Александр ФИЛИППОВ. РЕВОЛЮЦИЯ, КОТОРАЯ ПИСАТЕЛЯМ НЕ ОСОБО НУЖНА. Эссе

Автор: Александр ФИЛИППОВ | Рубрика: ПУБЛИЦИСТИКА | Просмотров: 697 | Дата: 2016-06-06 | Комментариев: 1

 

Александр ФИЛИППОВ

РЕВОЛЮЦИЯ, КОТОРАЯ ПИСАТЕЛЯМ НЕ ОСОБО НУЖНА

 

Канул в прошлое, не оставив значимого следа, Год литературы в России. А между тем именно в прошлом году отчётливо проявились глобальные перемены, произошедшие в книгоиздательском и писательском деле.

По-настоящему революционные, другого определения не подберу, перемены.

И связаны они с электронной книгой, получающей всё более широкое распространение в мировой читательской аудитории.

«Компьютер с собой в постель, чтобы почитать на сон грядущий, не возьмёшь…», – примерно так высказывалось ещё пару лет назад о перспективах распространения электронных книг большинство российских читателей.

Однако в последнее время в нашу жизнь стремительно входит всё более разнообразное количество довольно компактных электронных носителей, дающих возможность читать тексты в электронном формате где угодно – в постели, за столом, в поезде, в самолёте. К тому же подросло поколение, которое с малых лет на «ты» с современными технологиями, электронными прибамбасами, и для них все эти планшеты, гаджеты, не слишком привычные для старшего поколения, давно стали обыденностью.

К тому же, что немаловажно, электронная книга обходится читателю в разы дешевле «бумажной»!

Но дело даже не в этом. А в том, что теперь, с развитием компьютерных технологий, любой текст в считанные минуты может быть доступен самой массовой аудитории!

На первых порах для издателей и писательской братии это не предвещало беды. Издатели издавали себе те печатные книги, которые, по их представлениям, наиболее востребованы читателем, штамповали миллионными тиражами Маринину и Донцову, для души – что-нибудь классическое, «подарочное», в тиснёных золотом переплётах, и были если не сыты, то концы с концами как-то сводили.

Графоманы размещали свои унылые творения на каких-нибудь широко известных в узких кругах порталах, «прозах.ру», и тоже были довольны.

Так называемые профессиональные писатели, члены творческих союзов, и столичные, и региональные, выпрашивали у чиновников или богатеньких спонсоров деньги на издание своих книжек тиражом в сотню экземпляров, раздаривали знакомым, библиотекам, и тем были вполне довольны.

Членство в «союзах» и ценилось тружениками пера в основном за такое вот право издавать свои произведения за чей-то счёт, немало не заботясь о том, есть ли рыночный спрос на их книги, нужны ли они вообще хоть кому-нибудь…

Издатели, в основном региональные, получая проплаченные из бюджета заказы на издание книг «местных авторов», тоже худо-бедно перебивались.

Беда подкралась, откуда не ждали. В интернете появились, и уверенно стали занимать всё больше информационного пространства платформы самопубликаций. И прежде всего зародившийся в США Амазон, объединивший на своей платформе сотни тысяч авторов практически из всех стран мира.

Что такое платформа самопубликации? Это сайт, войти в который, предварительно зарегистрировавшись, может практически любой, даже совсем «не уверенный», пользователь интернета. И, следуя инструкции, рассчитанной на «чайников», разместить там тексты своих произведений. Ну, или то, что он таковыми считает. Ограничения – содержание произведений не должно пропагандировать экстремизм, расовую нетерпимость и прочее, уголовно наказуемое в любой нормальной стране. Ответственность за это, впрочем, прежде всего, несёт сам автор.

Затем писатель сам оценивает своё произведение – в долларах, евро, в рублях, и ждёт, начнут ли читатели покупать (скачивать) электронный вариант его книги.

При этом читатель вовсе не приобретает «кота в мешке». Примерно пятая часть всей книги находится в свободном, бесплатном доступе. Начал читать, заинтересовался – плати, и приобретай полюбившуюся книгу в вечное личное пользование.

И здесь уже все писатели на равных, так сказать, по-гамбургскому счёту. Если твоё произведение не востребовано читателем – не помогут ни проплаченные или бескорыстно-дружеские рецензии, восторги литературных критиков, ни прошлые заслуги, литературные регалии, премии. Только твоё произведение и читатель. Не достучался писатель до его сердца, не заинтересовал? Не на кого пенять, кроме как на себя…

Задача писателя в этом смысле усложняется и тем, что вниманию читателя представлены десятки тысяч авторов, сотни тысяч произведений. Представьте себе этакий гигантский книжный супермаркет, на полках которого выставлены многие, многие тысячи томов, и где-то там, среди них, торчит скромный корешок и вашей, выстраданной и взлелеянной тщательно, книжечки…

Слышал уже не раз, как заласканные местечковой славой, занесённые в реестр «классиков» региональные «члены Союза», отважившиеся нырнуть в этот книжный океан, с бесконечным удивлением открывают для себя, что их творчество никому не интересно и не нужно. Ибо проходит месяц, год, а ни один читатель так и не приобретает, даже за скромную плату, их творения.

И реакция подобных писателей на этот прискорбный для них факт вполне предсказуема. «Читатель не дорос в массе своей до моих произведений», «Там одна чернуха, порнуха, да детективщина!».

Да нет. Книг там как раз огромное разнообразие. От научных монографий до классиков мировой литературы. Хотя и «порнуха», возможно, есть. В специальном разделе «Только для взрослых». Я, например, туда никогда не входил.

Есть на этих платформах ещё одна функция, не получившая пока широкого распространения в России – так называемая «печать по требованию». То есть читатель может не просто скачать понравившуюся вам книгу в электронном формате, но и заказать за отдельную плату её печатный экземпляр!

Первым из таких мировых платформ самопубликаций в Россию пришёл в 2013 году немецкий КсинКсии. В 2015-м – американский Амазон. На них появились русскоязычные версии, а российские авторы получили возможность легально размещать свои произведения, не опасаясь быть «вычищенными», как это случалось в прежние годы.

Но всех их перекрыла российская платформа самопубликаций Ридеро, разработанная несколькими энтузиастами из Екатеринбурга, и начавшая функционировать в 2015 году. Совершенно бесплатно на ней можно сверстать свою книгу в электронном формате, получить стандартную обложку (или вставить свою, готовую), ISBN, после чего Ридеро самостоятельно размещает электронную книгу практически во всех книжных интернет-магазинах, включая тот же Амазон. При этом автор получает 25% отчислений на свой лицевой счёт от каждой проданной книги.

В Ридеро пошли ещё дальше. Они, на мой взгляд, грозят обрушить рынок, на котором все последние годы кормились мелкие региональные издательства. В Ридеро вашу книгу издадут и в «бумажном» варианте, причём за смехотворные деньги. Например, полсотни экземпляров поэтического сборника, или книжку прозы объёмом в 100-150 страниц напечатают типографским способом всего-то за 5-6 тысяч рублей! В то время как в обычном «бумажном» издательстве за то же потребуют заплатить в десять-двадцать раз дороже.

В марте я издал таким образом свою новую повесть «Время 37-го». Цветная обложка, мелованная бумага, 130 страниц. На всё про всё, включая доставку, ушло месяц. Стоимость – 5750 рублей. Думаю, такую сумму, чтобы подержать своё детище в руках, полистать тщательно выпестованные страницы, подарить друзьям, отправить на конкурс и т.п., способен изыскать любой автор.

Казалось бы, писатели, особенно проживающие в провинции, должны сломя голову поспешить покорять этот книжный ресурс. Ещё бы! Больше не нужно, унижаясь и интригуя, выпрашивать у власти, государства или бизнеса деньги на издание своих книг, а потом привычно сетовать на мизерные тиражи. Никто отныне не обречён писать «в стол». Посредством электронной книги появилась возможность выхода на огромную, многомиллионную, без преувеличения, мировую русскоязычную читательскую аудиторию…

Да не тут-то было. По моим сведениям, лишь несколько человек, включая автора этих строк, из более чем сотни, называющих себя профессиональными писателями, воспользовались в Оренбуржье этой возможностью.

Прежде всего, причиной тому – некая настороженность наших писателей к электронным публикациям в принципе. Так сложилось, что в последние два десятка лет, когда интернет зашагал по просторам России, осваивать его прежде других бросились  авторы, не получившие легального признания в творческих писательских союзах.  Но невероятно словоохотливые, обладающие энергией и познаниями в современных интернет-технологиях.  Графоманы забили своими бесталанными произведениями едва ли не всё литературное информационное пространство.

Однако по мере расширения сети интернет, в ней всё более надёжно прописываются и качественные литературные произведения. Сперва – на сайтах уважаемых литературных журналов, газет, теперь ещё и в виде электронной книги. Добротная поэзия и проза, литературная критика и публицистика отвоёвывают всё больше информационного пространства.

Таким образом, само понятие «электронная самопубликация» потихоньку реабилитируется.

Но провинциальные писатели бросаться в бескрайние воды раскинувшегося перед ними книжного моря всё равно не спешат.

Почему? Открою страшный секрет. Значительная часть членов творческих союзов – у нас в Оренбуржье, да и по всей России, подозреваю, в профессиональном смысле писателями вовсе не является! Им просто нечего, за исключением нескольких написанных в далёкой юности, рассказиков или стихов, представить широкой читательской аудитории!

Когда-то они «подавали надежды». А может быть, и не подавали их вовсе, но, подластившись к старшим товарищам, сумели-таки вступить в один из всероссийских творческих союзов. Зачем? Мотивы различные. Кто-то действительно хотел стать писателем, но с годами не хватило таланта, трудолюбия, воли, в конце концов. Кому-то нравилось иметь в своём послужном списке ещё и звание «писателя», вроде как кандидата, а то и доктора наук для далёких от каких-либо наук чиновников. Немало и тех, кто, оказавшись несостоятельными в жизни вообще, не способными к любой сфере деятельности, прикрыли свою никчёмность «писательством». Дескать, я писатель, пишу. А что пишу, о чём, лучше не спрашивайте.

Писатель – это, прежде всего, конечно, тот, кто пишет. Понятно, что вдохновение – штучка капризная. Ну не идут стихи, проза, так хоть публицистикой занимайся! Мало ли вокруг нас происходит событий, требующих живого отклика человека, именующего себя писателем? Так нет. Я знаю множество «писателей» Оренбуржья, из-под пера которых десятилетиями не выходит ни одной поэтической, прозаической, да и публицистической строчки. И, тем не менее, они, ничтоже сумняшися, гордо именуют себя «писателями».

До последнего времени им удавалось маскироваться, мимикрировать под настоящих писателей. На простой и закономерный, вобщем-то, вопрос: «А что вы написали?» они отвечали жеманно что-то вроде: «Ну, вы же знаете, кого сегодня издают? Акунина да Донцову…». Всем видом демонстрируя, что где-то в запасниках, до лучших времён, у них припрятаны сокровенные, судьбоносные для страны, произведения…

Так вот: нет этих произведений. А те, что есть, – жалкие опыты дилетантов, не способные в принципе привлечь внимание широкой читательской аудитории.

Зато как уютно им существовать в тихом «междусобойчике», в какой-нибудь «областной общественной писательской организации», где никто ни у кого давно не спрашивает: «Что новенького написал?». Такие нетактичные вопросы писатели друг другу обычно не задают.

Лишь единицы оренбургских прозаиков и поэтов работают в литературе постоянно, серьёзно, профессионально всю жизнь.

Уверен, что сегодня, на фоне разрастающегося экономического кризиса, в региональных писательских организациях невероятно обострится борьба за выделение средств на издательство персональных книжек за счёт скудеющих областных бюджетов.

Осмелюсь посоветовать. Ребята! Сначала издайте свои стихи и прозу на платформах самопубликаций абсолютно бесплатно. Напечатайте малыми «пробными» тиражами. Возможности для этого сейчас есть. И если ваши произведения окажутся реально востребованы, вызовут массовый читательский интерес, будут замечены непредвзятой критикой, можно тратить большие деньги на их издание в «бумажном» варианте. И осчастливить вашими книгами магазины или библиотеки области. А если нет – извольте, реализовывайте свои творческие амбиции за собственный счёт!

Отрадно, что такой «момент истины» и для писателей, и для читателей в России, похоже, наступил.

 

Оренбург