Анна ЗОРИНА. ОТ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ ДО КРЫМА… Из проекта "В книжной лавке на Кузнецком"

Автор: Анна ЗОРИНА | Дата: 2016-03-02 | Просмотров: 52 | Коментариев: 0

 

Анна ЗОРИНА

ОТ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ ДО КРЫМА…

 

В рамках проекта «В книжной лавке на Кузнецком», который осуществляется Клубом писателей-выпускников Литературного института им. А.М. Горького совместно с Клубом любителей книги, прошла вторая встреча. Координирует проект и представляет писателей читателям ведущая Ольга Суркова.

11 февраля 2016 в Книжной лавке писателей на Кузнецком мосту состоялась презентация двух авторов и трёх книг. Елена Яблонская представляла свои книги "Шелковые крылья  Индии"  и "Крым как предчувствие". Нина Кромина знакомила читателей со сборником рассказов "В городе и на отшибе".

Оба автора – выходцы Высших литературных курсов  Литинститута и члены ЛИТО «Точки» под руководством А.В. Воронцова. Оба автора имеют богатый жизненный опыт, который служит им материалом, и большой послужной список из литературных премий.

Елена Яблонская – родилась в Ялте, живет в Черноголовке. Химик, прозаик, эссеист, победитель фестивалей «Славянские традиции-2014» и «Волошинский сентябрь-2014». Разнородная, как в географическом, так и в профессиональном смысле судьба Елены накладывает отпечаток на её произведения. Книги, представленные на презентации, очень разные, но их объединяет одно – безапелляционное чувство любви и преданности своей стране. Повести из книги «Шелковые крылья Индии» рассказывают о судьбах российских ученых-химиков с конца 1980-х годов до наших дней, о переходе с плановой на рыночную экономику, от атеизма к православию. Это путешествие не столько в Индию, сколько к самому себе. Это истории о тех, кто имел возможность уехать, но не захотел. Без глубокого философствования, беззлобно, иногда почти по-детски восторженно Елена пишет о своей стране, и становится понятен феномен тех ученых, которые не уехали на запад, но остались – это люди чистые душой. Книга вошла в «лонг-лист» премии «Золотой Дельвиг».

Книга «Крым как предчувствие» вмещает повести и рассказы о Крыме. С чувством глубокой нежности Елена пишет о своей малой родине – Ялте и её жителях. Публицистика здесь сплетается с художественной прозой и среди героев – не только обычные люди, но и А.П. Чехов, и первый кинопродюсер России А.А. Ханжонков. Вокруг ялтинских историй от прошлого к настоящему выстраивается и современная история Крыма. В центральной и наиболее острой повести книги «Мыс Меганом» события трёх августов – 1991, 1997 и 2014 гг. – отражены с документальной точностью. Читатель проживает с героями повести февраль-март 2014 года, предшествующий вхождению Крыма в состав России, и может сам сделать выводы о произошедшем.

Нина Кромина – автор опытный и имеющий массу публикаций в журналах «Москва», «Звезда» и др. Лауреат конкурсов Андрея Платонова, «Малая скрижаль», «Дары волхвов» и др. При всем этом богатом урожае премий, "В городе и на отшибе" – дебютная книга Кроминой. Это сборник рассказов, где необыкновенно переплетены между собой истории тех, кто живет в городе и в деревне, на отшибе.

Все образы и сюжеты, по признанию автора, из реальной жизни. И хотя она сама – городской житель, образы деревенских жителей выписаны чуть ли не с большей детальностью и глубиной, чем городские. Городские у Кроминой – одинаковые, блеклые. В деревенских же – разнообразие, сила и энергия, которую, видимо, дает им земля.

В рассказе "Скворцы прилетели" деревенскому старику дочь оставила на содержание трехлетнюю внучку, а сама исчезла. Работая во дворе, дед падает с дерева на искореженный трактор. Удар настолько силен, что герой почти теряет связь с жизнью, но истекая кровью, ползёт к избе, к девочке, лишь силой воли не позволяя себе умереть. В другом рассказе "Лермонтова, 17" эта девочка, уже подросшая, сбегает из детдома и отправляется в город на поиски мамы. Найдет ли она свою мать, неизвестно.

Рассказы о городских, словно в противовес трагичности деревенской прозы, являют читателю сплав ненавязчивой иронии и легкого бытия. В рассказе "На озере" самоуверенная  дамочка сорока лет, мечтающая о светлом будущем, от скуки едет за город на озеро с бывшим мужем. И когда бывший начинает тонуть, она спасает его и понимает, что нет у нее никакого другого будущего, кроме этого рыхлого беспомощного Петухова. Сам автор читает свои городскую прозу с нарочитым легкомыслием. Это легкомыслие тяжелого характера – за ним городские жители прячут свои жизненные трагедии, и оттого что прячут, им еще тяжелее, и быть может, оттого что земли рядом нет, тяжелее вдвойне. Не потому ли городских жителей все время тянет за город?

 «В городе и на отшибе» – сильное пульсирующее повествование, которое чередуя трагедию и оптимизм, создаёт цельное произведение и оставляет надежду на то, что и в городе, и в деревне, – всё будет хорошо.

На презентации выступил Алексей Константинович Антонов, доцент Литинститута. В своей речи он сказал, что ему всегда приятно работать с ВЛК: «На очном отделении обычно приходится выступать в роли няньки, здесь же ты имеешь дело со взрослыми, сложившимися людьми и авторами».

Особое отношение Антонов выразил к творчеству Елены Яблонской, ведь будучи земляком Елены – Алексей Константинович тоже родился в Крыму, в Севастополе, – он многое не успевает написать о своем крае, и поэтому приятно, что хотя бы Елена постоянно пишет об их общей родине.

Презентация была организована и  прошла при непосредственном участии правления Клуба писателей выпускников Литинститута (Галина Дубинина и Антонина Спиридонова).