Александр БОБРОВ. ГЛАШАТАИ АНТИСИСТЕМЫ. Про «Еврейское счастье» Познера и Урганта

Автор: Александр БОБРОВ | Рубрика: ПОЛЕМИКА | Просмотров: 1262 | Дата: 2016-01-13 | Комментариев: 4

 

Александр БОБРОВ

ГЛАШАТАИ АНТИСИСТЕМЫ

Про «Еврейское счастье» Познера и Урганта

 

Сомненья мне душу изранили

и печень до почек проели:

как славно жилось бы в Израиле,

      когда б не жара и евреи.

Игорь Губерман

 

Начальные кадры документального сериала: бескрайняя пустыня, по жёлтому песку ползёт чёрная змея и под заунывную музыку идут по жаре к евреям два чудака с огромными чемоданами. Думаю, это была самая тяжёлая съёмка Познера и Урганта, а все другие – в ресторанах, шикарных офисах, еврейских гостях – сплошной кайф. Тем более что ни умственно, ни эмоционально главный автор не напрягался. Лучшей из увиденных мучительных лент была 5-я серия «Давид и Голиаф» по двум причинам: во-первых, там почти не было Урганта. Познер оставил только школьный вопрос-ответ с Ваней: «Как вы относитесь к арабам?». – «Я их не знаю»… Потом в конце серии Познер в весёлой шапочке произнесёт перед ним одну из худших своих прощалок. Во-вторых, было очень мало попыток рассуждений самого Познера, но перед нами промелькнул калейдоскоп интересных лиц и обрывочных (надо ж больше натолкать!) мнений. То, что скажут политики, – понятно, тем более я был в Израиле в разгар выборной кампании и всё это слышал. Пятая серия фильма была посвящена истории развития арабо-израильского конфликта. Свою точку зрения на него высказали ястребы, начиная с премьер-министра Биньямина Нетаньяху, и политические деятели Авигдор Либерман («Зачем нас Моисей привёл сюда, а не к границам Швейцарии?»), Натан Щаранский («Нас Франция очень любила, когда нас отправляли в концлагеря» – Анатолий Щаранский родился в Сталино в 1948 году, напомню); Фаина Киршенбаум («Какие еврейские поселения! Если имеется в виду строительство внутри Иерусалима, то это наша древняя столица!» – другими странами это не признаётся, замечу), с благоразумными известными писателями, а не с Диной Рубиной, хвала аллаху! – Меиром Шалевом («Страна впала в эйфорию после побед над арабами. Люди перестали думать логически. К политике примешалась религия, а это – всегда беда!») и Давидом Гроссманом («Нельзя жить в таком доме. Я хочу реальных границ, но устойчивых, понятных!»).

Собственно, писатели высказывали самые трезвые и перспективные суждения, как и уникальная арабка – миниатюрная дама, несгибаемый борец Ханин Зуаби. Она была избрана в кнессет в 2009 году и стала первой женщиной, попавшей в кнессет по партийным спискам арабских партий. Родилась в библейском Назарете, закончила Еврейский Университет в Иерусалиме, который закончил и русскоязычный писатель Дмитрий Глуховский. Стала первым арабским гражданином Израиля, закончившим там курс журналистики, и позже организовала первые занятия по журналистике в арабских школах. Говорила убеждённо и язвительно: «Хороший араб – тот, который принимает все еврейские условия. Я должна полностью признать сионистский проект. Я должна каждый день благодарить Израиль. За что и почему?». Но автор огромных книг Познер отмолчался, ни на этот вопрос журналистки, ни на рассуждения писателей никак не реагировал. В конце серии идут кадры атак, терактов, сигналы тревоги, а наши путешественники сидят в комфорте и рассуждают: «Тяжёлый вопрос!..» (Ургант). «Да-а… Не будет решения конфликта. Я не знаю, я думаю, что это безвыходное положение. Мне кажется, что руководителям даже нравится не решать его и это выгодно с точки зрения помощи США». То есть Познеру плевать и на арабов и даже на евреев – только помощь США интересна. И этот равнодушный, себялюбивый человек замахнулся на всеохватное полотно, забыв главную библейскую заповедь для творческого человека: «Я знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Так говорит Христос об отсутствии благодати, но Эрнст же такого еле тёплому Познеру не скажет!

Его, кстати, однажды спросили в интервью: «Вы разделяете точку зрения, что израильтяне отличаются от евреев, живущих в рассеянии?». И вот какой плоский ответ получил журналист: «Постепенно израильтяне начинают ощущать себя как люди, имеющие своё государство, которые не подчинены никому и не боятся никого. Они постепенно станут такими же, как все остальные. Конечно же, со своим характером, но способность выжить, найти ход почти на генном уровне уже не будет так нужна. Я думаю, что, наверно, это уйдёт потому, что это атрибутика, и поскольку окружающая среда не требует этой атрибутики, она потихоньку отомрёт. Недаром, когда я был в Израиле, я увидел людей, о которых я никогда не сказал бы, что они евреи. Они уже совсем другие, даже тип лица другой: очень много блондинов, голубоглазых. Мы привыкли к тому, что евреи брюнеты, имеют ярко выраженные носы – нет, много носов курносых». Понимаете, что хотел сказать автор «курносых носов». Да, отличаются, пока есть опасность и давление, а потом они станут, «как все», как российские евреи – думать только о своём кармане, а не о государстве или спасительной идее («атрибутике»), просто будут посасывать, как говорил Горбачёв, да жить в своё удовольствие! Почему пустому человеку с такими убогими убеждениями доверили снимать грандиозное полотно об идейной и сражающейся стране? – уму непостижимо!

А ведь какой пиар задолго до трансляции устроили: брифинг в Домжуре, статьи в газетах до выхода в эфир, беспрерывные анонсы на Первом и в результате – пшик! Восьмисерийный затянутый фильм Познера «Еврейское счастье», поставленный в самые выигрышные условия, среди каникулярной пустоты и набивших оскомину повторялок, – потерпел провал. Почему же? – вскинутся редеющие поклонники Владимира Познера (поклонники Урганта вообще пусть смотрят «Вечерний У»!). Попробую объяснить… Израиль – страна искусственная, неожиданная, противоречивая, но и весьма показательная. Да, это страна молодая (Ургант по сценарию подметил – мол, вы-то, Владимир Владимирович, постарше будете!), но и древняя, как еврейский мир. Вот что я давно понял: преуспевающие, богатые российские евреи относятся к ней без всякого придыхания, а порой и откровенно недолюбливают. Познер, который не раз сознательно оговаривался «мы – французы», должен знать, что Жюль Ренан в «Истории Израиля» писал: «Евреи призваны больше к тому, чтобы содействовать прогрессу в каждой стране, чем к тому, чтобы составлять отдельное государство». Насчёт прогресса – спорный вопрос, а вот какое государство создали прогрессисты – вопрос интересный, но, увы, оставшийся без весомого и глубокого ответа Познера и компании. Во многих анонсах и восторженных предвкушениях в лоб написано: «Два еврея едут на свою прародину…». А евреи ли они? «Тот, кого не преследовали, не есть еврей» – так гласит Талмуд (Хагига, 5 а). Познера как еврея совершенно не преследовали – наоборот, приняли в партию и использовали в высокооплачиваемой агитационной работе – вначале просоветской, а потом, понятно – антисоветской. Ургант – сын и внук актёров, с детства катался как сыр в масле. Всем бы такие «преследования», чего бы там Познер ни сочинял в толстенных своих книгах!

Мориц Лацарус – выдающийся немецкий учёный и писатель 19 века, сын раввина Аарона Левинаи, автор труда «Этика иудаизма», в послании к евреям провозгласил закон: «Евреи – это интенсивная форма того народа, язык и обычаи которого они принимают». Этого совершенно нельзя сказать ни про убеждённого русофоба Познера, который прямо признавался, что не любит и не понимает России, ни про пустозвона Урганта. Какой там интенсив! – ведь они же те, что поэт-политрук Борис Абрамович Слуцкий или мой соавтор – замечательный русский мелодист Марк Григорьевич Фрадкин. Лацарус взывал к соплеменникам: «Верность есть корень еврейской религии… Это то знамя, на котором начертаны слова: Adonai-nissi! Превечный – моя хоругвь! У этого знамени мы останемся во имя чести: эта связь и эта верность дают нравственному миру нечто такое, чего ему ничто иное дать не может». Какая там хоругвь! Русских любят обвинять в антисемитизме как раз те бесчестные, кто является не евреями по Лацарусу, а паразитарным «малым народом». Авторство термина приписывали выдающемуся математику и автору труда «Русофобия» Игорю Шафаревичу, но теперь уже в России издана книга «земляка Познера» Огюста Кошена, которая так и называется: «Малый народ и революция». Кошен анализировал ту идейную революцию, которая привела к Французской революции, стала её духовным базисом. Общим их знаменателем было догматическое, то есть почти необсуждавшееся неприятие тогдашнего строя жизни, больше того, всех его истоков, духовных основ и традиций. Все они считались (без особых доказательств) дикими, вызывающими лишь смех у любого разумного человека. Это относилось и к истории страны, и её религии, и её героям и святым, как нестоящим какого-то обсуждения или внимания. Признавалось лишь заимствованное извне, тогда из Англии. Мы знаем, что и сегодня Англия у нашей «элиты» в большой чести! Чтобы подчеркнуть это противостояние, Кошен и ввёл для описания членов этих обществ яркий термин – Малый народ, противопоставляя его остальному народу, который он назвал Большим народом. Шафаревич применил эту методику для описания нашей действительности и поразился фотографичности губительной аналогичности. «Это вызвало некоторое недоумение, которое для дальнейшего необходимо разъяснить. Некоторые читатели приняли термин в излишне чётко этническом смысле, то есть сочли это эвфемизмом, иначе говоря, решили, что я не рискую назвать имя «евреи», а намекаю на их роль вот таким окольным путём… Для меня было большим подспорьем, когда я обнаружил близкое понятие в работах Льва Николаевича Гумилёва. Соответствующее понятие Гумилев называет антисистемой. Он определяет её так. Это системная целостность людей с негативным мироощущением. Эта идеология отрицает реальный мир во имя тех или иных абстрактных идей: «Когда памятники культуры, или природа, лес, озеро, стадо бизонов и так далее, уничтожаются и не заменяются ничем, то это уже не развитие мира, а его нарушение, не система, а антисистема».

После этого идейного отступления делаю главный вывод: Познер, Ургант и спонсировавшая их Надежда Соловьёва – представители малого народа или глашатаи антисистемы. И все эти подколки Урганта, начиная с самой первой «Вот мы и дома, Владимир Владимирович» или «Подходит время задать самый еврейский вопрос: кто будет расплачиваться?» никакого отношения к еврейству, тем более к духу Израиля – не имеют. А какой пиар и нагнетание обстановки! Но не только отсутствие основополагающей идеи стало залогом явной неудачи. Именно в этом многосерийном междусобойчике, как нигде, стал очевиден главный провал – соведущий Иван Ургант. Как-то академик признался, что самое большая неудача его программы «Познер» – та самая, где он пригласил в качестве главного героя Урганта: «Я надеялся, он раскроется, блеснёт, увы…». Чем блеснёт-то – шуточками, написанными редакторами, и подъелдыкиванием? Живая реакция и юморная черта характера – налицо, но Познер-то хотел содержания и подлинного остроумия, а не еврейских шуточек. Увы… Это же в десятикратном размере проявилось в новом проекте. Меня поражает, что Владимир Познер – опытный журналист и гуру для кого-то – не знает, (а опытная Соловьёва в состоянии непреходящей влюблённости не подсказала), что в такой протяжённой ленте должна быть драматургия, напряжённость, столкновение мнений, характеров, подходов. Подколки Урганта не то что на это не тянут, а просто начинают раздражать. Познер признавался, что ему нравится колесить с Иваном по миру, он, дескать, младший друг, лёгкий в общении. Но что это за непрофессиональное желание комфорта, не имеющее отношения к содержанию, просто оглупляющее каждую серию? У серьёзного и умного драматурга Рои Хена небритый Ургант спрашивает: «Вы можете определить по человеку – еврей он или нет?». Что он имел в виду: по внешности – по ушам и носу, по особенностям поведения, по открывшемуся мировоззрению? Это же разные и тонкие вещи. И драматург ответил на примитивный вопрос так же примитивно: «Нет!». Ну и что, аплодировать, смеяться? Идут по колоритному базару, Ургант берёт широченные брюки: «Это вам, Владимир Владимирович» – «Оставьте себе». Ургант хватает другой товар: «Снимите меня с кальмарами, Владимир Владимирович». И так – до бесконечности. Подходит нищенка, девочка-арабка просит милостыню. Познер спрашивает у спутников: «Что она хочет? Денег? – у меня нет». У него, кстати, во всех сценках и заведениях нет с собой денег (Ургант, запомни, как определять еврея!), а Иван щедро даёт монетку. Вот такая «богатая» роль у него в фильме. Ещё он может спросить, сложно ли учить иврит? Хотя только что ему объяснил праправнук создателя иврита Гиль Хавав, что утраченный и возрождённый предком (настоящее имя Лейзер-Ицхок Перельман) язык трудно давался и самим евреям, он им навязывался силой, дети, подученные в школе, кололи родителей иголкой, когда те переходили на привычный русский. Ревнитель иврита Элиэзер Бен-Иегуда издавал две газеты на придуманном (додуманном?) языке, с арабскими и даже русскими словами, и раздавал их бесплатно: «Логика была в том, что евреи возьмут всё, что бесплатно!». Запоминай, Ургант… Может, его для рейтинга пригласили? Вряд ли – «Вечерний Ургант» собирает около 4% зрителей в отличное поздневечернее время – не густо. На первом месте «Голос», который сползает с 12% до 10%, но победитель иеромонах Фотий поднял чуть рейтинг. Однако убийственны общие показатели и результаты многолетнего детища несменяемого Эрнста – Первого. Кремль вцепился в него, как в символ стабильности с запахом болота, и не думает искать адекватную замену, чего требуют все события в мире и разительные перемены в самом медиа-пространстве. Пугающая замшелость и недальновидность политики Кремля!

Посмотрите печальные гендерные и социальные характеристики зрителей Первого канала: мужчин всего – 33%, а 67% – женщины. Дамский канал! Руководители – 6%, молодёжь – 10%, зато пенсионеров – 31%, а безработных и домохозяек – 8%. Вот Константин Эрнст много лет и идёт лихорадочно на поводу у пенсионеров, служащих, домохозяек и безработных (54% в сумме в 2013 году, после кризиса – больше!), отсюда эти базарные дневные передачи, фиксированные трёп-шоу вроде отстойного «Давай поженимся» и кухонно-скандального «Пусть говорят!». Познер со своей псевдоаналитической программой вообще сегодня никому не нужен, а вот фильм мог бы сыграть, если бы не его никудышный замысел и провальное исполнение…

В этот поток пугающих рейтингов и ужасающего контента (чтобы не называть прямо этот поток нечистот) шагнул Познер с его попыткой рассказать о чём-то серьёзном, об иорданской струе, так сказать. Тщетная трата денег, обречённая на неудачу качеством самого материала. Нет, съёмки, конечно, красивые (тем более есть что снимать!) и визажисты с администраторами старались, но убогое, не выстроенное и не выстраданное содержание – не спасёшь. Поразительно, что Познер не прибегают к самому действенному методу познавательных документальных фильмов, снятых за рубежом, – к естественным параллелям: как здесь и у как себя на родине? То ли потому, что родина и там, и здесь, и ещё где-то, то ли потому, что заказчики и спонсоры фильма боялись таких параллелей. Я в последний раз приезжал в Хайфу по медицинским делам сына и писал: «В нашей Конституции записано, что Россию – социальное государство, но, побывав в Израиле, я окончательно понял, что это – не так! Официальная средняя зарплата в Хайфе – 2 319,59 долларов; питьевая вода 1 л. – 0,50; куриные грудки 1 кг – 9.00; хлеб буханка – 2,31; обед в кафе – 14,10; свежевыжатый сок – 5.00. Овощи и фрукты на рынке, как у нас при зарплате более 16 000 руб. Одежда на распродажах – очень дешёвая. Так что жить легче, чем у нас. Да ещё климат, фонды помощи, родственники, могучее министерство социальной политики. Некоторые утверждают, что это, мол, еврейские деньги США и всего мира, но Израиль – экономически независимое государство, которое производит ВВП на душу населения в 34 тысячи долларов! Для такой маленькой страны без нефти – огромная цифра. В Германии этот показатель – 45 901 доллар, в разорённой Греции – 21722, в «энергетической державе» России – только 14 680 долларов. Но ведь надо доход справедливо распределить! У нас Госдума снова отклонила проект о прогрессивной шкале налогов, а там богачи платят до 50% как миленькие. К чему ведёт такая безумная политика неравенства. В эти дни сообщили, что на Юго-Западе Москвы в бизнес-центре «Румянцево» ограбили уборщицу компании «Газпром» – из машины 44-летней Марии П. похитили сумочку со вставками из кожи крокодила, которая стоит около 300 тыс. рублей. Злоумышленники забрались в салон стоящего на парковке внедорожника Mitsubishi Outlander и вытащили сумку, выпущенную французским домом моды Dior, с инкрустацией из кожи крокодила, а также банковские карточки и документы. Общий ущерб СМИ оценили в 2 млн. рублей. Причём сам Газпром – её щедрый работодатель, снизил в завершившемся году добычу газа на 6%. В Израиле этого нельзя себе представить, так же как вечеринку в Роснано с наглой похвальбой Чубайса, что денег у них «не то что много, а просто ну очень много». Вот с идеями и прорывными разработками – полный крах, а с премиями и пьянками – отлично!

Генрих Гейне, который много бился над еврейским вопросом, замечал: «Хорошее у христиан становится лучше у евреев, так же как и плохое становится хуже». Тут вообще швах, потому что Познер, который позиционировал себя в России как католик, тут вдруг в ответ на реплику таксиста «Я атеист» признался в машине: «Как и я». Значит, вообще суждения о святом городе трёх религий из его уст теряло всякий смысл, но он пыжился... Кстати, помогала в съёмках фильма и посол Израиля в Москве – вроде бы мудрая женщина – литовская еврейка Дорит Голендер, которая признавалась, как спасала их семью религия, но наивно считает, что «данный фильм очень понравится жителям России и будет иметь высокий рейтинг». Может, дипломатке удастся найти реальные рейтинги и независимые отзывы. Куда ж деньги и помощь привели?

Ну и напоследок о главном. Талмуд гласит: «Что разрешено одному еврею, разрешено и другому». Вот это и есть равенство по-еврейски, если хотите – еврейское счастье, а православие веками учит, что перед Богом все равны, что все люди – братья во Христе. Собственно, этот постулат и положен был в основу коммунистической идеологии, которая на дух не переносится российскими евреями, но вновь пытается найти своё воплощение в Израиле. Молодой искатель справедливости и свободы Максим Горький предвидел ещё в 1902 году: «Мне говорили, что сионизм – утопия. Не знаю, – может быть. Но поскольку я усматриваю в этой утопии неодолимую страсть к свободе, за которую народ готов страдать, эта утопия представляется мне реальной». Первый президент независимой Чехословакии славянофил Томаш Масарик (мать – немка из Моравии), который дал убежище многим русским эмигрантам, включая Марину Цветаеву, писал: «Социализм имеет отнюдь не еврейское происхождение. Как в теории, так и в практике социализм существовал до Маркса и Лассаля. Социализм приписывается евреям постольку, поскольку он затрагивает интересы всех угнетённых людей». Жизнь, особенно в России, показала, что как только евреи сами начинают процветать и господствовать, они проклинают Маркса и ненавидят все его честные высказывания про еврейский дух наживы. В 3-ей серии, где речь шла о кибуцном движении, почему-то никто не вспомнил добром о колхозах и совхозах, которые кормили СССР. Вообще известно, что одним из наиболее активных строителей социализма в истории был еврейский народ. Во-первых, он исторически склонен к созданию коммун – ещё в средневековой Испании существовала самоуправляющаяся община евреев – образованная именно по принципу коммуны. Киббуцы – еврейские коммуны – показаны без ярких параллелей. А ведь у нас были колхозы-миллионеры на суровых, малоплодородных землях! Конечно, Израиль не может стать духовным преемником СССР, однако он может нести левые социальные идеалы всему миру. Вот их-то познеры не приемлют и боятся больше всего! Наконец, важная миссия Израиля, которая порой видна и на наших ток-шоу (не у Познера, конечно), – это культурный антифашизм, борьба с историческим ревизионизмом, попытками реабилитации нацизма. Например, в 2009 году Израиль осудил Грузию Саакашвили за взрыв мемориала советским солдатам в Кутаиси, а позднее – и Украину за возвращение к неонацизму, к бандеровщине. Многие евреи на Украине заняли приспособленческую позицию, стали оправдывать национализм и русофобию. В Израиле я таких – не встречал! Например, Авигдор Эскин, которого мы видим по ТВ, – израильский общественный деятель и публицист отмечает: «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе приняла резолюцию, приравнивающую сталинский режим в СССР к гитлеровской Германии. Совершено надругательство над принципами добра и чести. В угоду реваншизму, с позиций морального релятивизма антифашисты приравнены к фашистам. Остановившие конвейер смерти в Освенциме приравнены к зодчим Освенцима. Согласно логике ОБСЕ, сражавшиеся в рядах советской армии наши родные и близкие приравнены к извергам Waffen-SS. А вся Вторая мировая война перестаёт быть схваткой Человека со Злом. Это оскорбление всех народов, боровшихся с гитлеризмом». Кто-то из читателей не согласен? А ведь у нас многие либералы в СМИ открыто встают именно на позицию ОБСЕ в своей оголтелой «десталинизации». Это в Израиле не проходит, особенно в среде евреев-ветеранов Великой Отечественной – такой кипеш устроят!

В нескончаемых анонсах Первого талдычат: «Два еврея Познер и Ургант поедут в Израиль, чтобы узнать у коренных евреев, что такое еврейское счастье. Выражение еврейское счастье используется только в России, и евреи не могут дать точный ответ, что это такое, они не используют такое выражение». Так ведь и мы «русское счастье» – не говорим. Может потому, что нет его на просторах России. А с таким правительством и ТВ – и не будет… «От счастья до несчастья – шаг, от несчастья до счастья – вечность». На этом долгом пути по пустыне глашатаи антисистемы нам не помощники и не попутчики.