Кристина НОВОСЁЛОВА. ОБЪЕКТ: УЧИТЕЛЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ: СБРОД. Эссе

Автор: Кристина НОВОСЁЛОВА | Рубрика: ДЕБЮТ | Просмотров: 363 | Дата: 2016-09-12 | Коментариев: 2

 

Кристина НОВОСЁЛОВА

ОБЪЕКТ: УЧИТЕЛЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ: СБРОД

 

Пугающие изменения, которые происходят в современном образовании, давно являются темой постоянных споров, конфликтов и обсуждений. Стремление уподобиться западу уже доходит до абсурда. Тестовая система, единые стандарты, сокращение предметных часов и распоряжения о том, что «всё только в пользу ученика», уничтожают российское образование —влияют на него так же губительно, как и плесень на наш организм. Но теперь, незаметно, проблема приобрела и новые формы, в которых учителя, ранее бывшие интеллектуальной элитой и интеллигенцией, вдруг оказались не только марионетками в руках чиновников, но и… просто сбродом.

Время, когда учитель спокойно мог ставить «двойку» в журнал нерадивому ученику без последствий для себя и строгим тоном требовать выполнения домашнего задания, теперь осталось только в кадрах советских фильмов. Фразы «Вы не имеете права!», «Да вы знаете, кто мой отец?!», «Я на вас буду жаловаться!» всё чаще звучат на любом школьном уроке и уже давно не приводят никого в изумление. Учитель становится не строгим авторитетом, а всего лишь прислугой.

В новостях постоянно появляется информация, дискредитирующая эту профессию, унижающая её. Почему-то СМИ предпочитают рассказывать про связь учительницы, принадлежащей к секс-меньшинствам, с разделяющей её взгляды ученицей из альметьевской школы, или же про преподавательницу из Подмосковья, заказавшую убийство школьника, ну а про новость о том, что в Якутии школьная учительница и психолог избили полицейского, и вовсе говорить не хочется. Естественно, что люди, которые берутся за эту нелёгкую профессию, бывают разные. Но когда систематически, регулярно в СМИ появляются сообщения об очередном беспределе, связанном с преподавателем, это в большинстве случаев становится общественным обсуждением. Но зато редко можно увидеть в СМИ положительный материал, касающийся этой профессии. Не стоит и говорить о том, как сильно падает авторитет учителя в глазах воспитанников.

Однако сильнейшие удары по образу педагога пришли оттуда, откуда их совсем не ждали.

Во время выступления Дмитрия Медведева на форуме «Территория Смыслов на Клязьме» прозвучал вопрос «Почему в ряде областей зарплата педагогов намного ниже той, что получают представители силовых ведомств?». Председатель правительства РФ – посоветовал педагогам, которые хотят заработать, идти в бизнес.

Здорово, не правда ли? Интересно, какой бизнес подразумевал всем известный политик... Может, учитель должен продавать своим воспитанникам листы для написания контрольных работ или же взимать плату с родителей каждый раз после подробного рассказа об их чаде? Так сказать, консалтинг в условиях современного образования.

Но на этом унижения не прекращаются. Телеведущий Владимир Соловьёв в поддержку Медведева во время прямого эфира на «Вести FM» прокомментировал его высказывание. В своей речи он не старался придерживаться этических норм и совершенно прямо заявил: «Зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями». Журналист довольно красочно описал всё, что он думает об учителях, но чего мне не хочется отображать даже на бумаге. Пускай это останется лишь на совести «зазвездившегося» оратора. Но всё-таки отмечу: для того, чтобы придать значимость своей персоне и ещё раз опустить преподавателей, Соловьёв выразил искреннее недоумение: «С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю».

Учителя теперь – это всего лишь объект (да-да, даже не субъект), с помощью которого реализуется ещё один способ разрушения образования.

Не менее безрадостная картина наблюдается и в современном отечественном кинематографе. Фильм «Географ глобус пропил» режиссёра Александра Велединского, снятый по одноименному роману Алексея Иванова, имеет большую популярность. Он получил Главный приз фестиваля «Кинотавр» в Сочи и заработал множество иных наград. В картине показывается нелёгкая жизнь учителя «поневоле», которого ученики ни во что не ставят, для «прикола» испражняются на тряпку для классной доски и играют с преподавателем в карты. От некоторых кадров фильма веет жуткой безнадежностью и дикой тоской как от профессии, так и от образования в целом. Также не столь давно вышел ещё один фильм, который явно не проливает на педагогическую стезю радужный свет. В «Училке» режиссёра Алексея Петрухина преподавательница истории, доведённая до отчаяния, берёт в заложники учеников 11 класса. Таким образом она решает преподать им нравственный урок.

В общей сложности сюжеты недалеки от реальности. Нищенская зарплата, ненормированный рабочий день из-за собраний, педсоветов, проделок воспитанников и родительских звонков, а также нескончаемо завышаемые требования, отчёты, рабочие программы, внеурочная деятельность, конкурсы и олимпиады, надомники и прочее, что может сделать этот список бесконечным, – превращают ранее людей почтенной профессии в безответных рабов перед чиновниками, родителями и даже учениками. А разве рабам положено зарабатывать, а тем более так, как великому Соловьёву, которого тема повышения заработной платы такой вот прислуге привела в неподдельное негодование.

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...».

Да, знал бы Лев Николаевич Толстой, которому принадлежит это высказывание, на КАКИЕ жертвы нужно идти педагогу, чтобы остаться учителем… Но всё-таки есть ещё люди, которые готовы положить свою жизнь на воспитание новых умов. А вот что мы будем делать потом, когда все захотят ЗАРАБАТЫВАТЬ, а не быть заклеймённым «сбродом», хотелось бы спросить у Владимира Соловьёва. Может, он со своей «высокой высоты» даст недовольному народу очередной вразумительный ответ.