Евгений НОВИКОВ. ПРОДОЛЖАТЕЛЬ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. К 125-летию скульптора Дмитрия Цаплина

Автор: | Дата: 2015-04-02 | Просмотров: 478 | Коментариев: 0


Евгений НОВИКОВ

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

К 125-летию скульптора Дмитрия Цаплина

 

8 февраля 2015 года исполнилось 125 лет со дня рождения талантливого скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина. Его выставки в 30-х годах произвели настоящий фурор в Англии, Франции, Испании.

Дмитрий Филиппович родился в крестьянской семье в селе Малый Мелик (Выселки) Балашовского уезда Катаврасовской волости Саратовской губернии. Его отец, Филипп Александрович, в 1872 г. переехавший вместе с родителями из Тульской губернии, имел одиннадцать детей. Дмитрий был четвертый ребенок в семье. Школу Дмитрий посещал «всего одну зиму», научился считать и писать, а дальше нужно было помогать по хозяйству. До армии Дмитрий пахал землю, работал кузнецом, слесарем, плотником, столяром, сапожником.

«Все начинается с начала», – любил говорить скульптор. Его первая работа – автопортрет, вырезанный из кам­ня, стал началом пути в искусстве. «Я был счастлив за этой работой. Для меня открылся мир, и я стал жить, а до этого я не чувствовал жизни». Вырезанный перочинным ножом бюстик хранился в футляре, сделанным им самим. Он очень дорожил этой работой (после смерти дочери место нахождения её не известно).

В 1919 году, после восьми лет службы в царской, а затем Красной Армии, желая получить профессиональное образование, Цаплин поступает в Саратовские Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), располагавшиеся в то время в здании музея им. Радищева. Стараясь расширить свои знания, он слушал лекции о современном и древнем искус­стве и запоем читал книги.

Проучившись один учебный год Дмитрий, не найдя понимания со своим педагогом в классе ваяния о задачах скульптуры и методике обучения, стал работать самостоятельно. "По признанию самого Цаплина, в школе он чувствовал себя ужасно одиноким: он не понимал учителей и того, зачем нужно ему было рисовать греческие фрески, а профессора не понимали ученика и того, что, собственно, нужно ему от искусства" –  писал И.Лещенко (1936 г.). Причиной является то, что он попадает в ГСХМ уже сложившимся мастером, наделенным яркой индивидуальностью и не терпевшим вмешательства со стороны. Кроме того Цаплину были непонятны модные левые течения в среде художников – кубисты, футуристы и т.п. Дмитрий Филиппович интуитивно пытался выразить то, что подсказывала ему душа.

Вот, например, деревянные скульптуры славян, найденные в Обердорде в Тюрингии и рядом скульптура Д.Ф. Цаплина. Применение дерева славянскими мастерами для изображений богов не случайность, а многовековая вера в магическую силу дерева. И свои первые работы Цаплин начал делать из дерева, словно ему генетически передались знания своих древних предков о магических свойствах этого материала.

 «Подобно язычнику, поклоняющемуся силам природы, Цаплин остро и точно чувствует дух материала, его образ, а профессиональное мастерство обогащает этот образ, одухотворяет его, выводя тем самым на более высокий духовный рубеж». (О.Яблонская. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989.).

«Работы Цаплина прекрасны в своей простоте и даже в некоторой грубости. Настоящей, русской, мужской. Выходец из глубин крестьянской среды, самобытный, русский до мозга костей, Дмитрий Филиппович всецело жил искусством. Он был аскетом в жизни. Материальных соблазнов для него не существовало. Он никогда не кривил душой. Он жил, высекая из камня и вырубая из дерева свои мысли и чувства. Пребывание за границей проходило для него под глубоко осознанным девизом: «Мой долг быть полезным Родине». Он наотрез отказывался продавать свои произведения за границей, считая, что «должен привезти все домой». Фанатик своего дела, человек великих страстей, и, как многие талантливые люди, со сложным и трудным характером — масштабность его выражалась во всем. Он не был гибким – он был глыбой. Служение искусству пронес высоко и убежденно через всю свою жизнь. (Лещенко-Сухомлинова Т.И. «Записки о скульпторе Цаплине», Панорама искусств №6. М. 1983).

Как заметил заслуженный художник РФ Г.В. Животов, ученик великого мастера: «Цаплин был плоть от плоти русского народа, он стал выразителем русского мира во всей его блистающей широте и темной, тектонической глубине…».

Несмотря на то, что приходилось голодать, много сил отдавал своему любимому делу. Саратовцы нередко видели, как какой-то «долговязый чудак» таскал на себе с берега Волги бревна и складывал их в своей мастерской когда-то бывшей конюшней.

Именно здесь в Саратове в 1921-1922 годах, когда в Поволжье свирепствовал голод, Дмитрий Цаплин создает свои потрясающие скульптуры «Песнь Весны», «Гамму» и «Танец».

Саратовский период с 1919 по 1924 год является базовым в формировании основного Цаплинского стиля скульптуры. Здесь же в декабре 1924 го­да состоялась его первая персональная выставка, прошедшая в здании музыкального техникума, в дальнейшем переименованного в Саратовскую консерваторию. Молодой скульптор Цаплин представил немного работ – «шесть изваяний из дерева и три портре­та из гипса».

Изумив саратовцев, Цаплин уехал в Москву, где под мастерскую ему выделили место в сарае при Доме союза писателей «у Герцена». Хоть там было темно и холодно, но зато была возможность работать с громадными бревнами, из которых он вырезал свои статуи. Из-за отсутствия постоянного места жительства жил он «по приятелям».

Его персональную выставку 1927 года посетили А.В. Луначарский, К.Е. Ворошилов, известные художники и искусствоведы, такие как И.Э. Грабарь, Я.А. Тугендхольд, А.В. Бакушинский. О работе выставки была снята кинохроника, впоследствии показанной во многих городах СССР. Под впечатлением от работ Цаплина, представленных на этой выставке, Луначарский в этом же году отправляет его работать за границу «для совершенствования мастерства».

В Париже Дмитрий Филиппович подружился с Пикассо. Он часто бывал в его мастерской и с восторгом отзывался о работах этого всемирно признанного мастера. А когда Пикассо увидел цаплинского мыслителя то пришел от него в полный восторг: «Мыслитель Цаплина лучше мыслителя Родена».

Там же в Париже он познакомился с Татьяной Лещенко-Сухомлиной, в браке с которой у них родилась дочь Вера. С 1933 по 1934 годы Цаплин с семьей жил в Испании. Здесь состоялись четыре его персональные выставки. Одна из них проходила весной 1934 года в Музее современного искусства в Мадриде. На ней экспонировалось 33 его произведения. 9 марта 1934 года в газете «Ла Насьон» была напечатана рецензия, в которой в частности говорилось «Эти скульптуры – прекрасные произведения истинного художника. Главные его черты – сила и жизненность. Сила, которая нас просто потрясает, а также его монументальность. Как сама эпическая скульптура, скульптура Цаплина, несмотря на небольшой размер, кажется грандиозной... его лиризм выражается в сильной форме, он и грациозен, он и динамичен». В 1935 году с большим успехом прошла его персональная выставка в Лондоне.

Дмитрий Филиппович Цаплин это неповторимый талантливый саратовский скульптор, продолжатель славянской культуры. В этом его трагедия и в этом его бессмертие! Он славянин, славянин по духу. Доброта и упорство, простота и независимость, глубокое чувство справедливости. Он не унижался, не клянчил блага и награды. Он работал. Работал до самозабвенья, не обращая внимания на интриги и семейные неурядицы. В этом его творческий путь был схож с итальянским скульптором Микеланджело Буонаротти.

Ушел из жизни Дмитрий Филиппович Цаплин 25 ноября 1967 года. Тело его было кремировано, но где находится прах, неизвестно. В 2004 году на месте дома, где находилась мастерская, началось строительство торгового комплекса. Находившиеся там скульптуры были выброшены в близлежащий подвал. В 2005 году скульптор В.П. Буйначев с коллегами Д.Н. Тугариновым, Г.И. Красношлыковым, П.Тураевым и Р.Шерифзяновым перевезли около 40 оставшихся из 250 работ Цаплина в мастерские Объединения московских скульпторов, тем самым сохранив их от уничтожения.

Надо с благодарностью отметить, что В.П. Буйначев собрал и реставрировал многие произведения Дмитрия Филипповича Цаплина, организовал ретроспективную выставку «Дмитрий Цаплин. Трагедия скульптора», состоявшуюся в 2005 году в Московском Музее современного искусства на Петровке.

В 2007 г. на выставке анималистической скульптуры и графики 1910-1950-х годов были представлены зрителям скульптуры Д.Ф. Цаплина из коллекции Третьяковской галереи. А в 2008 г на экспозиции скульптуры 1930-х годов «Труд и оборона» выставлялась скульптура Дмитрия Филипповича «Оборона и труд».

Что такое бессмертие? Это не попытка сохранить бренное тело. Бессмертие – это память, память близких людей, память народа! Человек живет, пока его помнят…