Александр БАЛТИН. НОБЕЛЕВСКИЕ КАПРИЗЫ. О литературном Нобеле - 2016

Автор: Александр БАЛТИН | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 101 | Дата: 2016-10-13 | Коментариев: 1

 

Александр БАЛТИН

НОБЕЛЕВСКИЕ КАПРИЗЫ

О литературном Нобеле - 2016

 

Нобелевский комитет, как московская погода по Булгакову, – известен своими капризами: кто только из совершенно забытых, а то и никогда не получавших широкую известность писателей ни получал пресловутую динамитную премию, но… присудить её рок-певцу, сколь бы раскручен он ни был…

Конечно, в отличие от премий по физике, химии, медицине и физиологии Нобелевская премия по литературе не является критерием качества, показателем значимости – и из-за отсутствия чёткой шкалы литературных оценок, и из-за меняющейся политической конъюнктуры, и из-за своеобразной разнарядки: раз в пять лет нужно дать женщине, раз в десять – представителю испаноязычного мира, и т.д., – но поскольку шум вокруг того или иного нобелиата всегда стоит изрядный, то создаётся иллюзия нужности этой литературной премии, и вот теперь и производитель реального рок-шума получает изрядные деньги. А что? Всё правильно – деньги к деньгам, как иначе?

Тем более, границы поэзии в современном мире столь размыты…

Правда, случалось и истинным поэтам быть отмеченными: Хименес, к примеру,  был лауреатом, Иван Бунин, Габриэла Мистраль, Эутженио Монтале,  но это так… несколько исключений, а большинство писателей, удостоенных отметины, неизвестны ныне даже специалистам по национальным литературам.

И вот теперь – рок-музыкант.

Высота и проникновенность текстов, используемых рок-исполнителями, приводит в восторг…  толпы, это известно, но разве вкус толпы  должен быть показателен?

Если удостоен певец, то почему бы не дать премию Дональду Трампу?

А что – тоже автор ряда книг.

Почему бы не отметить ею Рокфеллера? Вполне интересные мемуары…

Да и нашим следовало бы постараться, подналечь на шведов (известно, что просто так, – потому что хорошо пишешь, – премию эту не получишь никогда, тут нужно серьёзное политически-денежное вмешательство), у нас-то всевозможных рок-рэп сочинителей пруд пруди.

 И крайне странно, что до сих пор обходят Джоан Роулинг – вот уж кто показатель успеха!

Впрочем, капризы щедрой барыни – они и есть капризы. И представляя ряд не награждённых, хотя бы Льва Толстого, Генрика Ибсена, Антона Чехова, Томаса Гарди, Франца Кафку, Роберта Музиля, Марселя Пруста, Джеймса Джойса – и сопоставляя их с лауреатами – скажем,  Сюлли-Прюдомом, Эйкеном, фон Хейзе, Гьеллерупом, Бак, Деледдой, – думаешь, что премия эта пострашнее динамита, ибо разносит реальную литературную империю таким зарядом фантомных наград, что под обломками гибнет здравый смысл.

Так, что всё нормально.

Рок-певец, так рок-певец.