Дмитрий СУРОВИКИН. ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА. Обзор журнала «ДОН», №7-9, 2016

Автор: Дмитрий СУРОВИКИН | Рубрика: РЕЦЕНЗИЯ | Просмотров: 122 | Дата: 2016-10-17 | Коментариев: 1

Дмитрий СУРОВИКИН

ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА

Обзор журнала «ДОН», №7-9, 2016

 

225 лет тому назад, 20 сентября (1 октября) 1791 года родился русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, и журнал «Дон» отмечает этот факт его портретом на открытии.

Уже первые страницы задают тональность номеру публикацией стихотворной подборки «Божий праведный свет» Евгения Семичева (Новокуйбышевск, Самарская обл.). Поэт весь земной, но только это и помогает ему взмывать к высотам духа. Заглавное стихотворение о Софийском соборе – постижение смысла нашего жития-бытия.

В жизни бренной и тяжкой

До скончания лет

Всем нам служит рубашкой

Божий праведный свет.

На пиру и на плахе

Русский зла не таит,

В белой отчей рубахе

Перед Богом стоит.

И в Господней вселенной

Осеняют простор

Крест нательный нетленный

И Софийский собор.

 

Можно полагать, что проза Игоря Михайлова (Жуковский, Московская обл.) выделяется из общего ряда. Уже отмечалось, что писатель близок Чехову, и это высшая похвала. Близок не только по жанровой схожести, а рассказ его излюбленная форма, но и по проникновению в реальность. И словно продолжая классика, Михайлов отталкивается от факта, чтобы с помощью «фирменной» образности подвигнуть читателя на обобщение и размышления. Эта творческая манера присуща в полной мере циклу из шести рассказов.

Лаконизм (чеховский опять же) между тем не мешает создавать такие полнокровные образы, как, например, Галка из одноимённого рассказа. Ещё молодая женщина до того затуркана обыденной жизнью в глубинке, что для неё попадание в Питер кажется чудом. И она по-детски радуется буквально всему увиденному. Галка сохранила свою светлую душу, рядом с ней самому хочется быть чище. И когда она внезапно погибает, то горю нет предела, хотя порой кажется, что так не бывает. Живая Галка видится среди нас...

Стихи Юрия Могутина (Москва) в подборке «Зримая красота», как всегда, на нерве. Автор мужественный человек, вот уже какой год борется с недугом, борется в том числе и своей поэзией. Строки не только прожиты, а оплачены душевными муками, когда надежды уже не остаётся...

Спаси мя, Бог, уничижи,

Низринь и подыми,

Разжалуй в зэки и в бомжи,

В изгои меж людьми.

Лишь об одном мой слабый глас

Тревожит Божью высь:

–  Дай силы мне молиться, Спас,

И Сам во мне молись.

 

Но и не сострадать тем, кому сейчас по злому умыслу приходится хуже, чем кому-либо, русский поэт не может.

Мир вам, Донбасс увечный, Луганск калечный...

 

Сергей Герман живёт в Германии, сам из России. Его повесть «Штрафная мразь» уже своим названием настраивает на определённую волну. Что говорить, тема непростая, долгое время была под запретом не только в литературе, а и вообще. Сейчас же к ней в основном обращаются те, кто желает сказать якобы правду о войне.

Герман также не обходит острые углы. Но его художественной правде и правде факта веришь. Жёсткая манера письма вполне объяснима предметом повествования. Да, в штрафные роты попадали и справедливо и случайно, достаточно сказать, что по приказу Верховного туда шли сами заключённые прямо из лагерей. Все они только кровью или смертью могли искупить свою вину, подчас невольную.

Штрафники для кого-то были «мразью», а на самом деле это те же советские люди, пусть и клеймёные, которые наравне с другими сражались за Родину. Немцы страшились их как огня. Автор, сам в прошлом офицер Советской Армии, детально описывает батальные сцены, фронтовой быт, показывает боевое братство... Сергей Герман, пожалуй, один из достойных представителей генерации современных писателей, пишущих о Великой войне со времён «лейтенантской» и «солдатской» прозы.

Внешне равновесная муза Бориса Лукина (с. Архангельское, Московская обл.) пронизана щемящей нотой утраты. Но автор находит в себе силы к жизни. В его стихотворной подборке «Не тени, не отголоски» есть личного свойства строки, которым сопереживаешь.

Женщина моя отошла ко Господу,

зимнюю реку посуху перейдя.

Не успокоюсь, снова прочтя в Апостоле,

что жена – слава мужа, доброде-

-телу нагу цена – медяк.

Посему жена и теперь спасает мужа?

Палочка-выручалочка что ли в раю она?

Это плането-тени вкруг Бога кружат?

Звёздочкой малой ты ли глядишь с окна?

 

Под рубрикой «Минувшее объемлет» публикуются записки Льва Аннинского «Репортаж со скаткой на шее». Однако это не литературная критика, а дневниковый жанр. Читатель переносится в пору студенчества автора (лето 1955 года), когда того призывают на военные сборы. Почти все наши значительные писатели не обошли в творчестве свою молодость, и Лев Александрович здесь не исключение. Интерес представляет и появление в тексте знакомых имён тех, с кем знался уже в ту пору Лёська Иванов – Палиевский, Байгушев...

Завершает номер обращение Натальи Лясковской (Москва) к русской истории «Соловецкое сидение». Ростки раскола появились в монастыре на Соловках в 1636 году, а затем обитель противостояла властям. Однако причины у соловецкого бунта были не только религиозного, но и экономического, и политического характера, делает вывод автор.