Виолетта КОРЫШОВА. НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ, или Немного о Дмитрии Быкове

Автор: Виолетта КОРЫШОВА | Рубрика: ФОРУМ | Просмотров: 264 | Дата: 2016-05-30 | Коментариев: 8

 

 

Виолетта КОРЫШОВА

НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ, или

Немного о Дмитрии Быкове

 

Российский писатель, журналист, поэт, литературный критик, кинокритик, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, Владимира Маяковского, преподаватель литературы и истории советской литературы, радио- и телеведущий. [1] Все это о нём, о Дмитрии Львовиче Быкове.

Невольно задаешься вопросом: «И когда же он это все успевает?». Как говорит сам Дмитрий Львович, он «собственно ничего абсолютно» и не успевает, пишет прозу «по субботам и воскресеньям, всё остальное время работа». Вот только почитав интервью Быкова, не сразу и разберешься, что для него работа. Так, в одном из своих интервью на вопрос Андрея Силина «Вы кем себя считаете – педагогом или журналистом?» он отвечает: «Я писатель, у меня 50 книг. А педагогика и журналистика – это мои заработки. <…> Считается, что писатель не должен жить на литературный доход, он должен иметь вторую профессию и за счет неё жить. Вот я и зарабатываю журналистикой и педагогикой. А литература – это мой отдых, моя радость» [2]. Однако ранее, в другой беседе, Быков утверждал, что «посвятил бы себя полностью преподаванию, клянусь вам, если бы оно меня кормило. Но оно абсолютно меня не кормит: меня кормят книжки, переводы, журналистика – «Собеседник», газеты. Школа – это максимум 50 тысяч рублей в месяц при условии очень многих обстоятельств – повышения квалификации, классного руководства. Я не могу себе этого позволить» [3]. Так что же выходит? Тут либо педагогам заработную плату подняли, либо писательство перестало приносить доход, либо Дмитрий Львович противоречит сам себе.

Однако какие бы приоритеты в своих многочисленных «работах» Быков не расставлял, он вот уже 26 лет (с 1985 года) сотрудничает с газетой «Собеседник», выступает в качестве колумниста в «Новой газете» и не только. Есть у него проекты на телевидении, программы на радио.

Отдельно стоит сказать о его литературной деятельности. Дмитрий Быков – автор десятков книг. В его библиографии чего только не найдешь: здесь и романы, и повести, и рассказы, и сборники стихов. Даже литература для детей найдется («О зверьках и зверюшах», «Зверьки и зверюши»). И, конечно, труды не остались незамеченными! В его копилке литературных премий более 10 наград. Довольно хороший результат, я считаю. Вот только в случае с Быковым получается, что качество не соотносится с количеством. Разъясню. В 2006 году он удостаивается премии «Большая книга» за своего «Бориса Пастернака». Отметим, что в состав литературной академии, иными словами жюри, входили на тот момент Даниил Гранин, Владимир Маканин, Андрей Битов и председатель Совета экспертов заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Михаил Бутов. И, возможно, случайно совпало, что Дмитрий Быков разделяет либеральные взгляды членов жюри. А может, и не случайно… В 2010 году получает «Золотое перо России». Учредителем премии является Союз журналистов России, при этом Быков состоит в Союзе с 1991 года. Состав жюри нигде не раскрывается, а это наводит смутные сомнения в объективности награды. К литературным достижениям относится и Бунинская премия, врученная критику, журналисту и т.д. в 2012 году. По мнению газеты «Время новостей», «оставшись без экспертного мнения, Бунинская премия стала ещё более сомнительной, чем была с экспертами» [4]. Это лишь некоторые из наград Быкова, стоит ли разбирать остальные?

Перейдем от премий к работам. Репутация у Дмитрия Львовича спорная. Одни считают его талантливым журналистом, достойным писателем, другие – возмутителем спокойствия, язвительным человеком. Сам Быков говорит, что он «человек без стыда, без совести», но этому есть объяснение: «Я пытаюсь несколько расширить границы общественной терпимости, по-научному говоря толерантности. Это мне кажется очень важным, потому что когда люди привыкают терпеть меня или кого-нибудь другого несогласного и любой другой вариант ершистости, они от этого становятся толерантнее в целом, поэтому я не то чтобы сознательный возмутитель спокойствия, но я люблю иногда говорить вещи, которые не совпадают с официальной или общепринятой точкой зрения» [5].

И не удивительно, что практически всё творчество Быкова на том только и построено, чтобы высказывать что-то «нестандартное», оппозиционное. В его речах есть множество утверждений, с которыми нельзя согласиться (например, мысль о том, что русских как нации нет и т.п.). Или возьмем, к примеру, его работу «Разве может честный человек любить Родину?!» [6] Уже одно название вызывает несогласие, даже некоторое недоумение. Главная мысль текста – США и Запад «не должны соваться в наши внутренние дела», даже под предлогом гуманитарных миссий. Быков пишет: «Считается, что все эти грантодатели являются активными политическими игроками, а под видом гуманитарных миссий занимаются растлением российского населения. И я не считаю нужным с этим спорить». Впрочем, спорить с этим утверждением не стану и я. Вот только мне не совсем понятны дальнейшие высказывания критика. Он упоминает мультфильм «Головоломка» американского производства, называет его «самым трогательным произведением современного кинематографа», «где всё дышит уважением к человеку, детству, душевному здоровью; где защищают ценности семьи, где учат терпению и милосердию». И приходит к неожиданному выводу: «Не понимаю, зачем у нас это показывать. <…> Этот мультфильм ударяет по самым больным нашим местам. Он учит детей – самую уязвимую прослойку! – быть добрыми, заботливыми, честными. А разве может честный человек по-настоящему любить Родину?». Сказать, что такое заключение ввело в ступор – ничего не сказать. Что имел в виду автор? Почему честный человек не может любить Родину? Увы, но на эти вопросы Быков ответа не даёт.

Однако у Дмитрия Львовича можно найти и достойные работы, в которых поднимаются важные проблемы, интересные темы. Так в сборнике «Календарь. Разговоры о главном» моё внимание привлекла статья под названием «Пролетая над гнездом кукушкинда». Здесь автор на примере первоапрельских шуток размышляет о деградации общества (интересный подход). «Нас в последнее время воспитывают так, чтобы все внутренние барьеры уничтожались, и человек мгновенно принимал всё как должное». И это действительно так. В школах, вузах всё делается для того, чтобы человек меньше думал, меньше анализировал, принимал ту ерунду, которую ему говорят, на веру. Для этого вводят ЕГЭ, выпускают только «проверенные» учебные пособия, сокращают часы преподавания литературы, истории. Все силы бросаются на подготовку к выпускному экзамену: как заполнить бланк, как правильно поставить галочку. Посредством телевидения нам навязывают чужие – западные – ценности, если их так можно назвать, которые ломают эти самые внутренние барьеры».

Относительно современной литературы у Быкова также можно найти справедливые высказывания. Так, его спросили, есть ли у молодого и талантливого литератора шанс попасть в «большую литературу»? Ответ был таков: «Сегодня достаточно маломальского таланта, чтобы о тебе заговорили. Иное дело, что «большая литература» – термин сомнительный. Что под ним подразумевается? Некий ареопаг бессмертных? Но он теперь у каждого свой. Большие тиражи? Но тут, пожалуй, талант только помешает» [7]. Действительно, талант сегодня вещь ненужная. Ненужная издателям, рекламщикам, спонсорам. Важно уметь писать так, чтобы продавалось. За советом можно обратиться к Донцовой, Улицкой, Толстой, Пелевину, Ерофееву, Сорокину, да и к самому Быкову. На примере их так называемого творчества главные условия продаваемости и популярности становятся очевидными: нужно ненавидеть Россию и русских, а также изображать человека как животное.

И Быков эти условия выполняет: всё написанное им пропитано ненавистью к нашей стране и большинству её жителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать его пасквили, посвященные России и её правителям. Хотя чего можно ожидать от человека либеральных взглядов? Дабы не быть голословной приведу некоторые его высказывания:

  • Одна из важных миссий России в мире – демонстрация глупости, обреченности. («Проспи, художник») [8].

  • В России <…> востребованы не честность и не искренность, но именно способность врать, подхалимничать, тащить и не пущать. («Дом без лифта») [9].

  • Только трусостью, фатализмом, зыбким болотом в душах можно объяснить тот факт, что россияне всё ещё ходят в церковь и уважительно отзываются иногда об иерархах. («Толоконные лбы») [10]

  • Наша страна сегодня пользуется в мире – и совершенно заслуженно – славой некоего болота, отстойника, тупика, который и реформировать бессмысленно, и всё это так… («Похвала витрине») [11].

Быков – это либерал, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но не будем к нему строги, при всём при этом он остается человеком сострадающим. Так в 2012 году он сочувствовал участницам Pussy Riot, болел душой за них и переживал, что их держат «в условиях, близких к пыточным» [12]. В этом, 2016, году он не одобряет действий власти относительно Надежды Савченко, да и народ русский не понимает. Она герой, а мы вот не оценили. «Все хохочут над тем, что Савченко голодает, и когда она уже кончит голодать, и голодает ли до обеда или только до ужина. Вы поголодайте сами дня три <…>, и я посмотрю на вас, издевающихся, таких весёлых, таких бодрых! – возмущается Быков. – Когда человек голодает, желая доказать свою правду, тут надо думать не о том, как ему проносят тайно котлеты или воду, а о том, что на ваших глазах совершается героический жест» [13]. А мы, русские, не поняли этого жеста, да еще и насмехаемся. Стыд и позор! Человека, между прочим, выкрали и судят без вины. Где справедливость, спрашивается?

Однако хватит сарказма. Надо признать, что Быков личность деятельная, порой даже чересчур. Он берется за всё: критика, писательство, публицистика, кино, телевидение. И ладно если бы везде выходило хорошо, и ладно если бы здраво получалось. Но мало того, что всё подается с либеральной точки зрения, так ещё на деле же мы имеем по большей части поверхностные произведения, уязвимые фактологически и концептуально. Посмотрите хотя бы статьи Юрия Павлова о самых известных книгах автора («Календарь» Дмитрия Быкова. Проверено: «мины» есть; «Дмитрий Быков: Чичиков и Коробочка в одном флаконе»; «Словесная диарея Дмитрия Быкова»). Быков пишет обо всём и сразу. Порой кажется, что для него важен сам процесс: нужно хоть что-то писать, неважно что, главное, не останавливаться. Ярким примером может послужить его материал «Русское варенье», опубликованный в «Огоньке». Автор рассуждает о том, зачем и почему русские самостоятельно готовят варенье, а также сравнивает этот процесс с «деланием детей». «В случае с детьми есть хотя бы теоретический шанс, что они тебя прокормят в старости. Относительно варенья это куда более проблематично. Заготовленное в домашних условиях, оно стремительно портится. Ребенка можно чему-то выучить и с ним поговорить. Варенье необучаемо в принципе, а разговаривать с ним не всегда интересно», – пишет Быков [14].

Даже не знаю, стоит ли комментировать подобные высказывания. Или всё же необходимо напомнить, что варенье предназначено для употребления в пищу, а не для общения, и уж тем более не для дрессировки. На этом всё не заканчивается, а наоборот, только начинается. «Собственно, и у обзаведения детьми, и у варки варенья один и тот же нехитрый стимул – страх перед бегом времени. Надо же как-то его остановить, сохранить. Не то умрёшь, и ничего не останется» [15]. Уж такая мысль мне бы точно в голову не пришла. Оставить после себя … варенье? Многоуважаемый Дмитрий Львович, вы пробовали перечитывать то, что пишете? А если именно это и планировалось до нас донести, то скажу так: лучше оставить после себя вкусное варенье, которое будут есть и радоваться, чем статьи, которые будут читать и недоумённо посмеиваться.

Однако идём дальше. После долгих размышлений о вреде варенья и его варки, Быков приходит наконец к той мысли, ради которой, думается, это всё и было написано. Как и всякий либерал, автор советует брать пример со США или Европы, там люди «варенье доверяют государству, оно готовит качественный джем» [16]. Оспаривать данный тезис не буду, читайте статью Натальи Воронцовой-Юрьевой «Дмитрий Быков – 65 плевков в лицо России».

Также упомянем, что наш критик, писатель и т.д. ратует за создание новой формы в подаче материала. Собственно, теперь и становится понятно, что содержание его не особо беспокоит. Однако и в этом направлении Быков ничего не добился. По крайней мере, чего-то выдающегося, новаторского не заметно. И что мы имеем? Многотысячные тиражи, более десятка романов, не меньшее количество сборников, сотни статей.

Так как же получилось, что либерал, ненавистник России и русских (причем не самый талантливый) беспрепятственно печатается на страницах газет и журналов, выходит в радио- и телеэфиры, издает свои произведения десятками тысяч? И стоит отметить, что Быков такой не один. Однако дело не только в том, что ему всё это позволяют. Беспокоит больше всего другое: у Дмитрия Львовича есть свой читатель, слушатель, зритель. В социальных сетях ему посвящаются целые паблики, группы, его цитируют, им восхищаются, с него берут пример.

Подытожим. Так кто же такой Дмитрий Быков? Российский писатель, журналист, поэт, литературный критик, кинокритик, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, Владимира Маяковского, преподаватель литературы и истории советской литературы, радио- и телеведущий. Про таких людей говорят: «Наш пострел везде поспел». Только тот «пострел», о котором вели речь мы, либерал, кипящий от ненависти к России и всему русскому. Нам остается только гадать, что держит такого человека в столь отвратительной для него среде. Возможно, Быков просто понимает, что со своими «талантами», и даже либеральными взглядами, никому-то он за пределами «проклятой России» и не нужен. А здесь и читатель найдется, и премии дают, и гонорары, вероятно, приличные платят.

----------------------------------------------------------------------------------------

[1] https://ru.wikipedia.org/

[2] http://ru-bykov.livejournal.com/2291359.html

[3] http://solvaigsamara.livejournal.com/898911.html

[4] http://www.newsru.com/cinema/27aug2007/prize.html

[5] http://goryunova.niv.ru/goryunova/interview/003.htm

[6] http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20150716-dmitriy-bykov-razve-mozhet-chestnyy-chelovek-lyubit-rodinu

[7] http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=bykov_d_l&id=3241&view=print

[8] http://rulife.ru/mode/article/1070

[9] http://www.forum-tvs.ru/index.php?showtopic=17667

[10] http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=2367

[11] http://rulibs.com/ru_zar/nonf_publicism/byikov/j/j13.html

[12] http://sobesednik.ru/bykov/20120424-dmitrii-bykov-pussy-riot-budut-lomat-po-polnoi-programme

[13] http://www.politforums.net/other/1457844325.html

[14] http://www.kommersant.ru/doc/2294055

[15] http://www.kommersant.ru/doc/2294055

[16] http://www.kommersant.ru/doc/2294055