Сергей ПАНЧЕНКОВ. СЛУГИ ОБРАЗОВАНИЯ, или КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ! Эссе

Автор: Сергей ПАНЧЕНКОВ | Рубрика: ДЕБЮТ | Просмотров: 689 | Дата: 2016-02-16 | Комментариев: 1

 

Сергей ПАНЧЕНКОВ

СЛУГИ ОБРАЗОВАНИЯ, или КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!

 

Путаешь числитель и знаменатель? Не нравится, что «Евгения Онегина» не позволяют читать у доски в стиле рэп? Учительница портит жизнь домашней работой? Не отчаивайся! Ведь ты, школьник, – клиент сферы образования. Ради тебя мы готовы отменить дроби, переписать Пушкина и заменить преподавателя.

Не понимаю, почему экс-министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко посчитал недостатком советской системы формирование человека-творца: «Сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» [1]. В СССР были проверенные временем школы и вузы, которые давали стране профессионалов. Если бы советское образование имело существенные изъяны, негативные последствия появились бы через несколько десятилетий. Однако поколения сменяли друг друга, а интеллектуального кризиса не случилось. Новой России всего-то нужно было поддерживать образование на достигнутом уровне, проводя с течением времени инвентаризацию. Пока ещё формально бесплатное среднее образование выполняет свою роль благодаря базе, подготовленной в Советском Союзе.

На протяжении двадцати лет изменяется понимание обучения школьников. Типичные для современного российского общества товарно-денежные отношения перекочевали с прилавков рынков за парты. Власть отождествляет образование и сферу услуг, реформами разрушает многовековой опыт. В такой системе храм знаний превращается в салон по оказанию услуг, а педагоги – в слуг.

Столетиями учитель был эталоном для учеников, благоговеющих перед наукой. Войти в школу могли лишь избранные, ибо знания были на вес золота. Одним из величайших достижений ХХ века стало введение всеобщего образования, бесплатного и равного для всех. Этот дар цивилизации, о котором с незапамятных времён мечтало человечество, подготовил колоссальный технологический скачок и благополучие миллионов людей. К сожалению, человек начал забывать о том, как сладок плод познания. Благо стало для него обузой, он пресытился им.

Я окончил обычную среднюю школу несколько лет назад. Для меня было отвратительно видеть, как ученики издеваются над педагогами. При этом учителя не смели трогать малолетних… недоумков. Преподаватель – слуга образования – должен лишь предоставлять доступ к информации для клиентов, то есть школьников. А клиент, как известно, всегда прав, даже когда утверждает, что «русские произошли от швейцарцев, приплывших из-за океана». Ученику можно посылать учителя на три буквы, онанировать на уроке и высмаркиваться в чан с компотом (случаи из школьных будней). И попробуйте хоть пальцем тронуть сопляка! Прибегут мамочки, нагрянет проверка, поднимут шум организации по защите прав ребёнка. Несколько подписей, а также вовремя сделанный подарок завучу или директору помогут детишкам избавиться от неугодного педагога.

Так было в то время, когда я учился в школе, а теперь стало ещё хуже и проще. Недавно родитель одного из учеников явился в класс и в присутствии детей наорал на преподавателя (умышленно не указываю конкретных имён). Дескать, его чадо не настолько тупое, чтобы ему ставить дурные оценки. Для учителя это был большой стресс, он уволился и не собирается возвращаться в профессию. В последний день работы педагога проводить его пришли выпускники разных лет – ведь он много сделал для детей и школы, все его любили.

Вместе с почтительным уважением к преподавателю исчезает признание необходимости образования. Да, и раньше школьники тосковали на уроках, жалуясь на непокорные спряжения и котангенсы. Но они учились, вырастали, получали профессию и, оглядываясь на школьное прошлое, понимали, что среднее образование сделало их людьми. Ныне некоторые выпускники, будучи в зрелом возрасте, по-прежнему убеждены, что образование – вещь не нужная нам. Да что там вчерашние школьники ­– сам бывший министр образования и науки Андрей Фурсенко убеждён, что высшая математика в школе не нужна. По его словам, он сам её не изучал и был «не дурее других» [2].

Парадокс: в информационную эпоху в знаниях люди нуждаются меньше, чем в средневековье. Общество не очень-то пытается убедить молодёжь в необходимости образования. Взять, к примеру, сериал «Универ», где студенты пьют, валяют дурака, спят друг с другом – занимаются всем, но только не учёбой. Смотрят его школьники, и у них закладывается неверное представление о статусе студента и высшем учебном учреждении. После «Универа» действительно усомнишься: а так ли нужно ходить в школу, если после неё я буду заниматься тем, чем и герои сериала? Перед глазами не только разлагающее нравственность телевидение, но и образец героя наших дней – предприниматель. Довольно часто приходится слышать из уст коммерсанта, что ему девять классов не помешали заработать свой первый миллион. Рад за успехи торгашей, но не могли бы они не навязывать свою философию «купи-продай» молодёжи? А, впрочем, кто их заткнёт, если эта идеология четверть века является государственной?

Быть может, власти есть выгода в том, что ученик, превращённый в клиента, будет стремиться стать квалифицированным потребителем, а не человеком-творцом. Тупым народом ведь управлять легче.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фурсенко,_Андрей_Александрович#cite_note-19

[2]. http://ria.ru/society/20090211/161744109.html