Владимир БОНДАРЕНКО. В ЗАЩИТУ ЛИТЕРАТУРЫ. Полемические заметки

Автор: Владимир БОНДАРЕНКО | Рубрика: КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА | Просмотров: 613 | Дата: 2016-03-21 | Комментариев: 4

 

Владимир БОНДАРЕНКО

В ЗАЩИТУ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Год литературы доблестно провалился. Деньги, выделенные государством на его проведение, потрачены неизвестно куда, ни одна писательская организация не задействована, ни одно издательство не открыто, наоборот, именно в этот год часть библиотек и книжных магазинов позакрывались по всей России. А с нового 2016 года и по литературным журналам и газетам ударили так, что мало не покажется. Нынешний 2016 года окажется, по-видимому, последним для многих литературных изданий.

Как подарок, нам Владимир Путин преподнес «Общество русской словесности». Вероятно, это дело благое. Но просмотрел все комментарии по его созданию, выслушал восторженные отклики по поводу его открытия наших именитых мастеров, от Никиты Михалкова до Николая Бурляева, от Станислава Говорухина до Карена Шахназарова. И ничего не понял.

Во-первых, почему во главе «Общества русской словесности» стал наш уважаемый Патриарх? По настоянию Владимира Путина? Но я не знаю среди русских писателей ни Патриарха Кирилла, ни даже президента Владимира Путина. Я сам с детства православный человек, хожу регулярно в храм, но при этом Божий Храм с писательской вольницей не путаю. Знаю, что среди самых уважаемых русских писателей немало и убежденных атеистов, и еретиков того или иного рода, и мусульман, иудеев, католиков. Куда им деваться? Значит, изгоним из русской словесности и моего покойного друга Равиля Бухараева, и Чингиза Айтматова, вычеркнем католиков Петра Чаадаева и Бориса Ширяева, не допустим знаменитых иудеев. Не отпугнет ли фигура глубоко уважаемого мною Патриарха от этого «Общества русской словесности» нашу литературную молодежь? Нам надо всем стремиться к Богу, но подменять Словесность Храмом негоже. Куда тогда деть и еретический роман «Мастера и Маргарита» Михаила Булгакова, и поздние поэмы о Христе Юрия Кузнецова, и «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова? Изгнать из русской словесности, как недостаточно православные? Что делать с еретическими стихами Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Владимира Маяковского? Как-то неудобно им будет под крылом у Патриарха. Да и вообще в русской литературе изначально присутствуют некая фронда и вольнодумие, мистика и язычество, не допустимые для Патриарха.

Во-вторых, почему среди всех уважаемых мною выступающих по телевидению по поводу открытия этого «Общества русской словесности» не было ни одного писателя? Я очень ценю и своего друга Колю Бурляева, и Никиту Михалкова, и Карена Шахназарова, но им бы пристало какое-нибудь кино-общество открывать. Неужели чиновники Путина и телеведущие не нашли ни одного подходящего русского писателя? Куда же вы Владимира Личутина подевали, почему о Юрии Бондареве забыли, никуда не денутся из русской литературы ни Александр Проханов, ни Эдуард Лимонов, да и уважаемый мною вечный оппонент Владимир Бушин сгодился бы. Не позвали ни «Литературную газету», ни «Наш современник», ни «День литературы». Вроде бы мы уже все вне русской словесности находимся?

Без лишней скромности скажу, что переполненный вдвойне зал центрального Дома литераторов на недавнем февральском творческом вечере газеты «День литературы» лишь подтвердил, что народ жаждет ни лицемерных призывов к единению, ни эквилибристических словес наших экспериментаторов, а простого русского художественного слова. Я сидел на этом вечере и печально думал, а ведь мы сейчас готовим, судя по всему, последний бумажный мартовский номер газеты «День литературы». В связи с кризисом прижались последние меценаты, а государство за все девятнадцать лет существования газеты ни одной копейкой не помогло. Не нужна русская словесность нынешнему государству. Отдают её под охрану Храму.

Я уже примерно раз десять за эти девятнадцать лет готовился к закрытию газеты, каждый раз в последний момент находились спонсоры. Но вот до двадцатилетия, похоже, не дотяну… И надо-то нам всего, без зарплат сотрудникам и гонораров авторам, без рекламных расходов, чисто технически, 25 тысяч рублей на номер. Такую сумму зажиточные люди за вечер оставляют в ресторане. А вот выделить такую сумму на русскую литературную газету ни у кого духу не хватает. Не люблю считать чужие деньги, но истраченных сотен миллионов, выделенных на мнимый Год литературы, хватило бы на десяток таких газет и журналов, как «День литературы», на долгие годы. Да только кто ж их даст бедным писателям? Как мимо собственного кармана пронести чиновникам из министерства культуры? У какого олигарха нынешнего хватит духу выделить свои деньги не на собственные нужды, а на литературное издание для сограждан России?

Нет нынче в России ни Третьяковых, ни Мамонтовых, ни Морозовых, ни Рябушинских. А ведь перезаполненность зала ЦДЛ говорила о том, что народу нужна литература, народ нуждается в собственных писателях. Если бы зал был пустой, как надеялись некоторые завистники, значит, не нужна никому и наша газета. Но ведь нет же, нет!

Я уже не очень надеюсь, что этот мой призыв и к государственным чиновникам, и к состоятельным гражданам России будет услышан. Надеюсь, что газета «День литературы» за 19 лет издания с мая 1997 года принесла немалую пользу и писателям, и читателям, и останется славной страницей в истории современной русской словесности. А Бог даст, и издание возобновим. Всё впереди!