Любовь КУРЬЯНОВА. НА ПЛАНЕТЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА, или Большой мир маленького дома

Автор: Любовь КУРЬЯНОВА | Рубрика: СОБЫТИЕ | Просмотров: 64 | Дата: 2016-07-04 | Коментариев: 0

 

Любовь КУРЬЯНОВА

НА ПЛАНЕТЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА, или

Большой мир маленького дома

 

В этом году Московский государственный музей Сергея Есенина отмечает своё 20-летие. Как и чем жил поэт, читайте в нашем материале.

 

Москва жарким летом – невыносима. Она напоминает раскаленный асфальтово-бетонный шар, по которому спешно передвигаются люди и машины. Я устало бреду по Садовому кольцу в поисках «островка прохлады». Ужасно хочется перевести дух от безумного городского ритма и летнего зноя. Сворачиваю на Большой Строченовский переулок и попадаю в тень больших домов. Становится легче. Вдруг вдалеке замечаю большую группу детей, которые шумно и весело пропадают в одном из двориков. Становится интересно, куда отправилась эта озорная команда. Минуты через две моему взору открывается небольшой двухэтажный деревянный домик. Среди огромных и массивных высоток он выглядит, как запоздалый гость из прошлого века. Так оно и есть. Этот дом был построен в 1891 году. Знаменит он стал благодаря своему легендарному жильцу, «московскому озорному гуляке» и великому русскому поэту Сергею Есенину. В 1912 году юный Сережа приехал из родных рязанских мест в Москву к отцу, который проживал по адресу: Большой Строченовский переулок, дом 24. Именно этот дом стал его единственным официальным адресом в Москве, где поэт жил и был прописан семь лет. Теперь на этом месте находится Московский государственный музей Сергея Есенина. Здесь же я замечаю ту самую группу ребят, они пришли на экскурсию. На пороге дома их встречает директор музея Светлана Шетракова, оторваться от рассказа которой невозможно: «При входе вы видите обилие цветов и зелени рязанского разнотравья и шероховатый забор Замоскворечья, как будто юный поэт только что приехал к отцу, и мы вот-вот познакомимся с ним. А строки в золотой раме приглашают нас окунуться в неразгаданную тайну бессмертного поэтического творчества:

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом мёда и роз.

 

Как только мы вместе с ребятами попали в музей, первое что бросилось в глаза – комната, в которой жил поэт. Кровать, стол, комод, сундук, букетик полевых цветов, как бы привезённый из рязанской области, книги поэта, его гармонь – всё перенесло нас в есенинскую атмосферу. Обстановка комнаты, конечно, условна, так как воспоминаний очевидцев почти не сохранилось. Но все предметы здесь начала XX века: лоскутное покрывало на жёсткой кровати, этажерка с книгами, гипсовый бюст Пушкина, обои с подлинным рисунком начала века.

На стенах комнаты в коллажах помещён материал, рассказывающий о детстве поэта. Коллаж под старинными деревянными часами: фотографии родителей – Татьяны Фёдоровны и Александра Никитича Есениных, деда по матери Фёдора Андреевича Титова, в доме которого проходило детство поэта, фотографии Есенина среди односельчан, с сёстрами Катей и Шурой, фото священника константиновской церкви Ивана Яковлевича Смирнова, духовного наставника поэта. Про отца Ивана Смирнова мать Есенина вспоминала: «Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».

Пока идет экскурсия, я замечаю, что с точки зрения музейного дизайна экспозиция необычна. Стенд в комнате оформлен как складная икона-триптих. Он говорит о значимости всего того, что связано с верой в жизни и творчестве поэта. В центре её – портрет Есенина, написанный в 1915 году художником Владимиром Юнгером. Сверху – первый сборник поэта «Радуница». Вокруг портрета черновики Есенина, автографы стихотворений, из которых многие на библейскую тематику: «Сыплет черёмуха снегом», «Гой ты Русь моя родная», «Я плакал на заре, когда померкли дали»… В левой части складня – первые положительные отклики на сборник «Радуница». Справа – публикации Есенина в Москве в детских журналах «Мирок», «Проталинка». С двух сторон витрину обрамляют четыре подлинные иконы: Рождество Христово и Апостол Симон, Сошествие святого Духа и Апостол Иаков. Между стендами в коридоре – икона Илья Пророк, чудом сохранившаяся в годы варварского отношения к религии, как бы напоминание о роли поэта-пророка.

Деревянная конструкция на потолке напоминает деревенские стропила сеновала, где поэт оставался наедине с собой и где к нему приходили первые поэтические строки. Также её форма символизирует крест, который был дан поэту. Восходящее над крестом солнце не закатится, как не закатится память о Есенине.

Напротив мемориальной комнаты – зеркальная стена, которая не только расширяет пространство комнаты, но и говорит о том, что пространство поэзии Есенина безгранично. Из зазеркалья с последней фотографии на нас смотрит поэт и как бы присутствует здесь и сейчас.

Удивительно, но на площади всего 99 квадратных метров удалось разместить огромное количество экспонатов, которые погружают нас в есенинский мир, уходить из которого совсем не хочется, так в нем уютно, комфортно и гармонично. Пока я блуждала по музею, экскурсия закончилась, но ребята не спешат расходится. Впереди их ждет мастер-класс по созданию книжки-открытки стихов в технике «монотипия» для рукописного издания произведений поэта.

Пока мальчишки и девчонки учатся писать пером, я удаляюсь чуть в сторону и натыкаюсь на большой стенд, посвященный мероприятиям музея, где можно найти всё: от интерактивных квестов и пешеходных экскурсий, до международного музыкального проекта «ЕсенинJazz» и лекции, посвященной творческому диалогу Пушкина и Есенина. Казалось бы, летняя жизнь в Москве затихает, становится более плавной и размеренной, но только не в этом небольшом музее, здесь она бьет ключом круглый год.

Уже направляясь к выходу, я замечаю директора Московского государственного музея С.А. Есенина Светлану Шетракову, которой мне удалось задать несколько вопросов.

‒ Светлана Николаевна, музей появился в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Адресов, связанных с творчеством поэта в Москве, очень много: на Пречистенке, где он жил с Дункан, или в доме на улице Москвина (ныне ‒ Богословский переулок), где он снимал квартиру с Мариенгофом, но вы выбрали дом в Большом Строченовском переулке. Почему?

‒ Этот деревянный дом какое-то время оставался бесхозным, позже здесь были коммунальные квартиры. Дом дважды горел, но, по существу, устоял… Может быть, потому, что на нём висел плакат, написанный от руки истинными поклонниками поэта: «Люди! Сохраните этот дом! Здесь жил Великий русский поэт Сергей Есенин!». Согласно распоряжению правительства Москвы (1991 г.) первый этаж исторического здания должен был быть отдан музею поэта для создания экспозиции… Сложности позади, но мы освятили не только фундамент воссозданного по планам 1911 года памятника истории культуры, но и созданную на общественных началах первую в Москве профессиональную экспозицию, посвящённую творческому наследию поэта. При огромном стечении народа, среди которого было большое количество не только исследователей и любителей творчества Есенина, но и знаменитых артистов, а также видных политических и общественных деятелей столицы и страны в целом, в юбилейном октябре 1995 года данная экспозиция была торжественно подарена Москве. Представители Управления культуры города Москвы получили дарственную, подписанную племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, художником-дизайнером Аветом Тавризовым и мною, оценённую и подтверждающую около полутора тысяч единиц уникальных фондовых предметов. Но ценность заключалась в другом. Этот музей по праву можно назвать народным по его подготовке и созданию, по сплочённости и единению большого количества любителей творчества поэта, а также беспредельной искренности простых людей и их даров

 

‒ Сколько в день проходит экскурсий в вашем музее?

На данный момент вся разнообразная деятельность музея в основном проходит на неполном первом этаже мемориального здания экспозиционной площадью – менее 70 метров, с отсутствием необходимой инфраструктуры. Но мы не жалуемся. Именно на этой площади на протяжении долгих лет проходили многочисленные мероприятия музея, получившего государственный статус учреждения культуры 30 апреля 1996 года. Из-за отсутствия площадей мы проводили внемузейную деятельность для выполнения государственного задания, но всё делали для расширения фондовых и экспозиционных площадей музея именно в Москве. Нас подогревало то, что все посетители Строченовского, обожая музей, говорили: «В тесноте, да не в обиде!». Мы не могли проводить сквозные экскурсии и потому похвастаться их большим количеством в целом не можем, были проблемы и с прилегающей территорией… Благодаря непосредственному участию руководителя департамента культуры города Москвы в год 120-летия со дня рождения поэта, к большой радости многочисленных любителей его творчества, наконец-то был торжественно открыт «Есенинский дворик».

В 2010 году мы получили свидетельство на потрясающее здание в переулке Чернышевского, которое открыло новые вехи в изучении и популяризации творческого наследия поэта (неслучайно мы сохранили его от сноса!). Этот особняк М.К. Геппенера (вновь выявленный памятник истории архитектуры) сам по себе является произведением искусства, а ещё, как оказалось, он имеет непосредственное отношение к первому московскому периоду творчества С.А. Есенина! Сейчас там ведутся ремонтно-реставрационные работы, которые (очень надеемся) будут закончены в нынешнем году. В этом здании мы планируем экспозиционно отразить Москву в жизни и творчестве С.А. Есенина с новым подходом в интерпретации актуальности творческого наследия поэта – современника молодого поколения. В планах музея по освоению особняка М.К. Геппенера – увеличение разных форм экскурсионно-лекционной деятельности и досуговых мероприятий для разнообразных категорий посетителей.

 

‒ Вокруг жизни Сергея Есенина всегда было очень много мифов. Как правило, в массовом сознании Есенин ‒ это малограмотный крестьянин, стоящий у берёзы с бутылкой горячительного напитка. Так ли это было на самом деле?

Есенин всем своим творчеством создавал многообразные мифы, непосредственно связанные с собственной личностью. Это в первую очередь касалось кажущегося единства человека и поэта. В этом заключается тайна творческого наследия Сергея Есенина: ему безоговорочно веришь; кажется, его поэзия исходит из сердца каждого, кто рано или поздно соприкасается с ней. Его поэтическое перо всегда имело непреодолимую силу, что чувствовал и сам Есенин, сказавший некогда: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…». В разные периоды этот приём гениального творца имел невероятное воздействие на аудиторию. Воспевание в начале творчества всего прекрасного, оптимистичного и светлого, свойственного радужным ощущениям детства, в послереволюционные годы сменилось подчёркиванием якобы невидимых ранее отрицательных моментов жизни. Знание их сущности (по Есенину) позволит читателю избежать неверных путей развития жизни в правильном направлении родной страны – с сохранением духовности, нравственности, чистоты и целомудрия. Для достижения этой цели поэт как бы себя лично (потому что ему верят) отправляет с толпой в «Стойло Пегаса», «читать стихи проституткам и с бандюгами жарить спирт». Кажется, что Есенин запанибрата с каждым завсегдатаем таких заведений, но, создавая поэму «Москва кабацкая», он будто проговаривается:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвячиной

Над пропащею этой гульбой?

 

Такие стихи давали больше, чем какие-либо декларации, для того, чтобы «всё сбылось». Как и любой творческий человек, Сергей Александрович был истинным революционером, он хотел сохранить в новом времени России непререкаемые её достоинства, исходящие из деревенской атмосферы.

 

‒ Есенина часто называют «космическим поэтом», его волновала тема освоения внеземных пространств, неспроста он писал: «Только тот пловец, кто, закалив в бореньях душу, открыл для мира наконец никем не виданную сушу…».

Вы правы, Есенин бесспорно поэт планетарного масштаба! Неспроста Юрий Гагарин в одном из многочисленных интервью признавался, что во время полёта в космос он вспоминал стихи любимого поэта Сергея Есенина, в частности, такие: «Как прекрасна земля и на ней человек…». Символично, что спустя 50 лет прославленный космонавт Сергей Волков, однажды посетив нашу передвижную экспозицию «О Русь, взмахни крылами!», взял с собой в космический полёт подаренный нами сборник стихов Сергея Есенина… Поэт в прямом смысле преодолел земное притяжение и вышел на новую, до этого момента недосягаемую высоту. Сергей Есенин жил и творил ещё в то время, когда трудно было даже представить сегодняшние успехи в освоении космоса. Но такие гении, как Есенин, опережают действительность, преодолевая земное притяжение, интуитивно предсказывая будущее. Ещё будучи юным человеком, он сказал: «Пространство будет побеждено, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, но и со всем миром в его необъятности». Я уверена, что не только нам с вами, но и будущим поколениям ещё предстоит осознать всю глубину и философию поэта планетарного масштаба – Сергея Есенина.




Прикрепленные изображения