НЕКРОЛОГ. ОВЧИННИКОВ Александр Иванович (24.10.1928 – 11.06.2016)

Автор: НЕКРОЛОГ ПАМЯТИ Александра ОВЧИННИКОВА | Рубрика: ПАМЯТЬ | Просмотров: 140 | Дата: 2016-06-13 | Коментариев: 0

 

НЕКРОЛОГ

 

ОВЧИННИКОВ Александр Иванович

(24.10.1928 – 11.06.2016)

 

11 июня в Оренбурге на 88-м году жизни скончался заслуженный художник России Александр Иванович Овчинников. Умер старший бескомпромиссный друг, творческий наставник не одного поколения живописцев, учитель не только цветовой гармонии и контрастов мира, но и народного отношения к жизни. 

В каталоге работ Александра Овчинникова первым под датой «1946 год» назван «Натюрморт с чёрным хлебом». Художник чётко заявил об одной из своих главных тем человека и земли, которой никогда не изменял. «Тема человека труда, темы земли, хлеба были и остались для меня самыми главными, самыми волнующими», – написал он в своей автобиографии. Это подтверждают «говорящие» названия его работ начала пятидесятых: «Мама», «Портрет матери», «Портрет моей бабушки», «Автопортрет», «Сестра Рая», «Вспаханные холмы», «Земля», «Портрет доярки, участницы ВДНХ Овчинниковой Раисы Ивановны», «Сирень и ландыши», «Дед Алтух». Своей степной родине обязан он многофигурными эпическими полотнами «Проводы на фронт», «Год 1941», «В годы войны», «Возвращение с фронта», «Освобождение», «День Победы», «Вечное движение», натурой для которых стали его земляки с их индивидуальными биографиями и судьбами. 

Историки будущих времен могли бы до сыромятной завязки на хомуте восстановить крестьянскую цивилизацию России ХХ века по живописным работам Александра Овчинникова – в них нет конъюнктуры, красивой лжи, формалистического бездушия. Говорить правду о своем времени дано не каждому. Здесь мало лишь художественного таланта, – «не ищи правды в других, коли в тебе её нет»… С 1948 года, с первого участия пятью работами в художественной выставке Оренбургского отделения Союза художников РСФСР, Овчинников заявил о своей правде видения мира. Рука мастера в работе тридцатилетнего художника «Старый дом в Балейке» (1958). Подчинённое замыслу композиционное и цветовое единство ветхого подворья с соломенными крышами, серебрящимися от солнца и дождей. В центре композиции покосившийся крестьянский дом с белёными стенами. С таких полунищих подворий начинается в России долгая дорога хлеба, о которой народ-творец заметил: «Ел бы богатый деньги, если бы убогий его хлебом не кормил». 

Эти и ещё многие работы пятидесятых – начала шестидесятых годов показали, что в совершенствовании своей манеры Овчинников обрёл свой стиль. 

Если зрелость художника – это не только утверждение своего живописного отношения к миру, но и зрелость мировоззрения, то на этом пути Александру Овчинникову немало способствовали писатели и поэты, в том числе и оренбургские: Иван Уханов, Алексей Горбачев, Валентин Кривцун, Пётр Попов, Валерий Кузнецов, Георгий Саталкин, Пётр Краснов, Юрий Орябинский, чьи портреты, в разное время написанные им, открыли местную «писательскую галерею». 

Здесь можно вспомнить, что художник и сам в лирические минуты обращался к рифме «для себя», никому не показывая плодов своей «вспомогательной» музы… Какие речи говорились порой в мастерской Овчинникова, какие открытия сопровождали знакомство с его работами!

Если бы можно было дать эпиграф к горячим бдениям в этой мастерской, его можно было бы свести к откровению русского теоретика искусства и философа М.М. Бахтина: «Поэт (для Бахтина – вообще человек искусства. – Ред.) должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виноваты его нетребовательность и несерьёзность его жизненных вопросов»… 

В 1980 году секретариат правления республиканского Союза художников наградил его Дипломом за творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства. 

Помнят выставки-встречи с земляком учащиеся, давно уже бывшие, родного села Балейки. Весной юбилейного восемьдесят пятого его, бывшего тракториста, пригласили в родной совхоз «Уран» на торжественную встречу ветеранов труда военных лет. В тот насыщенный событиями год участвовал он в зональной выставке «Урал социалистический» и республиканской «Мир отстояли – мир сохраним», посвящённой 40-летию Великой Победы. В их каталоги вошли большие многофигурные композиции «Проводы» и «День Победы». Двенадцать работ отправлены на зарубежные выставки, организованные Международным салоном по экспорту. Завершился год необычными для него волнениями: в районном центре Новосергиевка открылась персональная выставка – второй его творческий отчёт на родине.

Земляки увидели знакомые лица, живописную поэзию простого, понятного для всех труда, роскошь природы в цвету и в её земных плодах. Диалектичны у художника-реалиста большой и малый мир человека и людей. Скорбен, суров колорит портрета «Русская вдова», но какой эпической силой веет от облика старой крестьянки! Размышляя об истоках этой выразительности, приходишь к истокам гражданского мужества авторов русских летописей. Посетивший тогда выставку земляк, заслуженный механизатор РСФСР А.А. Широнин сказал важные для художника слова:

«…Эти картины зацепили меня за сердце своей правдой… Вот такая она и есть, крестьянская жизнь, не приукрашенная, настоящая. Мне кажется, что художник – я сегодня с ним познакомился – всё время с нами работал, на том же поле, за одним столом обедал, одни и те же новости обсуждал. Так правдиво сумел он передать и внешность людей, и обстановку, и настроение – всё до малейших оттенков. В общем, душой работал человек, он хотел нам о нашей душе рассказать, а я вот здесь его мысли читаю…». На благодатную почву попали эстетические и гражданственные уроки его учителей Венецианова, Саврасова, Сурикова, Малявина, Пластова, Ромадина. Из мастерской художника живопись Овчинникова словно вернулась в народ, которому обязана своими истоками и устремлениями. 

Более ста лет назад Виктор Михайлович Васнецов написал В.В. Стасову: «…Во что и «како» верую я в Искусстве, – а главный тезис моей веры таков: мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного Русского искусства, то есть, когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей Русской природы и человека – нашей настоящей жизни, нашего прошлого… наши грёзы, мечты – нашу веру, и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее». Александр Овчинников мог бы подписаться под каждой строкой манифеста этого своеобразного новатора эпохи перехода от передвижничества к искусству ХХ века.

Творчество Александра Овчинникова подлинно демократично, солнце его искусства согревает всех: от деревенского пастуха до академика живописи. Художник ощущал мир ярко, щедро, чувственно-пластично. Это прежде всего сказывалось на нём – колористе. Не может оставить эстетически спокойным неудержимая цветовая щедрость его «Натюрморта с картофелем», «Натюрморта с тыквой», «Дома Спириных», «Грибов», вспыхивающих белыми с фиолетовыми сгустками света «Астр». 

Реализм Александра Овчинникова при ближайшем рассмотрении – это ответственность художника за всё, что он успел узнать и полюбить, это мужественный, сопереживающий взгляд на Божьи и безбожные пути мира. Вот почему так бесконечно-разнообразна его палитра – от глобально-драматичных образов земляков-земледельцев («Конюх Аносов», «Дед Аносов», «Портрет колхозника Таранина», «Целинница Мария Ивановна. Сестра», «Мать Маланья Семеновна») до гимна земле с её радостью и красотой (сотни натюрмортов с полевыми цветами, сиренью, черёмухой, вершиной которых национальный шедевр – натюрморт «Цветы родины» (1990) – радостное и жизнеутверждающее коловращение цветов полевой и степной крестьянской вселенной). 

Овчинников – мастер колорита, продолжающий своим творчеством традиции русской национальной живописи. Эмоциональная полнота его видения мира прямо связана с предельной искренностью самовыражения. Соответствие жизни в ее развитии требует от художника глубокого проникновения в натуру, постижения ее внутренних связей. Портреты его психологичны, оставляют зрителю простор для сопереживания и размышления. В портретной живописи для художника характерны пластичность форм, сдержанная эмоциональность, как в «Портрете дочери», передающем юношескую свежесть, нежность подростка. 

В 1999 году Александр Овчинников получил звание заслуженного художника России. В 2002 году Александр Овчинников, наряду со своими учителями – великими русскими художниками Венециановым, Саврасовым, Репиным, Васнецовым и выдающимися современниками, вошёл в персоналии книги «Самые знаменитые живописцы России» – рассказа о магистральных путях отечественной живописи. Её составитель и автор К.А. Кокшенева пишет об Александре Овчинникове: «Он – певец родного края. Его работы «Оренбургский хлеб», «День Победы», «Проводы на фронт», «Цветы моей родины», пейзажи Балейки занимают особое место в школе оренбургской живописи, позволяя считать автора настоящим народным художником». 

В его творчестве никогда не было и намека на культивирование условности искусства (для него это равносильно условности отечественных традиций), тем более, авангардного нетерпения «бежать впереди» любви и красоты как Божьих условий истинного. Он, народно призванный, пишет поэзию обыкновенного – так капля росы вспыхивает самоцветом от солнечного луча. 

Почти до самой кончины – с неизменностью солнечного восхода – художник начинал день у мольберта … В его крупных великолепной лепки руках, которыми он владел одинаково, кисть живописца казалась хрупкой былинкой. Элегически-нежно или обнажённо-импульсивно, трепетно прорабатывая детали или выплескиваясь пастозными мазками, художник Александр Овчинников писал своё время… 

Если жизнь в искусстве – это эстафета творческих и гражданских заветов родины, то такая жизнь русского художника Александра Овчинникова состоялась.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

От редакции:

Скорбим об ушедшем от нас сильном, красивом и талантливом человеке, друге нашей редакции ОВЧИННИКОВЕ Александре Ивановиче.

Его кисть художника любила и понимала всё, к чему прикасалась: русские пейзажи; лица многочисленных друзей и родственников, которых он увековечил, написав их портреты; лица простых русских тружеников, среди которых прошли его детство и юность; сюжеты из истории нашего отечества, которому он честно и ревностно служил до конца дней своих. 

Соболезнуя всем близким и родным ему людям, пожелаем ему в мире ином простого и традиционно-народного  Царствия небесного! Он заслужил его всей своей жизнью.

 




Прикрепленные изображения