Вячеслав ЛЮТЫЙ. ТРУДНАЯ ДОРОГА. Феномен романа Евгения Чебалина «НАНО-SAPIENS»

Автор: Вячеслав ЛЮТЫЙ | Рубрика: КРИТИКА | Просмотров: 492 | Дата: 2016-08-27 | Комментариев: 2

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ

ТРУДНАЯ ДОРОГА

Феномен романа Евгения Чебалина «НАНО-SAPIENS»

 

Современная русская фантастика, как правило, отображает реальность в виде возможного развития событий и почти никогда не воспринимается читателем в качестве невероятной подоплеки действительности, которая плотно облекает его в данный момент. По сложившемуся обыкновению, такая проза представляется отдельным жанром, который не пересекается с иными. Публицистика существует отдельно от сатиры – сатира осваивает пространство иронии, никак не пересекаясь с триллером – триллер выстраивает напряжённую фабулу, забыв о реализме – тогда как реализм обретается на территории очевидности. Подобное разделение сюжетной принадлежности, кажется, напрочь игнорирует важнейшие футурологические вопрошания, которыми до краёв наполнен нынешний российский социум, включая и самые общие, уже традиционные русские формулы: «кто виноват?» и «что делать?».

Романы Евгения Чебалина всегда отличались пренебрежением к жанровым границам, поскольку автора волновало самоё существо проблем, раздирающих наше государство на протяжении последнего столетия. Стараясь давать на страницах своих произведений сколки тех или иных явлений, Чебалин стремился обозначить наиболее характерные черты происходящего, которые позволяли бы читателю моментально опознавать ускользающую от внимательного взгляда реальность. И уже затем, вместе с повествователем, уверенно двигаться по сюжетным линиям, не обращая внимания на смену интонационных ракурсов. Так было в «СТАТУС-КВОте», где сарказм и пафос, конспирология и романтизм, роман подвига и роман поражения тесно переплетались друг с другом и ошеломляли всякого русского человека, открывшего однажды эту книгу.

Новый роман «НАНО-SAPIENS» продолжает тематику прежней вещи Чебалина, однако теперь перед нашими глазами не история недавних столетий или покрытая тайной древность, а жгучая современность, разъедаемая тотальной неудовлетворённостью народа своим тяжким настоящим днём – и трагическим будущим. На этом фоне разворачивается борьба Запада с русским укладом, с открытиями, которые могли бы обеспечить России технологический прорыв в самом ближайшем времени.

Ювенальная юстиция, попирающая основы семьи, поиски Западом преемника Ельцина, эксперименты в области биологии и разума, взаимная борьба российских спецслужб, коррупционная сетка, накрывшая страну плотно и повсеместно, и, наконец, живые характеры главных героев повествования – вот нервные узлы произведения Евгения Чебалина. И ещё – потрясающая воображение, мистическая фигура Индария, представителя внеземной цивилизации, имеющей самое непосредственное отношение к появлению человека на нашей планете.

Конспирологическая динамика происходящего и непосредственное обращение восставшего из тысячелетнего сна великана Индария к президенту страны через виртуальную сеть замыкают круг изображений и смыслов, который разворачивается в сознании читателя. Горестная низовая реальность и отвлечённая от конкретики футурологическая парадигма пронзают друг друга и ставят каждого русского перед чертой, за которой зияет возможное небытие России и Земли как таковой.

Главные герои предыдущей книги Чебалина в настоящем сюжете действуют внутри наиболее влиятельной спецслужбы государства, в разговоре именуемой «Контора». Но увы – и здесь предатель идёт рука об руку с предателем, «кроты» нарыли множество тайных ходов, коррупция, как проказа, поразила практически все институты государственной власти и управления экономикой страны.

Вместе с тем, будто стальные нити связывают наиболее преданных своим идеалам людей вне зависимости от этнической принадлежности: немец и русский, финн и еврей готовы к жертвенному поступку. И здесь у Чебалина – приоритет личности и родового начала. Славянские боги и их заповеди, христианская чистота и самое сердце человека, в коем нет червоточины, – вот опора той борьбы и несгибаемого стоицизма, которые угадываются в основании всех событий романа «НАНО-SAPIENS».

Каждый из героев сюжета сопровождается вереницей антигероев – в Финляндии, в еврейской среде, в Конторе, в русском окружении, отравленном ядом корысти. Они словно укутывают гниющее российское сегодня в мутную плёнку, которая препятствует свободному движению воздуха и света. Завтрашний день, определенно, не отразит лица этих людей, а их имена упадут в придорожную грязь, когда страна расправит плечи и станет говорить со своими гражданами ясно, честно и ответственно.

Впрочем, это произойдёт не вечером или поутру – перед нами трудная дорога, полная горьких потерь и неожиданных, ошеломляющих обретений.