Людмила КОЗЛОВА. ОБРАЗ ВРЕМЕНИ. О третьем выпуске альманаха «Врата Сибири» – 2015 г.

Автор: Людмила КОЗЛОВА | Рубрика: РЕЦЕНЗИЯ | Просмотров: 816 | Дата: 2015-11-23 | Комментариев: 0

 

Людмила КОЗЛОВА

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ

О третьем выпуске альманаха «Врата Сибири» – 2015 г.

 

В настоящее время, когда число периодических изданий в России перевалило за миллионный рубеж, одной из главных задач журнала или альманаха становится умение сохранить свою самобытность, удивить «лица не общим выраженьем». География авторов является одним из инструментов в создании индивидуального имиджа периодического издания. Название альманаха «Врата Сибири» – это как раз заявка на индивидуальность. Ясно, что читатель, который пожелает познакомиться с творчеством сибиряков, в первую очередь обратит внимание именно на этот альманах. Название издания – это ключевые слова в поиске литературных произведений сибирского региона.

Содержание нового выпуска альманаха не разочарует дотошного читателя, ибо в третьем номере он найдёт хорошую прозу, современную поэзию и публицистику авторов Тюмени, Тюменской области, Тобольска, Сургута, Екатеринбурга и гостей издания – авторов «Бийского вестника», писателей Алтая.

Альманах даёт возможность органичного сосуществования в параллельных мирах под общей обложкой и продолжателям традиций русской прозы, и творцам современной художественной прозы, и хорошей литературе для детей.

Открывается третья книжка 2015 года экскурсом в наследие классика тюменской литературы Ивана Ермакова. Сказ «Богиня в шинели», впервые опубликованный в 1961 году, и тогда и сейчас удивительным образом вписался в процесс мифологизации истории СССР и Великой Отечественной войны – вот такое совпадение времён! История сибирских богатырей-воинов, оказавшихся волею судьбы в немецком лагере для военнопленных, героически преодолевших и издевательства фашиста Карлушки и лагерных псов-охранников, и прорвавшихся на свободу, попутно спасших «красоту небесную» – статую прекрасной богини, это сказка. Но сказка-быль, созданная мелодически (лексически) по законам народного сказа. Образы героев, хотя и условны, стилизованы под сказочных персонажей, но несут в себе мощный заряд высокого чувства народного патриотизма. «Богиня в шинели» Ивана Ермакова поразительно современна, так как в основе её лежат глубинные мотивации, установки на идеалы русского народа.

Анатолий Кондауров, бывший сотрудник МВД, а в дальнейшем – охотник-промысловик, представил читателям рассказы – реалистическую прозу о буднях сибирского братства таёжников-промысловиков, их особом укладе быта, отношениях с природой и обитателями тайги. Главный герой рассказов – бывший охотник по прозвищу Скат – такой современный Дерсу Узала и одновременно – детектив, готовый к любым поворотам событий, даёт читателю пищу для размышлений о том, насколько меняется человек под воздействием обстоятельств, реалий времени, и меняется ли вообще.

Если для произведений, основанных на продолжении традиций русской прозы (в том числе и в лексике), характерен явный уклон в сторону художественности, изобразительности, создания реалистической картины жизни, то для современной прозы органичен уход в смысловые горизонты, в философию жизни.

Так Елена Шамова, молодой прозаик, журналист из Тюмени, представлена в третьем номере рассказами в стиле реалистического фэнтези. Этот удивительный жанр позволяет автору поднять пласт серьёзных, трагических проблем современной жизни, не проваливаясь при этом в чернуху. Так что напрасно редакторы многих толстых журналов пренебрежительно относят фэнтези к несерьёзной литературе. Фэнтези – это, в большой степени, инструмент литературы 21 века – века «виртуального реализма» – это термин Сергея Сметанина – одного из авторов третьего выпуска альманаха «Врата Сибири».

Сергей Сметанин представляет раздел литературоведения и критики. Его статья «О философии поэтики» ценна, в первую очередь, тем, что даёт системный подход к принципам новой поэтики (виртуального реализма) и особенностям поэтического мышления.

Мария Синюкова, преподаватель ТюмГУ, в статье «Так было», анализируя военный роман К.Я. Лагунова, приводит ряд глубоких размышлений писателя о смысле и цели человеческого существования: «Жестоким насилием и террором добились большевики покорности и послушания крестьян. А можно ли по-другому? А надо ли по-другому? А как по-другому? Над этими вопросами я тогда не задумывался, восприни­мая как что-то неизбежное и непреходящее окружающую реальность, а значит, и положение крестьян, которых большевики столкнули в бездну, превратив в удобрение грядущего коммунистического рая...».

Пищу для размышлений даёт и молодой публицист, студентка ТюмГУ, Мария Синягина. Её статья «Четыре лица Олега Печёрина» – о гибели молодого человека, которому нельзя было жить рядом с теми, кого он любил, ибо наркомания убивает не только самого больного, но и жизнь окружающих, заставляет заглянуть в ад современности, лживо зазывающий молодых людей в рай.

Интересно и поучительно для читателей фольклорное исследование «родовых корней» Бабы Яги от краеведа, члена СПР Аркадия Захарова. Много неожиданных открытий лежит на этом пути, например: сказание о сражении Алеши Поповича с бабой Горынкой за об­ладание её прекрасной дочерью, волшебницей и богатыршей Ягой Яги­ничной, где причудливо переплетаются (как в жизни) и меняются местами Добро и Зло.

Татьяна Солодова, педагог, автор нескольких книг в третьем номере альманаха представлена краеведческой статьёй, посвящённой земляку родом из Тобольска – учёному, физику Борису Грабовскому, одному из тех, кто стоял у истоков изобретения современного телевидения.

Поэзия третьего номера – это опыты жизни в образном осмыслении прозаика и драматурга Зота Тоболкина, патриарха тюменской литературы (в последствии жил в Москве) и поэзия молодого автора Романа Поплавского, в которой преобладают классические формы стихосложения.

Познавательна и полезна для читателей рубрика «У нас в гостях», где на сей раз опубликованы поэзия и современная проза писателей старинного города-крепости, а ныне наукограда Бийска – авторов альманаха «Бийский вестник».

Главное впечатление от третьего выпуска альманаха «Врата Сибири» оставляет вполне гармоническое сосуществование традиционной литературы, имеющей склонность к художественной изобразительности – и современной литературы, которая занята поиском смыслов и смыкается с философскими исследованиями человека и мира. В этом плане альманах – это одномоментный срез литературного процесса Сибири, как части литературных течений начала 21 века.

Бийск