Екатерина ВИСИЦКАЯ. ЭПИГОНЫ СУБКУЛЬТУРЫ. О российских хипстерах

Автор: Екатерина ВИСИЦКАЯ | Рубрика: ТРИБУНА МОЛОДЫХ | Просмотров: 756 | Дата: 2016-11-15 | Комментариев: 3

 

Екатерина ВИСИЦКАЯ

ЭПИГОНЫ СУБКУЛЬТУРЫ

О российских хипстерах

 

– Хотела бы себе паспорт США?

– Нет. Я люблю свою страну. А ты бы хотел?

– Да.

– Думаешь, там лучше?

В ответ я услышала только саркастичное «Не-е-е-ет, что ты, конечно, в России гораздо лучше. И молодежь культурнее, и уровень жизни выше». Диалог может показаться слегка наигранным, но все было именно так. И тут я в очередной раз задумалась, почему большинство молодого населения нашей страны так стремительно рвется покинуть её?

Фразы вроде: «Свалить бы хоть куда», «Всё плохо? Ну, так это же Россия, чего удивляться…» я довольно часто слышу от многих знакомых. Складывается впечатление, что молодые люди рисуют образ заграницы лишь по картинкам американских фильмов. Иногда мне действительно кажется, что на мгновение я попадаю в нелепую западную комедию: неугомонные борцы в юбках за равноправие полов – феминистки; мальчики в узких джинсах и с длинными чёлками, которых, кроме, как геями, по-другому и не назовешь; сплошные веганы и хипстеры, вечно стремящиеся к нирване и увлекающиеся артхаусным кино, мало что понимая в этом на самом деле; забитые шаблонными татуировками и выкрашенные в ядовитые цвета, будто под копирку, нигилисты и личности – «нетакиекаквсе»; ну и, конечно, вечно худеющие анорексички, убивающие в себе всю естественную природу в целях соответствия западным стандартам красоты и моды, а вместе с ними и качки, которые не вылезают из спортзала и забивают свои холодильники различными химическими добавками. Все эти портреты – типичные составляющие классического зарубежного общества, свободолюбивого и независимого. Каждый из этих прототипов становится всё более приемлемой нормой в нашей стране и это не может не пугать. Особенно страшно то, что у нашей молодежи своё собственное понимание и преподнесение иностранных субкультур.

Возьмем, к примеру, тех, кто составляет большую часть «прогрессивной» молодежи – российских хипстеров. Сам термин появился в 40-х годах в Америке в среде поклонников джазовой музыки. С годами понятие стали интерпретировать и до нас оно дошло в совершенно искаженном виде. Представители креативного класса в России значительно отличаются от американских хипстеров, начиная с внешних признаков и заканчивая мировоззрением, ценностями, политическими взглядами. Последнему стоит вообще уделить отдельный блок, но для начала ознакомимся с азами.

Итак, возрастная категория таких людей составляет от 17 до 25-28 лет. Для того чтобы вступить в ряды хипстеров, не нужно подписываться кровью, учить наизусть кодекс братства или приносить в жертву кошку. Достаточно понять, что ты отличаешься от общей серой массы и в принципе особенный, не такой, как остальные. Затем ты в обязательном порядке должен купить кеды фирмы «Converse», яркие узкие штаны и клетчатую рубашку. Вот здесь-то мы и сталкиваемся с первым отличием русских хипстеров от зарубежных. Ведь идеология западных представителей этого класса заключается в максимальной простоте и дешевизне. Одеваются они исключительно в секонд-хендах и стараются поддерживать малый бизнес. В то время как наши модники выгребают последние копейки из карманов родителей ради винтажного шарфика. Главный враг американских хипстеров – капитализм. Популярная в России кофейня «Старбакс» в Америке лишь выполняет роль общественного туалета, ни один американский хипстер не отдаст столько денег только за бренд. Но наша молодежь безвылазно торчит в этом заведении, поскольку считает его престижным. Что касается причесок, для девушек нет единого правила. Однако, если ты парень, похода в парикмахерскую не миновать, ведь главный атрибут мужчин-хипстеров – пышная борода. К слову, в США в 2014 году стрижка бороды принесла предпринимателям $35,5 млрд., а продажи бритвенных принадлежностей выросли на треть.

С внешностью вроде понятно, идем дальше. Образ жизни и профессиональная деятельность хипстеров связана с творчеством. Три наиболее популярные профессии в их среде – фотограф, дизайнер, блогер. В большинстве своём ни о каких педагогах, медиках, экономистах речи быть не может. В целом, для завершённости портрета нам не хватает наушников с инди-роком и книги какого-нибудь современного писателя. Читать её не является обязательным условием. Главное – показать всем, что ты предпочитаешь особенную литературу, малоизвестную обществу.

Теперь, наконец-то, вернемся к политическим взглядам. Существует две точки зрения – в соответствии с двумя типами отечественных хипстеров. Первая – они абсолютно аполитичны и их интересуют лишь искусство и культура. Вторая – хипстеры за последние полгода резко политизировались и начали принимать активное участие в общественной жизни страны. Действительно, если раньше отношение к политике ограничивалось лишь блогами в социальных сетях, то сейчас одной из самых популярных тенденций становится посещение различных акций оппозиции. С тех пор, как власть начала санкционировать митинги, молодежь стала на них ходить. Серьезную роль здесь играет телеканал "Дождь", по культурной своей составляющей полностью отвечающий запросам хипстеров. Альтернативный формат, ориентация на аудиторию креативного меньшинства, авангардный дизайн – всё это куда интереснее, чем банальная профессионально написанная аналитика. Многие оппозиционеры стали кумирами для современной молодёжи. Например, герои Болотной привлекают хипстеров своей ироничной критикой властей. Стоит ли считать эти протесты реальной переменой в сознании людей или же это очередной тренд, который скоро вымрет? Неизвестно. На данный момент их едва назовешь политической силой.

Поскольку акцент в идеологии хипстеров делается на эстетическое основание, политизация для них на данный момент – второстепенное явление. Однако именно эти неосознанные протесты формируют сознание подрастающего поколения. Отсюда и появляются те, кто не любит Россию, те, кто безустанно цитируют либеральных деятелей и хают всё отечественное, идеализируя Запад, те, кто решил, что критикуя свою страну и власть, они создают более благоприятные жизненные условия. В попытках быть похожими на кого-то мы теряем самих себя, превращаясь во что-то непонятное и бессмысленное. Ярким тому примером служат российские хипстеры. Будем надеяться, что мода на них пройдёт так же быстро, как на гламурные блестящие платья. И пора бы уже понять, что не место красит человека, а человек место.