей, имеющих за спиной «денежные мешки»? В погоне за материальным общество напрочь забыло о том самом духовном, о том, что внутри. Внутреннее уродство воспитывается и поощряется с самого детства. Да, вы можете не согласиться, но богатеньким детям с детства прививают, что они центр вселенной и нет ничего важнее их, в то время как обычные, среднестатистические дети под воздействием аморальных интернет-постов (в том числе) начинают глумиться над моралью. Сначала защитный барьер родительского воспитания напоминает им, что вся эта аморальщина лишь интернет-шутка, но рано или поздно и этот барьер ломается, и тогда, словно прорвавшаяся дамба, людей заполоняет безнравственность и жестокость, плоды которых мы наблюдаем на примере всех громких интернет-скандалов, таких, как  дело девочек-живодёрок из Хабаровска, безжалостно расправлявшихся с беззащитными животными, или псковских школьников, открывших огонь из пистолетов и ружей по сотрудникам полиции.

Так неужели таков он, герой нашего времени? Я был бы рад ошибаться, но… Я задаюсь естественным  вопросом: как всё исправить? И пришел, пожалуй, только к двум вариантам: либо каждый человек следит за собой, что означает выстраивание в себе системы морально-этических норм, либо же надзор государства, но в таком случае мы получим старую-добрую антиутопию дядюшки Оруэлла, в которой будет запрещено мыслить не так, как все. Что из этого лучше, решать, естественно, нам.