Михаил КОРОБОВ. БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ. К 80-летию Михаила Ножкина

Автор: Михаил КОРОБОВ | Рубрика: ЮБИЛЕЙНОЕ | Просмотров: 484 | Дата: 2016-12-22 | Комментариев: 0

 

Михаил КОРОБОВ          

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ

К 80-летию Михаила Ножкина

 

Новый год я встретил не совсем здоровым, заразился гриппом и две недели отлёживался дома, глотая таблетки и чаи с малиновым вареньем. К концу второй недели возникло желание читать. Поздним вечером перед сном я открыл нижнюю створку книжного шкафа и вытащил оттуда две желтовато-оранжевые книги Михаила Ножкина: «Точка опоры» и «Будь человеком». Открытый и проницательный взгляд, лучистый блеск глаз, волевой подбородок, красивое и мужественное лицо привлекло моё внимание.

Его двухтомник я купил года три назад, а заглянуть и почитать оставил на потом. Я часто так делаю. Бываю нередко в московских книжных магазинах покупаю книгу понравившегося писателя, привожу домой и кладу на полку. А спустя какое-то время, иногда через месяц, а то и через два, снимаю с полки и начинаю её просматривать. А тут прошло уже более трёх лет. 

Я включил настольную лампу и взял одну из них в руки. Почти что на середине книги открылась страница с подзаголовком: «Вот уж действительно чудо!..». Меня очень заинтересовало название – «Чудо». Я погрузился в чтение. Когда дочитал до конца, понял, то, о чём рассказал автор в наше сегодняшнее сумасшедшее время, – это настоящее чудо и в нашей жизни случается очень редко, о чём я скажу позднее.

У меня зародилась идея непременно разыскать номер телефона автора и переговорить. Я поделился своими мыслями со знакомой, которая дала номер телефона московской подруги и сказала: «Она певица! Ты позвони ей, напросись на её концерт и попроси телефон Ножкина». Я так и сделал. Как-то вечером я дозвонился до неё. На мои авторитетные аргументы она высокомерным тоном заявила: «У нас так не принято!» и разговор на этом закончился. Но это меня не остановило. Я искал другие варианты. Наконец-то мне повезло. Один московский поэт, близко знавший Михаила Ивановича, назвал его номер. Я сразу же позвонил. Нежный и ласковый женский голос прозвучал: «Подождите пару минут, Михаил Иванович сам вам перезвонит». И, действительно, через некоторое время раздался звонок, и я услышал тихий, бархатистый тембр голоса. Это был сам Ножкин! Я с дрожью в голосе заговорил, что я хочу написать очерк и хотел взять у него интервью. На что он ответил: «Не стоит этого делать, кому сегодня интересен простой пенсионер. Тем более я нахожусь за рубежом на лечении, бываю в столице не чаще одного раза в два-три года. Так что встреча наша состояться не может».

Я в волнении положил мобильник на стол и задумался. Такая высокая персона – известный лирик, автор многих песен, ставших народными, любимый киноактёр, сыгравший десятки ролей в художественных фильмах: «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Освобождение: («Прорыв», ««Огненная дуга», «В направлении главного удара», «Последний штурм», «Битва за Берлин»), «Каждый вечер в одиннадцать», «У озера», «Земля, до востребования», «Хождение по мукам», «Юность Петра», «В начале славных дел», «Одиночное плавание», «Вариант «Зомби» и другие. Но как запросто, дружелюбно и откровенно поговорил он со мной. И я задался целью задуманное довести до конца.

Я заглянул в телевизионную тумбочку, отыскал необходимые кассеты. И начал с пятисерийного фильма «Освобождение». Фильм тяжёлый, страшный. Земля горит от взрывов снарядов, бомб, мин. Становится даже жутко от всего этого. Много танковых сражений, зачистка территории авиацией на бреющем полёте, смрад, уйма подбитой дымящейся военной техники с обеих сторон, большие людские потери, единоборство командующих фронтами, генералов и маршалов войск. Глубоко залёг в мою память эпизод из фильма «Последний штурм». Его герои лейтенант Ярцев – Ножкин  и майор Светаев – Олялин спасают берлинцев от мощного потока воды, движущегося им навстречу по железнодорожному пути линии метро. Гитлер, чтобы русские не проникли в его логово, к бункеру через ближайшую станцию метро скомандовал открыть шлюзы, пустить воду из Шпрее и затопить её вместе с гражданским населением, которое, как в бомбоубежищах, спасалось там от бомбёжек и артиллерийских снарядов.

Несмотря на все зверства, творящие фашистами по отношению к своему народу, советские офицеры, рискуя собственными жизнями, принимают решение во что бы то ни стало спасти немецких детей, стариков и раненых солдат. Подрывают металлическую решётку запасного выхода, чтобы быстрее вывести людей из затопляемой территории.

Проявив великодушие и человеческую гуманность к простым гражданам, русские патриоты спасают немцев от неминуемой гибели, и вплавь последними покидают метро. Этот эпизод может быть показан как художественный вымысел режиссёра – постановщика фильма, но я хочу привести живой пример из жизни, услышанный из первых уст, от моего родственника Ивана Григорьевича Казакова, который я описал в одном из очерков. Советский воин в мае-июне 1945 года после занятии немецкого города Бад Шандау совершил благородный поступок.

«…Казаков Иван Григорьевич под Сталинградом воевал командиром взвода инженерной разведки. Он также освобождал Донбасс, Ростов-на-Дону, Крым, юг Украины, Польшу, Германию, Чехословакию.

В Германии рота инженерной разведки 2-й мотоштурмовой инженерно-сапёрной бригады освобождала город Бад Шандау. Ею командовал лейтенант Казаков. В город вошли вечером 8 мая 1945 года, переодевшись в немецкую форму и пристроившись к вражеской колонне. Никто не заметил «лишних немцев», и восемь разведчиков разошлись по улицам. А в одиннадцать часов вечера по радио на всех языках начали передавать сообщение о капитуляции Германии. Приказа занимать город не было, главное – разведать все дороги, план местности и снять часовых у моста через Эльбу. Но неожиданно вышло совсем по-другому. Наш солдат, поставленный вместо снятого часового, случайно проговорился по-русски, и немцы услышали. А тут ещё сообщение о капитуляции.

По городу понеслось: «Русские идут», поднялась паника, и все немецкие части попросту сбежали, бросив пять тысяч своих раненых. Так горстка разведчиков неожиданно заняла целый город. Утром подошли наши войска, и Казаков, как первый офицер вошедший в город, был назначен его комендантом. Так Казаков на полтора месяца, с 9-ого мая по 18 июня 1945 года, стал во главе населённого пункта Бад Шандау.

Он, как хозяин города, проявил не только большую терпимость, великую русскую гуманность к гражданскому населению, но и настоящее мужество. Так, пройдя долгими кровавыми дорогами войны, видя своими глазами тысячи порушенных городов, сёл, миллионы смертей и море слёз своих сограждан, двадцатипятилетний боевой офицер хорошо осознавал, сколько горя и страданий нашим людям принесла немецкая нация, но не очерствел, сохранил человеческий облик русского офицера, отчётливо понимая, нужно выполнить свой священный долг перед безоружным и несчастным населением, нельзя сорваться и наделать глупостей. И он делал всё возможное и даже невозможное по обеспечению нормального, человеческого отношения подчинённых ему войск к побеждённым – бывшим солдатам, раненым немецким воинам, поскольку война была уже закончена, и был подписан и объявлен мир.

За это время Иван Григорьевич сумел отправить домой сто двадцать тысяч беженцев, а это большой труд: на каждого нужно было оформить документы, найти деньги на дорогу, организовать сухой паёк. Кроме того, были вылечены две тысячи немецких солдат, восстановлены все городские коммунальные службы.

– Обязанность хорошего коменданта – не только следить за порядком, назначать комендантский час и ловить нарушителей, – вспоминал Иван Григорьевич. – Самое главное – накормить многотысячный город вместе со ста двадцатью тысячами беженцами, плюс пять тысяч брошенных немецких раненых. Надо ухитриться найти достаточно медикаментов и продовольствия, защитить население от мародёров, помочь городу войти в более-менее размеренную жизнь, сформировать местную власть.

Первые полтора месяца были самыми тяжёлыми для молодого русского офицера. И Казаков с честью справился с этой нелёгкой задачей. А когда прибыл новый назначенный советским руководством комендант, Иван Григорьевич сдал город в образцовом порядке. Только через четверть века вспомнили в этом городе о первом военном представителе советской власти. Через двадцать семь лет учитель городской школы Бад Шандау вместе с учениками в местных архивах обнаружили папку с приказами русского коменданта Казакова за 1945 год. И учитель, и его ребята были настолько потрясены их разумностью и гуманностью, что решили поставить вопрос о присвоении ему почётного гражданства.

Так в 1972 году Иван Григорьевич стал почётным гражданином немецкого города Бад Шандау. После этого местная администрация трижды приглашала Казакова к себе на день города. Грамота о присвоении ему этого звания с тех незабываемых дней хранится в его квартире с самыми драгоценными документами и наградами. А наград у него большое множество и не только от советского правительства, но ещё есть польские, чешские, Германской Демократической республики»…

Михаил Ножкин блестяще показал в своих ролях дух русского воина времен первой мировой, гражданской, Великой Отечественной, так называемой холодной и других войн в нашей истории. Во время съемок киноэпопеи «Освобождение» ему сказали: «Нужна песня о войне». И вот она уже в фильме:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой.

 

Ещё немного, еще чуть-чуть,

Последний бой – он трудный самый.

А я в Россию, домой, хочу,

Я так давно не видел маму.

 

Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,

Четвертый год соленый пот и кровь рекой,

А мне б в девчоночку в хорошую влюбиться,

А мне б до Родины дотронуться рукой.

 

Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,

Последний раз России сможем послужить,

А за нее и помереть совсем не страшно,

Хоть каждый все-таки надеется дожить.

 

Для Ножкина война — это его нелегкое детство. Воспитателями парня были раненые солдаты из ближайшего московского госпиталя. Михаил Иванович и сегодня вспоминает то тяжелое, но прекрасное время, когда люди жили беднее, зато дружно, поддерживая друг друга.  

В фильме «Хождение по мукам» полностью перевоплотившись внешне и внутренне, Михаил Ножкин начинает жить жизнью героя – полковника белогвардейской армии Вадима Рощина. Заглядывая в будущее, как здравомыслящий человек, он с любовью говорит Кате: «Пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только кроткое, нежное, любимое сердце ваше». Этим он противопоставляет непостоянство и изменчивость исторических событий вечным, устойчивым человеческим чувствам и связям.

Высоким мыслям и благородным поступкам Михаил Ножкин следует и в обычной жизни. Размышляя об этом, он говорит: «Не так давно я написал киносценарий о сегодняшней судьбе героя кинодилогии «Судьба резидента» российского разведчика Бекаса. Жизнью этого героя я пытаюсь ответить на вопрос, который волнует многих в нашей стране. Бекас как служил Родине верой и правдой, так и продолжает служить России. Не президентам и олигархам, не продажным и алчным политикам, а России, каждый шаг сверяя именно мерой пользы для своей страны и её достойного будущего. Каждый человек на своем месте должен приносить пользу стране, при этом сохранить в чистоте душу – свою маленькую Россию: не сломаться, не пойти в услужение к врагам, не позволить себя оскотинить. Чем больше людей достигнет этого, тем полнее и полноценнее предстанет возрожденная Россия.

Я не часто смотрю совремённые фильмы. К сожалению, из того, что я видел, очень мало фильмов мне понравилось. Однако считаю, что только в самые последние годы стала немного продирать глаза наша совесть с экранов и в СМИ. Пять-десять процентов, не больше. В основном это сидение на стульях по кабинетам. Во всех этих сериалах какая-то пустота. Я не имею в виду, что надо обязательно в них всем ходить с надутыми щеками и серьёзным видом. Фильмы могут быть серьёзными, весёлыми и радостными, но смысл какой-то, ради чего всё? Творчество ведь созидательным, а не разрушительным должно быть».

 

Вот почему мы должны помнить тех людей, тех лидеров великой державы, которые всё делали для того, чтобы приумножить развитие всех областей народного хозяйства, обеспечить необходимое благосостояние советских людей, при этом беспокоились о каждом человеке.

Владимир Ленин с первых своих шагов по управлению страной издаёт нужные и важные для людей декреты: хлеб голодным, мир народам, заводы рабочим, земля крестьянам, власть Советам. Создал первое в мире социалистическое государство, которое обеспечило всем гражданам право на труд и социальное обеспечение, предоставило советским людям бесплатное образование и здравоохранение. За короткое время покончил с беспризорностью и безграмотностью.

Иосиф Сталин, заботясь о советском народе, буквально через два года после Великой Отечественной войны первым из стран, воевавших с фашистской Германией, в 1947 году отменил карточки на продукты питания, а с 1949 по 1954 год он ежегодно в марте проводил снижение цен на промышленные и продовольственные товары не на 2-3, а на 10-35 процентов. «Сталин принял Россию с сохой, а оставил после себя Советский Союз с атомной бомбой».

Леонид Брежнев в первый же день работы на высоком посту (после Хрущёва), заявил: «…Советский народ должен получить в дальнейшем спокойную жизнь для плодотворной работы. Разве русский народ хуже тех же чехов или немцев? Он должен сытно есть, удобно спать, чтобы хорошо работать». Так при нём впервые удалось досыта накормить, одеть, вылечить, дать образование не кучке избранных, а всему народу.

Александр Лукашенко: «Став президентом, я прямо заявил, что мы не будем проводить политику обвальной приватизации по принципу «Кто здоровый – тот выживет, кто слабый – умрёт! И мы начали проводить людскую, человеческую политику в экономике. Показали, что советская система, которую мы во многом сохранили, – была нормальной. Нормальной! Её нельзя было разрушать. …Мы во главу угла поставили человека!».

Советский народ победил в Великой Отечественной войне, восстановил разрушенное ею народное хозяйство. Огромную роль в этом деле сыграли и наши трудолюбивые женщины. Они не покладая рук ковали победу на трудовом фронте, были тогда целомудреннее, боялись Бога, согрешений, служили хранительницами домашнего очага, сохраняли супружескую верность, рожали детей, заботились об их воспитании и создавали материальные ценности для государства. Основной отличительной чертой женщины послевоенного периода были верность, любовь до конца своих дней и имели совершенно другие взгляды на жизнь.

Так, например, моя мать, Мария Дмитриевна, после гибели мужа под Сталинградом в тридцать семь лет осталась одна с четырьмя маленькими детьми. И растила нас всех, даже не помышляя ещё раз выйти замуж.

А современный подмосковный поэт Сергей Леонтьев так характеризует свою бабушку по отношению к его деду:            

…И где – то там, в рубахе деревенской,

Как на портрете – и плечист, и юн, –

Сидит мой дед, пропавший под Смоленском,

И обнимает бабушку мою,

Её, того родного человека,

Что, в смерть не веря, в стареньком дому

Ждала его, ждала его полвека,

Не отдавая сердца ни кому.

 

А в настоящее время всё изменилось не в лучшую сторону. Проституция, бандитизм, казнокрадство, воровство, алкоголизм, наркомания, убийства, суицид – криминал течёт рекой, порождая животный страх в гражданском обществе. И все эти пороки стали неотъемлемой частью современной жизни. В обиходе «секс» стал каким-то символом в общении людей. Слово «сексуальная» полностью стало эпитетом – красивая, неповторимая и характеризуется как редкое достоинство женщины. Всё это осуществляется по написанному плану американцев.

Ещё в ходе Великой Отечественной войны кадровый разведчик, будущий директор ЦРУ Ален Даллес разработал военную доктрину против нашей страны и доложил президенту США Г.Трумену:

«Окончится война, кое-как всё утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём единомышленников, своих помощников и союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.

Литература, театр, кино – все они будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Честность и порядочность будут осмеиваться и не кому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов всё это мы будем насаждать ловко и незаметно.

Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, мы будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из неё шпионов, космополитов. Вот так мы это сделаем».

К великому сожалению, эта гнусная и человеконенавистническая программа американцам удалась. На уничтожение Советского Союза Америка израсходовала пять триллионов долларов, а теперь финансирует разрушителей многонациональной России…   

«Сейчас огромная беда и проблема российского искусства и журналистики – это господствующий вектор разрушительной направленности» – так характеризует сегодняшнее состояние времени Михаил Ножкин.

Недавно известного актёра кино Проскурина, допустившего дорожные правонарушения, как героя совремённости, со своим гаремом – пятью жёнами, представили зрителям в «Прямом эфире». Таких ярких примеров сегодня немало, их демонстрируют по телевидению, разлагая молодёжь. И это всё показывают в самое лучшее вечернее время, когда рабочие люди и их дети находятся дома. Такое положение вещей недопустимо, по крайней мере, безнравственно. Побороть такое явление не может даже православная церковь.

Михаил Ножкин очень выразительно сказал о кино и нелёгком труде киноактёра.

…Артисты кино – беспокойный народ,

Профессию выбрали сами,

Налево, направо, назад и вперёд,

Гоняют нас в кадре часами.

То в жар нас бросают, то в стужу везут,

То в степи, то в снежные горы,

То душат духами, то мажут в мазут –

Всё выдержат киноактёры.

…Кино – это нынешний атомный век,

Кино – это синтез искусства,

Кино – это, прежде всего, Человек

Во всех человеческих чувствах.

 

Четыре года назад Михаил Иванович дал народу замечательное юбилейное интервью, откровенное, честное и поучительное для молодёжи, в общем, для совремённого поколения людей.

«Я очень уважаю рабочего человека, вообще людей труда, к которым отношу не только, скажем, токаря, хлебороба, но и учителя, врача, директора производства, ученого, писателя – всех, кто созидает, то есть делает общественно полезное дело. К сожалению, сейчас в СМИ, в общественном сознании тема человека труда отброшена на задворки, нарочито затерта. Мало того, что это несправедливо, это крайне опасно для государства. Сейчас серьезная проблема – найти рабочих на заводы, стройки. Люди не хотят там работать. Потому что СМИ больше десяти лет создавали у молодежи совсем иную ориентацию: мол, трудятся лохи, настоящие парни деньги добывают легко и просто. Работать стало не престижно. Кумирами сделали тех, кто умеет сорвать куш. А ведь главными людьми являются те, кто вытачивает детали, собирает машины, пашет, сеет. Хочу обратиться к людям труда: ребята, вы – главные. Стоит, например, сантехникам не выйти на работу, и Москва вместе с гламурными дамами утонет в фекалиях…».

 

Михаил Ножкин родился на Крещение 19 января 1937 года в Москве в православной семье. Его отец – Иван Петрович Ножкин – рабочий, фронтовик, воевал под Ржевом в тяжёлых природных условиях: «…болота, повсюду болота, болота, трясина да кочки, да ямы, да редкий ивняк…» и сын ему потом посвятил своё стихотворение:

Под Ржевом от крови трава на века порыжела,

Под Ржевом поныне шальные поют соловьи

О том, как под Ржевом, под маленьким городом Ржевом,

Великие, долгие, тяжкие были бои.

…Под Ржевом и ночью, и днём не смолкали сраженья,

А враг был одет, и обут, и силён, и жесток,

Под Ржевом сжималось, сжималось кольцо окруженья,

И наши от пуль и от голода падали с ног…

 

Иван Петрович познал не только страх войны, но и ужас плена в концлагерях Дахау и Бухенвальде. Мама Клавдия Гавриловна работала медсестрой. Первоначальная профессия моего героя тоже рабочая – был строителем. Окончил строительный техникум Моссовета. Закончив институт, Михаил работал прорабом, строил Новые Черемушки в Москве и в то же время по вечерам принимал участие в художественной самодеятельности. Дальше начал учиться в театральной студии при Московском Государственном театре эстрады. После её окончания в 1961 году был принят в труппу. За короткое время стал одним из самых популярных артистов Эстрады. Работал как автор и исполнитель своих произведений. Выступал с остросатирическими новеллами, балладами, куплетами, стихами. За что постоянно подвергался всяческому начальственному и цензурному давлению.

…И каждый раз на сцену, как на плаху,

И залу каждый раз – глаза в глаза,

И песни, и стихи свои с размаху,

Как бумеранг, в настороженный зал!..

И каждый раз душа на части рвётся,

И вновь себя сомненьями крушу –

Как примется, поймётся, отзовётся

Всё, чем живу, чем с малых лет дышу?.. 

 

Михаил Ножкин выступал со сцены всегда с тем, о чём переживал, что накапливалось годами – смело и откровенно, порой критически к высокопоставленным чиновникам. Многих его выступления раздражали и бесили. Закончилось это увольнением из штата Московской Эстрады в ноябре 1967 года. Но он выстоял, не согнулся, не сдался и не только не прекратил концертную деятельность, но продолжил ее с утроенной энергией. Много лет проявлял свою активную жизненную позицию, выступая в самых лучших концертных залах страны, в том числе и с большими авторскими вечерами. С первых своих профессиональных шагов он отличался уникальной актерской многогранностью. Играл в спектаклях, эстрадных представлениях. Неплохо пел, хорошо танцевал, работал в жанре пантомимы.

Автор текстов песен к нескольким кинофильмам. Песни на его слова, такие как «Последний бой», «Последняя электричка», «Девчонка-проказница», «Честно говоря», «Я люблю тебя, Россия», «А на кладбище всё спокойненько», «Образованные просто одолели», «Под городом Ржевом» получили широкую популярность. А песня «Время Русь собирать» звучит, как набат, как гимн прогрессивной молодёжи.

В России Михаила Ивановича знают не только как популярного артиста, но и замечательного талантливого поэта, композитора. Его песни и стихи вот уже не один десяток лет звучат с экрана и со сцены, в эфире и на наших домашних праздниках.

Однажды Дыховичный, которого Михаил Ножкин считает своим первым учителем в литературе, заявил, что отныне он прекращает с ним любые отношения как с актером и знает лишь как поэта. Его стихотворения стали чаще появляться на свет сразу с музыкой. И зазвучали песни. Так родилась и стала одной из самых популярных эстрадных песен «Березовый сок». Много у него есть песен, написанных в соавторстве с профессиональными композиторами. На слова актера-поэта писали Тухманов, Шаинский, Эшпай, Соловьев-Седой.

Во многих кинофильмах звучат песни Михаила Ножкина – «Сибирячка», «Сельский детектив», «Олень – Золотые Рога», «Шельменко-денщик» и другие. Особенно дороги ему созданные им стихотворные строки, которые стали песней «Я люблю тебя, Россия»:

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь.

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна.

Нет ни в чем тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам…

 

Много раз тебя пытали –

Быть России иль не быть?

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить,

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать,

Ты мне, Родина родная,

 Вольной волей дорога!

 

Ты добром своим и лаской,

Ты душой своей сильна,

Нерассказанная сказка,

Синеокая страна.

Я в березовые ситцы

Нарядил бы белый свет,

Я привык тобой гордиться,

Без тебя мне счастья нет!

 

Как-то Ножкину задали вопрос: «Как вы относитесь к тому, что многие ваши песни становятся народными?»

– Наверное, – незамедлительно ответил поэт, – это высшее мерило творчества, если люди поют твои песни, если мысли, которые вложены тобой в песни и стихи, нужны кому-то ещё. Значит, не для себя, не в стол работаешь, а твоё мировоззрение, твои убеждения и жизненная позиция разделяются другими людьми. Для меня, очевидно, что это кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Сюда относится сознательное разрушение и Союза, и поколения. Считают, что людям надо забыть, что они принадлежат к народу-герою, народу-победителю, к народу, который тысячелетиями создавал свою цивилизацию, культуру, совершенствовал язык, который отстаивал своё право на независимость, который сплотил десятки народов и национальностей в одну единую семью. Это был и есть самый главный успех России. И в этом её величие и спасение в будущем.

Надо верить в Россию. А что значит верить в Россию? Значит, верить в себя, в друзей, в прошлое, в будущее своё, в то, что мы сможем одолеть в себе лень, предательство, внешних и внутренних врагов. Наша национальная идея – Профессия: советский и российский актёр театра и кино, поэт, музыкант, поэт-песенник, писатель, киноактер.

Народный артист РСФСР Ножкин постоянно выступает перед публикой, по первому зову приходит к зрителю и работает в полную силу. И, в буквальном смысле слова, «пашет», хотя уже и ноги не так резвы. И дыхание сбито. И голос теряет серебряный звон. Но звучит «Разведка ГРУ, разведка боем…», «Мы так давно не отдыхали…», «Я люблю тебя, Россия» на встречах с ветеранами и в молодежных центрах, на малой сцене из десятка зрителей и в шеститысячном Кремлевском Дворце съездов, с оплатой и без, но всегда под бурю аплодисментов. И зал слушает стоя.

Великий Станиславский говорил о сверхзадаче. Сверхзадача Ножкина, как ни странно в любви. Его герои любят друг друга, любят города, страну, планету. Любят всем естеством, а значит, их предназначение все это защищать. Отсюда песня: «Добро должно быть с кулаками». Все формы разговорного жанра освоены им блестяще! Это фельетоны, монологи, куплеты, частушки, новеллы, пародии…

Как человек он начал формироваться в тяжелые военные годы.

– Мне повезло. Рядом были настоящие люди – родители, соседи, родственники, учителя. Они воспитывали не словами и призывами, а личным примером. Мы видели, как себя ведут старшие – искренне болеют за страну, верят в Победу, не жалеют своих сил для ее приближения, в трудностях не пищат, не скулят – и этот пример нас воспитывал. Вообще умение брать пример со старших поколений имеет основополагающее значение для развития не только конкретного человека, но и всего народа.

У китайцев есть прекрасная пословица: в будущее нужно идти затылком вперед, то есть, вглядываясь в прошлое. Такое качество было всегда присуще и русским людям. Это сейчас пытаются внушить молодежи отвращение к историческому прошлому России. Цель шкурная: отвергнув прошлое, народ лишится накопленных многими поколениями духовных сил, необходимых для того, чтобы защитить от разграбления богатства Родины – нашу жизненную основу. Хочу подчеркнуть, что мы воспитывались в уважении к старшим и к прошлому страны, в труде, в ответственности. Благодарю Бога, что к своему юбилею я ничего из этого не растерял.

 

19 января 2012 года народному артисту России Михаилу Ножкину исполнилось 75 лет.

Параллельно всему этому он успешно занимался литературной деятельностью. Писал репертуар практически для всех известных артистов разговорного жанра. Часто выступал на радио и телевидении, в таких популярных передачах, как “Доброе Утро”, радиостанция “Маяк”, открывал знаменитый телевизионный “Голубой Огонек” и был участником многих его выпусков, вел цикл передач “Внимание, эрудиты”, часто выступал в концертной студии “Останкино”.

Читаешь сегодня его путевые заметки шестьдесят первого года прошлого столетия, где он молодой артист в составе семнадцати человек едет с концертной программой в Сибирь, туда, где много молодёжи, где идёт великая комсомольская стройка. Туда, куда сердце каждого молодого человека овеянного романтикой, героикой трудовых будней, зовёт на гражданские подвиги. И мне седовласому, умудренному большим жизненным опытом, хочется бросить всё и последовать их примеру, оказаться в том далёком, полвека тому назад, прошлом, окунуться в ту трудную, не обустроенную, но интересную жизнь. Пойти за молодёжью, зная о том, что их там ждут, нуждаются в их здоровых молодых руках. Ведь там идёт великая стройка, стройка будущего, стройка светлого завтра, вызывающая огромную гордость за то прекрасное время, время светлых надежд и великих свершений, время, где не знают наркомании и сегодняшних диких преступлений, время, когда все находятся при деле.

Читаешь его страницы и осознаёшь, как будто люди жили на другой планете. Читаешь его исторические строки, и дух захватывает от переполняемых чувств! И какой же молодец – Михаил Ножкин, сохранивший эти замечательные путевые записи. Из них можно сегодня, спустя более полувека, узнать правдивую, честную, совестливую жизнь нашего чистого, светлого поколения, поколения Преобразователей, поколения, построившего посёлки, города, новые заводы, школы, институты, клубы и Дворцы культуры…

 

«Там далеко в стране Иркутской» – это его юношеский взгляд на осмысление великой державы.

– Общеизвестно, что первым Сибирь покорил Ермак. Общеизвестно также, что, несмотря на многочисленные последующие поколения, о которых история умалчивает, Сибирь до недавнего прошлого оставалась, в общем, такой же не покорённой, малоизвестной и малодоступной стороной, какой была и до Ермака. Но вот на штурм Сибири пошла молодёжь! С пылом, задором, целинным энтузиазмом! И она, суровая к прежним своим завоевателям, вдруг подобрела. Поняла, что спорить бесполезно! Увидела свою завтрашнюю молодость! Приоткрыла людям свои кладовые! А в них чего только нет: и алмазы, и золото, и железо, и уголь, и нефть, и неиссякаемая энергия полноводных сибирских рек, и многое – многое другое. Приоткрыла и сказала: «Берите не ленитесь! Но не злоупотребляйте доверием…».

И люди не ленятся, берут. Их ещё очень мало. Им ещё необычайно трудно, во много раз труднее, чем об этом пишут в газетах и журналах. Но они уже есть. Они вступили в тяжёлый диалог с непокорной природой. Они уже осваивают необъятные сибирские просторы, преумножая трудом своим славу и богатство нашей Советской Родины. Честь им и хвала. Читаешь об их удивительных делах, и тянет тебя в Сибирь магнитом будущего.

Иркутск! Следующий концерт в Ангарске – центре ядерной индустрии. Выездные концерты продолжаются. Шелехово. Ударная комсомольская новостройка – колоссальный алюминиевый комбинат. А рядом – двухэтажные бараки. Разваленный клуб. В магазинах одни консервы. На людях одни телогрейки. Но на улицах – улыбки! Всюду молодёжь. Ни тени уныния. Нас ждут. С не терпением. Давно ждут. И не только нас. Ждут нового клуба, ждут новых товаров в магазины. Ждут, бесспорно, заслуженного, большого внимания к себе. И дождутся, обязательно…

Дальше центр большой химии – Усолье. Соседи – молодые девчата из Смоленска. После десятилетки и строительного училища с комсомольской путевкой в кармане едут строить Тайшет. Жить в вагончиках. Рядом с ними молодожёны из Абакана возвращаются на работу из отпуска. Он – электромонтажник и студент пятого курса Иркутского политехнического института. Она – бетонщица, учится в школе рабочей молодёжи. Простые, приятные люди. Весьма эрудированные. Вот он – совремённый рабочий класс!

Итак, мы в Тайшете. Город строителей, энергетиков. Большой узловой центр. Десятки железнодорожных линий. И опять всюду – молодёжь! Прямо с поезда едем на концерт. Работаем с большим удовольствием и с простуженными голосами. И снова на вокзал. Наш вагон прицепляют к составу Москва – Лена. Два часа свободного времени. Ночь, но повсюду кипит жизнь. То и дело проносятся поезда – пассажирские, а главным образом товарные.

Захожу в вокзал. Зал ожидания – битком. Одни ребята. Белобрысые, курносые, бритоголовые. Гармошка, гитара, смех, веселье… Призывники. Едут служить. Да – да! Весёлые призывники. Собственными глазами видел! В вокзале разговорились. Откуда? Со всего Союза! По комсомольским путёвкам приехали в Братск. Первыми! Проработали три года, жили в палатках. Это при пятидесяти градусных морозах! Куда после демобилизации? Конечно, в Братск. Так и сказали – конечно, в Братск. Братск! Сколько о нём прочитано и услышано… Не терпится поскорее его увидеть. Ничего. Завтра – уже не за горами. Завтра – Братск!

Впереди замелькали двухэтажные бревенчатые корпуса, по-сибирски коренастые и крепкие. К самому шоссе прижался палаточный городок первых строителей, напоминающий летний лагерь туристов в Подмосковье. Как они жили в этих палатках при 50-градусных морозах, непонятно. А ведь жили. И работали. Да ещё как работали!  

Направо – Ангара. Подъезжаем ближе к плотине. Съезжаем в котлован. Выскакиваем из автобуса. Смотрим, смотрим, смотрим… Зрелище потрясающее. Десятки огромных портальных кранов кажутся игрушечными в сравнении с тремя основными, монтажными, уникальными и по конструкции и по размерам. Всюду мелькают ватники, брезентовые спецовки, ушанки, валенки, ноги, руки, зубастые улыбки и задорные глаза. Ритм работы захватывающий!

Новый Братск – это несколько десятков прямолинейных улиц, застроенными аккуратными двухэтажными бревенчатыми корпусами. По просьбе здешних комсомольцев вместо одного объявленного даём здесь три концерта подряд. Поздно вечером встреча с комсомольским активом. Ночью возвращаемся в гостиницу. Проезжаем мимо плотины. Вся стройка в огнях. Они разбросаны по чёрному небу фантастическими созвездиями счастья. Работают в котловане круглосуточно, в три смены, и днём и ночью, и в жару и в холод, и в дождь, и в снег. Трудно им, очень трудно, но они очень сильны, чтобы не победить!

Наутро знакомый уже шофёр везёт нас на станцию. Проносимся мимо последнего дома, мимо последнего призыва: «Строители! Уложим в гидроузел один миллион триста тысяч кубометров бетона за год!». И вот лучшие из нашей двухсотмиллионной армии строителей оставили насиженные места и по призыву Родины примчались сюда, в Братск, чтобы и здесь заложить добрый фундамент нашего счастливого Завтра! Дай-то бог, чтобы потомки об этом никогда не забывали».

Молодёжь тогда проявляла невиданный патриотизм и героизм. Ехала на великие стройки, жила в невыносимо тяжёлых бытовых условиях, при диких морозах строила заводы и электростанции. Работала и училась, совершенствовала свои знания. Газета «Комсомольская правда» по понятным причинам тогда не напечатала на своих страницах его статьи, которые сегодня являются большой исторической ценностью по подъёму страны. Как она крепла и обустраивалась…

 С 1995 года Михаил Ножкин – член Союза писателей России.

В кино Михаил Ножкин начал сниматься с 1968 года. Сыграл главные роли во многих кинофильмах. С 1973 года – член Союза кинематографистов СССР. Позднее он вспоминал: «Когда немцев отогнали от Москвы, нас, детишек, на лето отправляли в деревню Дубровка на реке Протве, как говорили, отъедаться. Там я узнал деревенскую Россию: научился скакать на лошадях, косить, скирдовать сено. Но главное для моего профессионального будущего впечатление из детства связано с песнями. Удивительное дело: деревенские жители вставали рано – в 4 утра уже работали на своих огородах, потом целый день вкалывали на колхозных полях, поздним вечером ухаживали за своей скотиной. Казалось, к ночи люди с ног валятся. И вдруг на деревенском пятачке, между огромными вековыми вязами, начинает играть гармонь. И люди идут туда, чтобы петь, танцевать. И преображаются: куда девается усталость – все веселые, энергичные, жизнерадостные. А еще тогда я стал присматриваться к простому русскому человеку и осознавать его величайшую талантливость. Потом в своей жизни я поколесил по России, побывал во многих странах и понял удивительную особенность русской души».

Поражает его высокая работоспособность, которая у него сочетается с высоким качеством всего выходящего из пера. Удивительный для возраста дух молодости, оптимизма и бодрости. Этот дух очень нужен России в борьбе за своё достоинство и право жить, смотреть в русское небо с надеждой и верностью в будущее.

Он относится к поколению «дети войны» и этим многое сказано. У него сильная гражданская позиция. Он откликается на все стороны жизни и взгляд его острый и критический, отражающий истинное положение вещей, взгляд высшего законодательного органа и собрания.

И снова выборы. И снова голосуем.

И снова списки кандидатские тасуем.

С газет, с экранов льются реки, компромата,

Гремят повсюду пистолеты, автоматы!..

Опять борьба за власть, за трон, за пьедестал.

Со всех трибун привыкли горло драть…

А караул устал, уже давно устал,

И в помещеньи надо бы прибрать!

Опять политики без устали вещают

И всё враньё своё самим себе прощают,

И обещают, обещают, обещают,

А избиратели нищают да тощают!..

 

Хотя это стихотворение им было написано ещё в 1998 году, но оно и сегодня актуально. Опять ведутся бесконечные дебаты в СМИ кандидатов в члены Государственной Думы. Каждая партия выставляет себя за заступницу народа, но с приходом во власть всё остаётся по-старому. Растёт зарплата её членов. Затрачиваются громадные государственные денежные средства на выборы. С каждым годом депутатами принимается тысячи, казалось бы, хороших новых законов, а жизненный уровень народа всё падает, падает и этому конца не видно.

Михаил Ножкин очень тепло и величественно говорит о русском человеке и его проявлениях: «Теперь о русском характере. Хочу сразу оговориться, что под русским человеком я понимаю каждого, кто по-сыновьи любит Россию и считает её Родиной.

Это не метафора. Он выковался в горниле истории. За последние тысячу лет около шести столетий наш народ вынужден был вести оборонительные войны. Нападали со всех сторон и всегда кучей. Не просто Мамай, а иже с ним двунадесяти языков, не просто Наполеон, а с ним пол-Европы, не просто Гитлер, а почти вся Европа в его рядах. Они несли беду. А наш народ преодолевал беду – одерживал победу. Выбора не было: или победить, или исчезнуть навсегда. Сегодня многие ищут или делают вид, что ищут, национальную идею. А она, на мой взгляд, выковывалась вместе с национальным характером и неизменна для нас на веки вечные. Она заключена в слове ПОБЕДА! Россия всегда в истории стояла и вечно будет стоять на грани: победить или погибнуть. Это о нас сказано: только тот народ способен победить, который готов погибнуть за Родину. Наши предки вынуждены были учиться терпеть неустроенность, держать удар, бескорыстно помогать друг другу.

 А вы посмотрите, что творится вокруг. Идет разложение молодежи. С одной стороны, охаивают прошлое России, забивая грязью этот родник народной духовности. С другой, ребенок с детства видит в основном отрицательные примеры отношения к жизни. По телевидению – примитивные программы и ток-шоу, дешевые боевики, стрельба, бандиты, проститутки. В жизни – пустопорожние разговоры о том, кто и сколько украл, кто кого обманул. В семье – склоки, разлады, пьянки. И ребенок, находясь в этом поле, формируется человеком с негативным внутренним зарядом. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Развивается то, что востребовано обществом, государством. Пока большую часть СМИ захватили те, кто демонстрирует востребованность самого низменного в человеке.

Ситуацию может изменить только появление в СМИ, на экранах людей, достойных подражания, положительных образов, героев, с которых можно себя лепить. На экране пора увидеть именно порядочных людей. Они есть, но им не дают ходу. Абсолютное большинство наших соотечественников – добрые и хорошие, просто они закрылись, ибо их добро, открытость, желание быть лучше властям не нужны. А поскреби чуть-чуть, постучись к ним в сердце, и они откроются великолепной душой.

Против России идет война нового типа, каких еще не было в истории. Не стану вдаваться в ее характеристики. Но суть в том, что эта война представляет собой небывалую проверку на прочность нашего народа. У нас славное прошлое: Россия стратегически всегда побеждала. И это дает право верить в ее победное будущее.

Институт социологии провел в средних школах сочинения на тему «Что для меня значит Россия?». Отобрали лучшие из них и издали книгой. Я читал с замиранием сердца! Во-первых, язык чистый, точный, такого современные телекомментаторы просто не знают. Во-вторых, трезвое понимание того, что происходит. В-третьих, бесконечная вера в Россию, в то, что она одолеет очередную смуту. В-четвертых, самоотверженная готовность отдать все силы для оздоровления России. Откуда это у ребят, которые вроде бы должны быть оболваненными чернухой из телеящика?! Правда, из Москвы, Питера ни одного сочинения в книгу не вошло.

Авторы в основном из глубинки. Когда я читал эту книгу, перед мысленным взором предстала такая визуальная метафора: Россия – поле, забетонированное монетаристской идеологией, и вдруг этот бетон повсеместно вспучивается, и сквозь трещины пробивается полная неукротимой жизни трава. Россия начала победное возрождение».

 

В наше время всё, сказанное Большим человеком, дорогого стоит. Настоящая любовь к Отечеству! Я получил большое душевное удовлетворение. Окунулся в настоящее, истинное. Не то, что сегодня почти каждый день в «Прямом эфире» в самое лучшее вечернее время нам показывают страшные вещи, повторяя по нескольку раз даже садистские эпизоды, как бы наставляя молодёжь на такие ужасные поступки. Смотрите и берите пример с таких извергов, подонков. Или в эфире показывают красоток-женщин, которые сумели приобрести настоящие дворцы в несколько сот квадратных метров с уникальной обстановкой, с танцевальными залами, бассейнами, дорогими автомобилями и штатом охраны. Эти великие «леди» меняют мужей как перчатки, организуют судебные, семейные разборки, ведут делёж богатства, дорогого, бесценного имущества… СМИ представляют таких «героев», развращая молодёжь, демонстрируют весь негатив нашей современной жизни: драки, мордобой, матерщина, садизм школьниц (группа девушек избивает бомжа, пожилого человека, настолько жестоко, что он потом попадает в больницу с сотрясением мозга и сильными ушибами), убийство сыном своей родной матери. Случай в общежитии техникума, где свою подругу в туалете ночью трое старшекурсниц зверски и изощрённо, набрасывая на жертву одеяло, бьют ногами. Этот жуткий эпизод во время передачи телевизионной программы повторяли несколько раз, будто специально навязывая молодёжи дикие примеры: «Делай как я, делай как мы, делай изощрённее нас!». Это повторяется каждый день, как будто вся страна погрузилась в садом и гоморру. В такой громадной стране от СМИ один негатив и нет ничего положительного. И в «Вестях» как огромное достижение оповещают зрителей, что то там, то тут высокого чиновника, главу администрации, мэра города за большие государственные растраты и кражи общенародных средств арестовали. Обокрал родное государство на миллиарды рублей…

Читаю книги Ножкина, где он как философ, как настоящий русский человек с гордостью заявляет, что всю жизнь связал с единственной любимой женщиной Ларисой. И это как бальзам на душу. Это ли не пример для подражания молодёжи?

Вот уж действительно в наше непростое время такое явление рассматривается как настоящее чудо! И Михаил Иванович поясняет:

«Было это на крещение. 19 января 2010 года. Мой день рождения. Как всегда утром я поехал в свою родную церковь Покрова Божьей Матери на «Лыщенковой горе» на Землянку, на Яузу. Потом отправился в Елоховский храм. На Крещение там престольный праздник, и службу всегда ведёт Патриарх. Потом вернулся домой. Мои домочадцы накрывали стол, гремели тарелками, звенели бокалами… Ждали гостей. К часам пяти собрались мои родные и близкие друзья. Конечно, не все. Как всегда кто-то на работе, кто-то не в Москве, кто-то приболел… Потому свой день рождения я отмечаю обычно в два-три этапа, по мере готовности гостей, и, конечно, всегда дома, как и Новый год. Итак, если бы Лариса была жива, в 2008 году мы могли бы отметить 50 лет со дня нашей первой встречи!..

Я сказал об этом, посмотрел на своих друзей… И вдруг вспомнил о событии, свидетелями и даже участниками которого были многие из присутствующих за столом!.. Напротив меня сидели мой давний друг, генерал, доктор технических наук, генеральный директор и генеральный конструктор известного оборонного предприятия «Агат» Жанн Фёдорович Зинченко и его первая верная жена Валентина, преподаватель русского языка с многолетним стажем. Рядом с ним сидел известный в стране кадровый военный, бывший заместитель командующего ракетными войсками, генерал-лейтенант Артур Владимирович Усенков. Его надёжная и верная супруга Валентина приболела, к сожалению, и не смогла приехать. Но, как всегда, прислала целый короб всевозможных печений собственного изготовления. Слева от меня сидел ещё один мой близкий друг Герой Социалистического Труда, бывший секретарь ЦК КПСС, возглавлявший крупнейший в мире военно-промышленный комплекс СССР, скромнейший Олег Дмитриевич Бакланов, его милейшая жена, умница, инженер, прошедшая вместе с ним тяжкий путь профессиональной оборонщины, Лия Фёдоровна! Справа от меня удобно расположился мой давнишний «звёздный» друг, доктор технических наук, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Владимир Викторович Аксёнов. И рядом с ним, как всегда, жена Марина, учительница русского языка с большим профессиональным стажем. Так вот погоревал я о несостоявшемся в 2008 году нашем с Ларисой 50-летнем юбилее… И вспомнил о юбилеях своих друзей, слава Богу состоявшихся.

 А именно: в августе 2008 года мы торжественно отмечали золотой 50-летний юбилей семьи Зинченко! В сентябре 2008 года отмечали золотой 50-летний юбилей семьи Усенковых! В октябре 2008 года тоже торжественно отмечали золотой 50-летний юбилей семьи Баклановых! Всё вспомнили, оживились, обрадовались, подняли бокалы за наших золотых юбиляров. Когда все немного успокоились, Владимир Аксёнов глянул на свою жену и гордо заявил: «А мы с Мариной прожили уже 52 года?!..». И тут один из гостей, тоже мой близкий друг и тоже оборонщик, инженер-конструктор, работавший в Питере на знаменитой фирме «Рубин», на которой создавались наши атомные подводные лодки, Борис Геннадьевич Стрекалов громко заявил: «Так если вашей свадьбе сейчас 52 года, то в 2008 году, т.е. два года назад, вам тоже было пятьдесят!» – Все так и ахнули! Ещё один золотой юбилей!.. Вы только вдумайтесь 50 лет назад совершенно разные люди, родившиеся в разных уголках нашей великой Родины – СССР, учившиеся в разных школах и вузах, получившие разные профессии, выбравшие разные пути в жизни, вдруг однажды встретили, полюбили друг друга, поженились и дружно прожили целых пятьдесят с лишним лет счастливой семейной жизни!!! К тому же все пришли в оборонную промышленность, все связали свою судьбу с наиважнейшей составной частью оборонки – ракетной, космической техникой! Кроме того, все подружились семьями, и десятки лет укрепляли эту дружбу. И все они – наши с Ларисой близкие друзья. И все они сегодня собрались у меня дома на мой день рождения! И даже моя любимая Лариса тоже здесь, рядом, улыбается нам с огромной фотографии, которая всегда висит на стене! Вот вам и судьба! Вот вам и промысел Божий! Поистине неисповедимы пути Господни! Так поднимем бокалы за все наши золотые семьи по всей России! А вы говорите, чудес не бывает…».      

От прочитанного возникает особое чувство, некая гордость за то, что вокруг Михаила Ножкина образовалось светлое, чистое и дивное товарищество – русское землячество. Это ли не истинная, советская интеллигенция. И приводя этот немаловажный факт из мемуаров Михаила Ивановича, я неожиданно вспомнил, что 11 марта 2011 года в день смерти моей жены, наша с Людмилой супружеская жизнь перевалила тоже за 50 лет! И все наши совместные трудовые годы были отданы одному промышленному предприятию – Воскресенскому химическому комбинату…

 

Михаил Иванович Ножкин выдающийся русский писатель, поэт, художник разностороннего таланта. Он писал песни, сценарии, мемуары, посвящения, художественную публицистику.

Его художественное слово ещё раз раскрыло неисчерпаемое богатство и красоту великого русского языка. Литературное творчество формировалось в прямом воплощении тесных связей преемственности русской классики и русской литературы. В нём в полной мере воплощены образность, конкретность и чувственность изображения современного состояния бытия, тем самым, он внёс большой вклад в сокровищницу нашей отечественной культуры, которой посвятил целый раздел своих мемуаров.

«Можно утверждать, что культура – это способность человека разумно распорядиться полученными знаниями и возможностями, опираясь на свою совесть. То есть культура – это наш разум, культурный человек – это человек разумный, то есть гомо сапиенс! И всё! Мы об этом как-то позабыли. Культурный человек живёт, сознавая своё место в обществе, опираясь на опыт предыдущих поколений, соизмеряя свои жизненные интересы с интересами других, не нарушая законы человеческого общежития, выработанные тысячелетиями! Культурный человек – это лучший человек любого общества! Он не может грабить и убивать, обманывать и предавать, не может быть казнокрадом и мошенником. Он не может плохо работать, не заботиться о старых и малых, не помогать слабым, не может быть наркоманом и алкоголиком, развратником и насильником… Культурный человек – это лучший защитник своей Родины, потому что воюет не за страх, не за деньги, а за совесть. Культурный человек – это лучший лидер общества, пример, достойный подражания. Чем выше культура человека, тем больший пост ему можно доверять. Ему можно доверять и оружие, и судьбы миллионов людей.

Действительно, в недалёком прошлом в нашей великой стране, в Советском  Союзе был культ личности. Но ведь и Личность была! Да ещё какая! Мирового уровня! Со всеми своими плюсами и минусами… Кстати, в Советском Союзе и культура, и образование были одними из самых лучших в мире! И ещё много чего хорошего было… Потом вместо культа Личности начал процветать культ должности, принцип которого прочно утвердился на долгие годы, вплоть до наших дней. «Я начальник – ты дурак!»? «Ты начальник – я дурак!».

Разумеется, культуру у человека формирует также литература и музыка, телевидение и кино, живопись и искусство и т.д. А уж какая культура, какие книги, пьесы, песни, фильмы и передачи врываются в наши дома с экрана, из эфира, со сцены, со страниц изданий – говорить не приходится! Какие примеры, абсолютно не достойные подражания, являются нашим детям с малолетства – всем известно! Грязь, чернуха, порнуха, убийства, бандитизм, враньё, предательство – всё это лежит сегодня в основе воспитания будущих поколений! А о какой культуре поведения, о какой морали и дисциплине можно говорить в эпоху рыночной экономики?!

Культура воспитывает человека, личность, гражданина! А рынок воспитывает торговца, спекулянта, приспособленца, холуев и рабов! И так во всём мире! Во всех странах идёт всеобщая, активная, сознательная дебилизация человечества! В мире командует прагматизм, цинизм, диктатура силы и денег. Произошёл катастрофический разрыв между культурным и технологическим развитием общества.

Древняя мудрость гласит: «Неприлично быть очень богатым в очень бедной стране». Да ещё и хвастаться этим богатством, добытым чаще всего сомнительным путём. Это тоже отсутствие культуры, то есть разума».  

 

Михаил Ножкин был одним из инициаторов возрождения храма Христа Спасителя. В своей статье: «Есть что вспомнить» он говорит о большом значении в этом вопросе газеты «Литературная Россия». Он пишет, что, думаю, мало кому известно, что первым озвучил идею восстановления храма наш великий гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Да-да! 27 декабря 1965 года на вечернем заседании восьмого Пленума ЦК ВЛКСМ он, будучи членом ЦК, выступил с инициативой активизации патриотического воспитания нашей молодёжи, за возрождение исторической памяти нашего народа, за восстановление разрушенных памятников нашего героического прошлого. И для начала предложил восстановить разрушенную Триумфальную арку, стоявшую у Белорусского вокзала, и Великий памятник воинской доблести нашего народа – храм Христа Спасителя, построенного на народные деньги в честь нашей Победы над французами в 1812 году!

Идея не нашла практического воплощения, но глубоко поселилась в умах и душах многих наших граждан. И вот в 1988 году, во время выставки в Манеже, скульптор В.Мокроусов представил проект комплекса храмового ансамбля, где был макет храма Христа Спасителя! Идея возрождения Храма нашла горячую поддержку у многих энтузиастов, кто верил в чудеса. Образовали церковную общину, в которую вошли скульптор В.Мокроусов и его жена Валентина, преподавательница Г.Шипилова, архитектор В.Березуцкий, скульптор В.Леньков, священник о.Георгий и другие. В 1989 году за короткое время во многих городах России было собрано более пятидесяти тысяч подписей за восстановления храма. Но этого было мало, нужна была информация на всю страну. Пошли на телевидение – все отказали! Пошли по редакциям газет и журналов – все отказали! Единственная газета в стране – «Литературная Россия» во главе с её главным редактором Э.Сафроновым сразу приняла идею на вооружение и включилась в работу.

2 сентября 1989 года в редакции газеты состоялась учредительная конференция, создавшая Фонд восстановления храма Христа Спасителя! Председателем Фонда стал писатель В.Солоухин. В состав вошли знаменитый композитор Г.Свиридов, академик И.Шафаревич, писатели В.Крупин, Ю.Лощиц, С.Рыбас, скульпторы В.Клыков, В.Мокроусов, доктор наук П.Флоренский, народный артист РСФСР, поэт М.Ножкин и другие. В редакции был открыт счёт, на который со всей России стали поступать небольшие деньги. Как всегда, первыми откликнулись бедные люди. Присылали кто сто рублей, кто десять, кто пять… Потом душа стала пробуждаться и у более состоятельных граждан. А «Литературная Россия» регулярно, в каждом номере, печатала фамилии всех, кто отправил свои кровные на благо дела.

Далее Михаил Ножкин пишет: «Самая большая и решающая акция была проведена 24 сентября 1989 года в Москве, в кинотеатре «Россия», где состоялся торжественный вечер, посвященный 175-ой годовщине Бородинской битвы и 150-летию закладки храма Христа Спасителя. Зал был набит битком. Пришли верующие и неверующие, православные и коммунисты…

Не было только официальных представителей власти и Русской православной церкви, к великому нашему сожалению… Атмосфера была праздничная, всех объединило чувство чего-то очень нужного, важного, возвышающего! На сцене сидели члены Общественного совета, в том числе и Михаил Ножкин. Кроме того ему доверили вести этот очень ответственный, я бы сказал, знаковый вечер. А за кулисами работала практически вся редакция «Литературной России» и вся община будущего храма Христа Спасителя».

Он вспоминает: «С большим волнением вышел я на сцену и буквально физически ощутил наэлектризованную положительной, доброй энергией ауру огромного зала. Я сознательно открыл вечер стихотворением Пушкина «Клеветникам России». Зрители сразу приняли это на ура!

Наконец-то и Православная церковь сказала своё веское слово – в феврале 1990 года Священный Синод РПЦ благословил возрождение храма Христа Спасителя! 5 декабря близ того места, где стоял храм, был установлен памятный закладной камень часовни «Во имя державной Божьей Матери – предтечи храма Христа Спасителя»…

16 июля 1992 года был подписан указ президента РФ о восстановлении храма Христа Спасителя. Потом рядом с будущим храмом возвели часовню, в которой начались службы…

С той поры прошло несколько лет. Храм Христа Спасителя восстановлен с Божьей помощью, с помощью Русской православной церкви, с помощью всех ветвей власти и многих состоятельных благотворителей. Слава Богу!..

Главное, храм Христа Спасителя стоит, светит нам своим ясным светом, укрепляет нашу Веру и в себя, и в Россию. Очищает нашу жизнь от темноты душевной и прочих лихостей нашего трудного времени!..».

       

В заключение этого повествования о советском патриоте, настоящем гражданине, любящим и ценящим свой народ и Отечество, хочу привести отрывок из его стихотворения «Будь Человеком», как напутствие современному и будущему поколениям нашей Родины:

Наш грозный век – он сильным покоряется,

И каждый ныне к силе примеряется,

И мускулы решают в жизни многое,

И строго к людям время наше строгое.

Но люди всей душой друг к другу тянутся,

Но люди навсегда людьми останутся,

И кем бы ты ни стал, мой друг хороший,

Ты Человеком оставайся тоже!

В радости и в беде,

В праздности и в труде,

Свой выбирая путь,

Будь Человеком, будь!..

Кривых дорог попробуй не выискивать,

Попробуй перед силой не заискивать,

Не уступи ни подлому, ни вредному,  

И помоги и слабому и бедному…

 

Михаил Ножкин – Народный артист России, композитор, автор-исполнитель песен, с 1967-го является членом Профессионального Комитета московских драматургов, замечательный актёр. В кино создавал образы энергично-обаятельных героев. Он – видный общественный деятель, член Правления Союза писателей России, член Академии Киноискусств, вице-президент Академии Безопасности и Правопорядка, вице-президент Московского Интеллектуально-Делового Клуба (клуб Н.И. Рыжкова), член Центрального Совета Всемирного Русского Народного Собора, вице-президент Академии Науки и Искусств им. С.П. Королева.

Михаил Иванович активно занимается общественной жизнью. В публичных выступлениях не раз критиковал реформы М.С. Горбачёва. Член редакционного совета радиогазеты «Слово», является сторонником КПРФ. Член редакционного совета газеты «Прогноз развития», регулярно публикующий его публицистические произведения и стихи.

Он – лауреат Государственной премии России, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых – за сценарий документального фильма «Ради жизни на земле», «Большой литературной премии» СП России, премии «На благо России» за многолетнее служение отечественной литературе, награждён орденом «Знак Почёта», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Михаил Ножкин – лауреат литературных премий Александра Твардовского, Сергея Есенина, Виктора Розова, премии академика Владимира Вернадского, удостоен звания Заслуженный деятель искусств ПНР, почётный гражданин города Ржева, награждён также многими церковными наградами – например, орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени, «во внимание к трудам по сохранению духовно-нравственных ценностей в обществе и в связи с 75-летием со дня рождения», орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

Михаил Ножкин с гордостью вспоминает: «Алексей Михайлович – патриарх Алексий II (он считал своим другом и называл его патриархом Алексеем Михайловичем) сказал, что в связи с моим юбилеем русская православная церковь решила наградить меня орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского. «Мы подумали, что вам подходит именно эта награда. Отец Сергий всю жизнь сражался за Россию, а вы один из тех патриотов, кто всегда, и в жизни и творчестве, твёрдо стоит на защите интересов нашей Родины. Мы это знаем и высоко ценим». Так и сказал, ей-богу сказал и лично прикрепил мне на лацкан этот замечательный зелёный крест».    

Правда, и тут не обошлось без курьезов. «Это не первая моя церковная награда, – говорит он об ордене святого Даниила. – В 2001 году я получил Орден преподобного Сергия Радонежского III степени. В Успенском соборе Кремля в тот день служили патриарх Алексий II, патриарх Сербии Павел, патриарх Иерусалимский и помогал им митрополит Кирилл. Так при четырех патриархах – трех действующих и одном будущем – вручили орден».

Высокую оценку его творчества дал председатель союза писателей России Валерий Ганичев: «Я лично не знаю среди людей сегодняшней культуры человека такого диапазона, художественных талантов, творческих знаний, профессионального умения, как Михаил Иванович Ножкин. Какой-то волшебной палочкой прикасается он к предмету своего интереса, и вдруг песня, сочинённая им, превращается в народную, роль, сыгранная в кино, становится эталонной, старая дореволюционная пьеса превращается в сегодняшнюю картину нравов. Публицистика, которая обладает свойством угасать с годами, у Михаила Ивановича вдруг приобретает атакующие, трибунные черты сегодняшнего дня. Что за феномен? Как можно объяснить такое художественное и творческое разнообразие? Душа такая! Душа и сердце! И в не разрыве с разумом, а как-то всё вместе умещается в человеке, которого я знаю с шестидесятых годов прошлого века».  

А известный русский поэт, лауреат Государственной и Бунинской премии Владимир Костров с особым пафосом изобразил его в своём стихотворении:

Ты похудел. Остался только профиль.

Но суть твоя – здоровый русский дух.

Ты совести не продал и не пропил,

В тусовочной халяве не протух.

Ты – дух. Тебя нельзя переиначить.

Нельзя в эстрадном пойле растворить.

Ни прикормить тебя, ни околпачить,

Ни, превратив в шута, переварить.

Ты – дух Земли весенней и осенней,

Ты – русский вызов подлым временам,

Ты – часть любви, что Пушкин и Есенин,

Уйдя в бессмертье, завещали нам.

Солдат, в Чечне, идущий на заданье,

И мысль о том, чего нельзя отдать,

И верный звук народного страданья,

И будущей Победы благодать!..    

 

За многогранный талант, литературное творчество, четкую гражданскую позицию Михаила Ивановича Ножкина любят и почитают миллионы соотечественников. Так пожелаем же Михаилу Ивановичу доброго здоровья на долгие годы и новых творческих успехов на благо нашей Родины. 




Прикрепленные изображения