Виолетта КОРЫШОВА. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ХОМЯЧКОВ, или Очередной «шедевр» Татьяны Толстой

Автор: Виолетта КОРЫШОВА | Рубрика: ТРИБУНА МОЛОДЫХ | Просмотров: 939 | Дата: 2015-11-30 | Комментариев: 1

 

Виолетта КОРЫШОВА

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ХОМЯЧКОВ, или

Очередной «шедевр» Татьяны Толстой

 

«Последнюю Нобелевскую премию по литературе дали, как известно, за публицистику. Но может ли она быть литературой? Ещё как может, о чём говорит только что вышедшая книга Татьяны Толстой «Войлочный век», возможно – крупнейшее литературное событие 2015 года», – начинает свой обзор Дмитрий Косырев.[1]

Не знаю, чему удивляться больше: тому, что автор оправдывает премию Алексиевич или тому, что называет книгу Толстой «крупнейшим литературным событием 2015 года».

Думаю, будет не лишним рассказать немного о самом Дмитрии Косыреве. По данным РИА Новости, он является российским востоковедом, журналистом, политическим обозревателем РИА Новости и писателем, а также одним из колумнистов «Новой газеты». (Напомню, что Дмитрий Киселёв, генеральный директор РИА Новости, заявил в одном из своих интервью [2], что цель агентства – «восстановление справедливого отношения к России как важной стране мира с добрыми намерениями». И неужели «восстановить» это самое справедливое отношение поможет колумнист оппозиционной «Новой газеты»? Так кого же следует заподозрить в «двойной игре»: Косырева или Киселёва? Хотя в любом случае первый предстаёт перед нами не в лучшем свете. На мой взгляд, невозможно работать одновременно в СМИ, находящихся на противоположных идеологических полюсах, а соответственно, и разделять точки зрения обеих структур. Вывод, думается, сделаете сами.) Кроме прочего, Дмитрий Косырев – бывший чемпион России по курению сигар в командном зачёте, участник общественной организации «Общероссийское движение за права курильщиков» (спонсируемой табачными компаниями), член правления Движения за права курильщиков, критик антитабачных кампаний.

Конечно, по наличию табачной зависимости людей не судят, но, на мой взгляд, гордиться чемпионством в зачёте по курению сигар как минимум странно. И если человек в заслугу себе ставит ЭТО, то неудивительно, что и «творения» Толстой приведут его в восторг. Возможно, я категорична, но вряд ли писатель, который даёт своим произведениям названия вроде «Кысь», «Изюм», «Сёстры», «День», «Ночь», «Река», сможет создать нечто поистине стоящее. Хотя, наверняка, найдутся и те, кто оправдает скудную фантазию Татьяны Никитичны. Так, например, «Википедия» утверждает, что «в интеллектуальных кругах писательница получает репутацию оригинального автора». Видимо, у меня с интеллектуальными кругами разные понятия оригинальности.

Однако идём дальше. «А тут – это же не литература, когда в сборнике рассказывается про «Поле чудес», не человечка из коробочки, а Леонида Якубовича, его Якубовичем и называют, вдобавок в выражениях и определениях не стесняются,  – продолжает Дмитрий Косырев [1]. – А что вы хотели от женщины из передачи «Школа злословия» – вот и злословит. Хлещет злые времена наотмашь и сквозь слёзы, мстит прошлому, и настоящему достается тоже».

«Мстит прошлому»… Мстит, простите, за что? Её произведения печатались в журналах, повсеместно издавались; ей присуждали награды (Мраморный фавн (2000); лауреат Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2001); лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (2003) и другие); позволяли открыто злословить на телевидении; прощали даже такие заявления: «Он [Горбачев, – прим. автора] может убить кого-нибудь ради процветания страны. И если он это сделает, я скажу, что правильно сделал» [3]. Или всё же мстит за то, что пришлось вернуться из США в Россию?

«Нынешней осенью кто только не удивился, когда Нобелевскую премию по литературе присудили Светлане Алексиевич, кстати, за то самое – за журналистско-публицистические исследования. Как считают, конкретно за «Время секонд-хэнд» – так это ведь примерно то же, что «Войлочный век» [1]. Автор действительно полагает, что подобное сравнение привлечет ещё больше читателей (проамерикански настроенные здесь не в счёт)?

Дальше Косырев пишет: «Но в том-то и дело, что Толстая и Алексиевич никак не соприкасаются и рядом не стоят, разве что могут найти пару-тройку общих взглядов на Россию или политику. Но ведь дар, драгоценный писательский дар, к политическим и прочим убеждениям никакого отношения не имеет» [1].

А что за взгляды, Дмитрий Евгеньевич уточнить не поспешил. Так это сделаю я. Вот, к примеру, высказывания Алексиевич о России и русском народе:

«Один итальянский ресторатор вывесил объявление «Русских не обслуживаем». Это хорошая метафора. Сегодня мир снова начинает бояться: что там в этой яме, в этой бездне, которая обладает ядерным оружием, сумасшедшими геополитическими идеями и не владеет понятиями о международном праве. Я живу с ощущением поражения»;

«На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ в начале 70 лет обманывали, потом ещё 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди» [«За какую литературу Алексиевич получила Нобелевскую премию» / Игорь Потапов / Regnum.ru].

И для сравнения несколько высказываний Татьяны Толстой, которая тоже недалеко ушла:

«Страна не такова, чтобы ей соответствовать! Её надо тащить за собой, дуру толстожопую, косную! Вот сейчас, может, руководство пытается соответствовать, быть таким же <…> тупым, как народ, таким же отсталым, как народ»;

«Когда тебя читают 22 000 человек, это автоматически означает, что 21 000 из них – хомячки. Их реакция прогнозируема и планируема. Время от времени я пишу пост так, чтобы хомячки набежали и перегрызлись. Это же все манипуляции. Накрошишь им: эй, мышки, давай сюда. Бегут, бегут! Чтобы не пропустили место прикормки, пост хорошо озаглавить, например, «Русофобия». Обязательно прибегут и обвинят меня, в чём бы вы думали? В русофобии. Не ошибутся» [Русофобствующая «графиня» / Андрей Соколов / Столетие.Ru].

Следует ли комментировать подобное? Думаю, каждый из нас уже сделал выводы. Что же касается писательского дара, который «к политическим и прочим убеждениям никакого отношения не имеет», то пусть так. Вот только скажу, что он и к Толстой никак не относится. (Подробный анализ творчества Татьяны Никитичны можно найти в статьях В.Бондаренко, В.Максимова, Н.Федченко, с которыми я по этому поводу солидарна.)

Но вот Дмитрий Косырев со мной и вышеуказанными авторами не согласился бы. В завершении своих рассуждений и похвал он приводит следующий отрывок из рассказа писательницы:

«А лет двадцать назад он, небось, думал: всё отдам за эти ноги! Недолго думал, но всё-таки был такой порыв. А ещё до того – на велосипеде, и с горки, и в ушах свистело. А еще до того – сидел на озере с удочкой, и туман такой по гладкой воде, и хлеб в кармане. А ещё до того поймал жука, огромного, с зеленым отливом, и перевернул, и смотрел, как он лапками шевелит. А ещё до того. А ещё. А теперь».

И комментирует его: «Объяснять, как Толстые «это делают», бесполезно и не нужно. Они просто есть, и довольно».

При этом, если верить самой Татьяне Никитичне, пишет она, «чтобы руку разминать, чтобы не забыть, как грамматически строить предложения» [4]. Вот только, кажется, память её всё же подводит. Разве нас учили подобному синтаксису?

Замечу, что немного ранее автор растолковал феномен «таланта» Толстой: «Откуда у неё это взялось – да вот от дедушки, Алексея Толстого, потрясающего стилиста. Та же щедрость словесных находок, та же лёгкость, те же запоминающиеся навек образы, то жуткие, то смешные».

Действительно, и почему же я не обратила на это внимание? Образ жука прописан идеально – надолго запомню, что он был огромным, с зеленым отливом, да ещё и лапками шевелил! А туман? Неописуемый, видимо, и чтобы обеспечить лёгкость восприятия, писательница подобрала самый подходящий эпитет «такой»: «Туман такой по воде».

Видно, далеко мне до именитых «мастеров слова», а потому не смею посягнуть на великое творение Толстой. Похоже, чтобы по достоинству оценить талант именитой писательницы, нужно как минимум быть чемпионом в забеге по курению или хотя бы состоять в интеллектуальных кругах с «правильным» пониманием слова «оригинальность».

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Источники:

[1] «Войлочный и серебряный век Татьяны Толстой». Дмитрий Косырев.  РИА Новости.

[2] http://lenta.ru/news/2013/12/09/kisselyov

[3] «Мародерствующие шалуны». Владимир Максимов. «Континент», 1989, стр.362

[4] http://ivona.bigmir.net/showbiz/stars/367990-Korrespondent-Eshe-odna-iz-roda-Tolstih-Ekskluzivnoe-intervu-s-pisatelnicei-Tatyanoi-Tolstoi-Polnii-tekst